А своего рода «цоколь» такой организации педагогической речи — владение нормативной базой языка. <...> То есть те речевые качества, которые сделают слово педагога обращением коммуникативного лидера (им учитель всегда является) к аудитории. <...> В.О. Ключевский обращает внимание Он так и не станет им, пока речь его не достигнет сознания каждого из ребят, их на начало педагогического монолога, адресованного юной аудитории: «Преподавателю прежде всего нужно внимание класса или аудитории, а в классе и аудитории сидят существа, мысль которых не ходит, а летает, и подда¸тся только добровольно. <...> В преподавании самое важное и трудное дело — заставить себя слушать, поймать эту непоседливую птицу — юношеское внимание. <...> С удивлением вспоминаешь, как и чем умели возбуждать и задерживать это внимание иные преподаватели. <...> Но, бывало, напряж¸нно следишь за развертывавшейся постепенно тканью его ясной, спокойной, неторопливой мысли, и вместе с ударом звонка предмет лекции, какое-нибудь римское учреждение, вырезывался в сознании скульптурной отч¸тливостью очертаний. <...> Казалось, сам бы сейчас повторил всю эту лекцию о предмете, о котором за 40 минут до звонка не имел понятия». <...> 514–515) Точность речи, е¸ ясность и логичность — условия нашего лидирования в самых непростых ситуациях школьного урока, условия не только успешного начала урока, но и его проведения в целом. <...> Мастер художественного слова сообщает: «Фридрих принял е¸ вместе с братом, принцем Генрихом». <...> Сегодня точность и ясность речи нарушаются нередко, в том числе — учителями, речевые перлы которых попадают в Интернет, а если там и не оказываются — играют исключительную роль в формировании репутации. <...> «Достаточно плохо ты подготовился сегодня», — задумчиво 77 Исследования и эксперименты (85—93) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ сообщает учитель вместо разг. «плоховато» или нейтр. «довольно плохо». <...> Нужен как минимум невербальный сигнал, жест или интонационный сигнал, — чтобы однозначно <...>