Санкт-Петербургский государственный институт
психологии и социальной работы
Научно-практический журнал издается с 2001 года
2010
ВЫПУСК 1
ТОМ 13
Санкт-Петербург
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
И Н С Т И Т У Т А П С И Х О Л О Г И И И С О Ц И А Л Ь Н О Й РА Б О Т Ы
Редакционная коллегия:
Главный редактор:
ПЛАТОНОВ Ю. П.
– д. пс. н., профессор, ректор СПбГИПСР, зав. кафедры
прикладной социальной и организационной психологии
Ответственные редакторы:
ГИНЕЦИНСКИЙ В. И. <...> КОКОРЕНКО В. Л.
– к. пс. н., доцент, декан факультета психолого-социальной
работы
– д. пс. н., профессор, зав. кафедры психологии здоровья
– к. п. н., доцент кафедры педагогической антропологии,
фамилистики и гендерологии
– к. пс. н., доцент, зав. кафедры общей и дифференциальной
психологии
– к. пс. н., доцент, декан факультета прикладной
психологии
Секретарь редакционной коллегии:
БОГДАНОВА Н.В.
– к. фил. н., доцент кафедры иностранных языков
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства
в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. <...> Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-27499 от 14 марта 2007 г.
ISSN 1993-8101
Подписной индекс: 19304
© Санкт-Петербургский государственный
институт психологии и социальной работы
(СПбГИПСР), 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Гинецинский В. И. <...> СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ /
SPECIFICITY OF MOTIVATION SPHERE OF DELINQUENT TEENAGERS . <...> СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГОВ / MEANING ORIENTATION AND PROFESSIONAL
FORMATION OF TEACHERS . <...> ОПЫТ СОЗДАНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ГРУПП ВЗАИМОПОМОЩИ
И САМОЗАНЯТОСТИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ / EXPERIENCE
OF CREATION AND SUPPORT OF GROUPS OF MUTUAL AID
AND SELF-EMPLOYMENT OF FAMILIES WITH CHILDREN-INVALIDS . <...> ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ВЗРОСЛЫХ С НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ / TECHNOLOGY
OF PSIHOLOGO-SOCIAL SUPPORT OF ADULTS WITH NICOTINIC
DEPENDENCE . <...> СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ:
РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ /
SOCIAL WORK IN A SYSTEM OF SOCIAL <...>
Учёные_записки_Санкт-Петербургского_государственного_института_психологии_и_социальной_работы_№1_2010.pdf
Санкт-Петербургский государственный институт
психологии и социальной работы
Научно-практический журнал издается с 2001 года
2010
ВЫПУСК 1
ТОМ 13
Санкт-Петербург
Стр.1
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Редакционная коллегия:
Главный редактор:
ПЛАТОНОВ Ю. П.
Ответственные редакторы:
ГИНЕЦИНСКИЙ В. И.
КУЛГАНОВ В. А.
ПЛАТОНОВА Н. М.
Члены редакционной коллегии:
ДУДЧЕНКО З. Ф.
НИКИФОРОВ Г. С.
ТЮРИНА Э. И.
ЯКОВЛЕВА И. В.
КОКОРЕНКО В. Л.
Секретарь редакционной коллегии:
БОГДАНОВА Н.В.
– д. пс. н., профессор, ректор СПбГИПСР, зав. кафедры
прикладной социальной и организационной психологии
– д. п. н., профессор, зав. кафедры педагогической
антропологии, фамилистики и гендерологии
– д. мед. н., профессор, проректор по научной работе
– д. п. н., профессор, зав. кафедры социальной работы
и социальных наук
– к. пс. н., доцент, декан факультета психолого-социальной
работы
– д. пс. н., профессор, зав. кафедры психологии здоровья
– к. п. н., доцент кафедры педагогической антропологии,
фамилистики и гендерологии
– к. пс. н., доцент, зав. кафедры общей и дифференциальной
психологии
– к. пс. н., доцент, декан факультета прикладной
психологии
– к. фил. н., доцент кафедры иностранных языков
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства
в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-27499 от 14 марта 2007 г.
ISSN 1993-8101
Подписной индекс: 19304
© Санкт-Петербургский государственный
институт психологии и социальной работы
(СПбГИПСР), 2010
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Гинецинский В. И. / Ginetsinsky V.
ПЯТИКОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОГРАФИИ ЭГО / FIVE-COMPONENTAL
MODEL OF PSYCHOGRAPHICS OF THE EGO . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Белов В. Г., Парфенов Ю. А. / Belov V., Parfenov Y.
СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ /
SPECIFICITY OF MOTIVATION SPHERE OF DELINQUENT TEENAGERS . . . . . . . . . . . . . 12
Змановская Е. В., Шапенкова И. П. / Zmanovskaya Е., Shapenkova I.
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ШКОЛЫ ИСКУССТВ / PECULIARITIES OF VALUE-SEMANTIC RANGE
OF SCHOOL OF ARTS STUDENTS' PERSONALITY . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Чернов Д. Ю. / Chernov D.
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГОВ / MEANING ORIENTATION AND PROFESSIONAL
FORMATION OF TEACHERS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Лебедева С. С. / Lebedeva S.
ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КОНТЕКСТЕ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА / CONNECTION THEORY AND PRACTICE
FOR POST GRADUATE PROFESSIONAL EDUCATION OF SOCIAL WORK
SPECIALISTS WITH THE HELP OF COMPETETENTIONAL PRINCIPLES . . . . . . . . . . . . . . 28
Иваненков С. П., Ефанова О. А. / Ivanenkov S., Efanova O.
ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РОССИИ / THE PROBLEM OF CULTURAL
NEEDS OF THE YOUTH IN CONTEMPORARY RUSSIA . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Безух С. М. / Bezukh S.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ИНВАЛИДОВ / PRINCIPLES OF ORGANISATION MEDICAL AND SOCIAL
REHABILITATION OF INVALIDS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Платонова Н. М., Платонов М. Ю. / Platonova N., Platonov M.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / PROBLEMS AND PROSPECTS OF INNOVATIVE
DEVELOPMENT OF SOCIAL WORK . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
3
Стр.3
Нестерова Г. Ф. / Nesterovа G.
ОПЫТ СОЗДАНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ГРУПП ВЗАИМОПОМОЩИ
И САМОЗАНЯТОСТИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ / EXPERIENCE
OF CREATION AND SUPPORT OF GROUPS OF MUTUAL AID
AND SELF-EMPLOYMENT OF FAMILIES WITH CHILDREN-INVALIDS . . . . . . . . . . . . . . . 46
Мусина В. П. / Musina V.
ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ВЗРОСЛЫХ С НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ / TECHNOLOGY
OF PSIHOLOGO-SOCIAL SUPPORT OF ADULTS WITH NICOTINIC
DEPENDENCE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Кабылинский Б. В. / Kabylinskiy B.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ:
РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ /
SOCIAL WORK IN A SYSTEM OF SOCIAL POLICY: THE ROLE
OF CIVIL SOCIETY IN MODERN RUSSIA . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ
Ляксо Е. Е. / Lyakso E.
ВЛИЯНИЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ В СЕМЬЕ НА РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / FAMILY TOBACCO SMOKING INFLUENCES ON EARLY
CHILD SPEECH DEVELOPMENT . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Дудченко З. Ф. / Dudchenko Z.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ /
REPRESENTATIONS OF STUDENTS ABOUT A HEALTHY WAY OF LIFE . . . . . . . . . . . . . . 68
Анисимов А. И., Киреева Н. Н. / Anisimov A., Kireeva N.
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ / ТHE PROBLEM
OF SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF OCCUPATIONAL
HEALTH OF PERSONALITY . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Костина Л. М. / Kostina L.
ПРЕВЕНТИВНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ /
PREVENTIVE ADAPTATION OF PUPILS TO SCHOOL TRAINING . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Клюкина Э. С. / Klukina E.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИЛЛЮЗИЯ ГАРАНТИРОВАННОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
ИЛИ РЕСУРС БУДУЩЕГО? / HIGH EDUCATION: ILLUSION OF WELLBEING
OR RESOURCE OF THE FUTURE? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
4
Стр.4
Семенков В. Е. / Semenkov V.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОГО СПРОСА
НА ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATIONAL STRATEGY OF HIGH SCHOOL
IN THE CONDITIONS OF A MARKET DEMAND FOR FORMATION . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Поляков А.В. / Polyakov A.
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ К СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ /
THE PROBLEM OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF UNIVERSITY
TEACHERS TO THE MODERN EDUCATION SYSTEM. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Белавина О. В. / Belavina O.
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ С ПРОБЛЕМАМИ В ОБУЧЕНИИ:«ДВАЖДЫ ОСОБЕННЫЕ
УЧАЩИЕСЯ» / GIFTED CHILDREN WITH LEARNING DISABILITIES: «TWICE
EXCEPTIONAL STUDENTS» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
Серов Н. В. / Serov N.
ЦЕННОСТИ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ / VALUES
AND CRITERIA OF SOCIAL INNOVATIONS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
АСПИРАНТСКИЙ СЕМИНАР
Калиниченко Е. С. / Kalinichenko E.
МЕХАНИЗМЫ СУИЦИДОГЕНЕЗА И ОЦЕНКА СУИЦИДАЛЬНОГО
РИСКА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ АУТОАГРЕССИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ / MECHANISMS OF DEVELOPMENT OF THE SUICIDE
AND ESTIMATION OF SUICIDE RISK AT VARIOUS FORMS
OF SELF-HURTING BEHAVIOUR . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Коротенкова Р. Г. / Korotenkova R.
ПРОБЛЕМА «Я-КОНЦЕПЦИИ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЯХ / THE PROBLEM OF «EGO CONCEPT»
IN PSYCHO-PEDAGOGICAL STUDIES . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Хохлева Е. В. / Khokhleva E.
ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ /
PREVENTION OF ADDICTIVE BEHAVIOR AMONG YOUTH THROUGH
THE FORMATION OF VALUABLE ATTITUDE TO LIFE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
5
Стр.5
НАШИ ГОСТИ
Агеев В. В. / Ageyev V.
ЗНАЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОРАЗВИТИЯ / MEANING
AS MEANS OF THE ORGANIZATION OF SELF-DEVELOPMENT . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Нуркатова М. М. / Nurkatova M.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ КАК ФАКТОР
РАЗВИТИЯ СУИЦИДАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ / TRANSFORMATION OF VALUESEMANTIC
SPHERE AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF TENDENCIES . . . . . . . . . 140
ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ
ЮБИЛЕЙ КАФЕДРЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ И ВНД. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Стр.6