Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации
ПИ ¹ 77-11261 от 30.11.2001
№ 4
2015
Владимир Караковский
(1932–2015),
основатель журнала
РЕДАКЦИЯ:
Дмитрий Григорьев,
главный редактор
Елена Шишмакова,
заместитель главного редактора
Светлана Лячина,
ответственный секретарь
Анна Ладанюк,
дизайнер
Ольга Денисова,
Алексей Ермилов,
художники
Татьяна Денисьева,
корректор
Татьяна Сер¸гина,
в¸рстка
Адрес:
109341, Ìîñêâà,
óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2
Телефоны:
(495) 345-52-00
Учредитель и издатель:
Издательский дом
«Народное образование»
© Народное образование, 2015
Электронная почта:
narodnoe@narodnoe.org
narob@yandex.ru
www. narodnoe.org
воспитательная
работа в школе
ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛ СПЕЦИАЛИСТА ПО ВОСПИТАНИЮ
ЭКСПЕРТНО-РЕДАКЦИОННЫЙ
СОВЕТ ЖУРНАЛА
Алиева Людмила Владимировна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Бедерханова Вера Петровна,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Борытко Николай Михайлович,
доктор педагогических наук, г. Волгоград
Григорьева Алевтина Ивановна,
кандидат педагогических наук, г. Тула
Карпушин Николай Яковлевич,
кандидат педагогических наук, г. Пермь
Колесникова Ирина Аполлоновна,
доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург
Круглов Юрий Георгиевич,
доктор педагогических наук, г. Москва
Куприянов Борис Викторович,
доктор педагогических наук, г. Кострома
Кушнир Алексей Михайлович,
кандидат психологических наук, г. Москва
Леванова Елена Александровна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Лузина Людмила Михайловна,
доктор педагогических наук, г. Псков
Остапенко Андрей Александрович,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Паладьев Сергей Леонидович,
кандидат педагогических наук, г. Ярославль
Фришман Ирина Игоревна,
доктор педагогических наук, г. Москва
НАРО ДНОЕ ОБР АЗОВАНИЕ
Стр.2
ВЕЛИКИЕ ВОСПИТАТЕЛИ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
Разрабатывая свой метод, Декроли использовал достижения биологии
Овид Декроли (1871—1932) —
прогрессивный бельгийский
педагог, видный представитель
движения за «новое воспитание»,
врач и психолог.
В 1901 ã. в окрестностях Брюсселя
Декроли открыл институт для
умственно отсталых детей, а вскоре,
в 1907 ã., в Брюсселе — школу
для нормальных детей от 3 до
18 лет, которая продолжает существовать
и поныне. Научные интересы
Декроли были многогранны:
он изучал особенности логического
мышления, временных, числовых
понятий у детей, разрабатывал
методику обучения чтению и рисованию,
создал оригинальную
систему дидактических игр.
Декроли — автор многочисленных
коллективных и индивидуальных
тестов для исследования развития
детей различных социальных слоев
общества. Теоретической основой
педагогики О. Декроли является
его теория интересов и потребностей,
которые у детей, в конечном
счете, определяются инстинктами.
Сущность педагогического процесса,
по Декроли, состоит в удовлетворении
этих интересов и потребностей
(в питании, одежде, защите
перед лицом опасности, труде
в общине и для общины и ò. ä.).
Исходя из этой теории, Декроли
разработал свой метод, комплексы
— «центры интересов».
Декроли был широко известен
в мире, его педагогический метод
нашел применение в школах
и дошкольных учреждениях мира,
он и сейчас оказывает влияние на
работу дошкольных учреждений
разных стран.
конца XIX в., философию витализма, прагматическую психологию. Свой
метод он противопоставлял работе в современной ему школе, где, по его
мнению, господствовал формализм, материал был мало связан с интересами
детей, а количество его в большинстве случаев превосходило их возможности,
различные области знаний были отделены друг от друга, а это
противоречит особенностям мышления ребенка; упражнения не стимулировали
свободной активности детей; школа была оторвана от их повседневной
жизни. Сущность метода «центров интересов» состоит в том, что
работа с детьми строится вокруг тем, которые Декроли разработал в соответствии
с признанными им детскими потребностями. На этом основании
изучение учебных предметов в школе, систематические и планомерные
занятия детей в детских садах заменяются «центрами интересов» детей,
когда они наблюдают, читают, пишут, рисуют, лепят только то, что связано
с данной темой. В результате уроки в школе, занятия в детском саду теряют
последовательность и систематичность, теряют и свое обучающее значение.
Педагог не дает детям знаний, они добывают их в процессе деятельности;
он лишь помогает детям, консультирует их. Для проработки тем
предлагается следующий, «психологический», порядок: наблюдение,
ассоциация, выражение. Для наблюдения берется тот предмет или то явление,
которые определяют содержание темы. Это реальные предметы
и явления. Наблюдение предполагает их общее обозрение, измерение.
Цель наблюдения — выявить имеющиеся у детей представления о данном
предмете или явлении, обогатить их новыми ощущениями и представлениями.
Ассоциация имеет целью связать полученные путем наблюдения знания
с имеющимися у ребенка представлениями, установить сходство
и различия между предметами и явлениями; это — коллекционирование
и классификация различного рода материалов, подведение детей к обобщению.
Выражение — выявление ребенком его представлений и мыслей
в понятной для других форме через различные виды деятельности: рисование,
вырезание, лепку, моделирование, игру, драматизацию, письмо.
О. Декроли — автор широко известной серии дидактических игр, куда входят:
1)
сенсорные игры: зрительно-моторные и слухо-моторные;
2) арифметические;
3) игры, связанные с понятием времени;
4) игры, связанные с чтением;
5) игры грамматические и для развития речи.
Декроли отводил игре в воспитательном процессе огромную роль, считал
ее могучим побудителем духовного развития ребенка, стремился
вскрыть динамику этого явления. Он писал: «Игра — это радость. Когда
маленький ребенок играет, ему весело. В дальнейшем игра уступает место
другим видам деятельности». В играх О. Декроли используются окружающие
детей предметы и явления, а не абстрактные геометрические формы,
как у Фребеля. По мнению Декроли, игры следует применять как средства
повторения, закрепления, классификации и ассоциации имеющихся
у детей наблюдений. Как и другие представители «нового воспитания»,
Декроли считал, что ребенок, обучаясь, должен сам делать открытия, а не
усваивать знания, преподносимые педагогом или учебником. Но в отличие
от других представителей этого направления Декроли считал, что педагог
должен быть все время с детьми, активно помогать им во всех затруднениях,
жить их интересами, улавливать их запросы.
В о спи т а т ельн ая р аб о т а в шко ле 4/15
Стр.3