УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
В последнее время многие средства массовой информации уделяют значительное вни
мание проблемам современного российского образования. Данная тематика весьма акту
альна.
Основные вопросы, которые вызывают полемику:
Как проверять качество образования?
Как обеспечить образовательную мобильность студентов?
Каковы перспективы Болонского процесса?
Как переходить на двухуровневую систему высшего образования?
Какими должны быть государственные образовательные стандарты (и нужны ли они)?
Сколько должно быть различных направлений подготовки в высшем образовании?
Данный номер журнала «Прикладная информатика» посвящен обсуждению большин
ства из этих актуальных вопросов, поскольку в различных вузах России ведется подготов
ка по десяткам направлений и специальностей для областей информатики и Computer
Science.
В подготовке номера приняли участие представители Министерства образования
и науки РФ, государственных служб и агентств, имеющих непосредственное отношение
к образованию, учебнометодических объединений и отдельных вузов, научноисследова
тельских институтов, занимающихся проблемами информатизации, члены экспертных со
ветов Высшей аттестационной комиссии РФ, а также представители компанийрабо
тодателей.
Журнал выступил с инициативой проведения «круглого стола»—совещания, на кото
ром представители органов управления образованием, вузов, учебнометодических объе
динений, научноисследовательских институтов и работодателей смогли бы в свободной
форме обсудить эти вопросы, обменяться мнениями по поводу решения накопившихся
проблем.
Читатели могут заметить, что мнения некоторых авторов по одним и тем же вопросам
существенно отличаются друг от друга. Это и понятно: каждый автор стремится аргументи
ровать и отстоять свою точку зрения, либо точку зрения вуза, либо целого учебноме
тодического объединения.
Редакционная коллегия считает, что выпуск подобных тематических номеров крайне
полезен при появлении у читателей массового интереса к решению актуальных проблем.
Главный редактор
А.А. Емельянов
Стр.1
Читайте в номере
ИНФОРМАТИКА И IT
И.Б. Фёдоров, И.П. Норенков, С.В. Коршунов
Подготовка специалистов в области компьютерных наук,
техники и технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
А.В. Михалёв, А.М. Чеповский
Проблемы профессиональных и образовательных стандартов
по информатике и информационным технологиям . . . . . . . . . 15
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Л.Г. Титарев, А.Н. Тихонов
Модели непрерывного профессионального образования
на основе компетентностного подхода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.Б. Рубин
Стандартизация образовательных программ
на «Болонском перепутье» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
НОРМАТИВНАЯ БАЗА РАЗРАБОТКИ
В.С. Сенашенко, В.Г. Халин
ГОС ВПО третьего поколения. Не пора ли остановиться? . . . . 64
ЗАДАЧИ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ
Ю.Ф. Тельнов
Предстоит серьезная работа по созданию
Государственного образовательного стандарта
направления «Прикладная информатика». . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Редакционная коллегия
Главный редактор
Емельянов А.А.
д. э.н., проф.
Заместитель главного редактора
Власова Е.А.
Члены редколлегии
Акперов И.Г.
Амбросов Н.В.
Бабошин А.В.
Бугорский В.Н.
Буянова Л.Н.
Волкова В.Н.
Диго С.М.
Дик В.В.
Емельянов С.А.
д. э.н., проф.
д. э.н., проф.
к. э.н., проф.
д. э.н., проф.
д. э.н., проф.
к. э.н., проф.
д. э.н., проф.
Звонова А.Н.
Иванов Л.Н.
Коршунов С.В.
Литвинова О.А.
Нешвеев В.В.
Попов И.И.
Потемкин А.И.
Росс Г.В.
Рубин Ю.Б.
Салмин С.П.
Тельнов Ю.Ф.
Халин В.Г.
Хубаев Г.Н.
Чистов Д.В.
Шахов Э.К.
Шориков А.Ф.
к. э. н.
д. т.н., проф.
к. т.н., проф.
к. э. н.
к. т.н., доц.
д. т.н., проф.
д. т.н., проф.
д. т. н., д. э.н., проф.
д. э.н., проф.
д. э.н., проф.
д. э.н., проф.
к.ф.м.н., проф.
д. э.н., проф.
д. э.н., проф.
д. т.н., проф.
д.ф.м.н., проф.
СОХРАНЕНИЕ УНИКАЛЬНОСТИ НАПРАВЛЕНИЙ
А.А. Емельянов
Компетенция выпускника учреждения
профессионального образования в Computer Science. . . . . . . 81
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ
Нелли Розина:
«Важнейшей частью стандарта станет
“квалификационный портрет” выпускника». . . . . . . . . . . . . . . 93
Елена Геворкян:
«Высшее образование — от элитарного
до не выдерживающего никакой критики» . . . . . . . . . . . . . . . 103
Олег Голосов, Иван Дрогобыцкий:
«Компетенции — это самый тяжелый пласт
в разработке стандартов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Михаил Лукьянчук:
«Образовательные стандарты должны базироваться
на профессиональных». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Александр Тихонов:
«Госстандарт для высшего образования не нужен.
Это было ошибкой, в том числе и моей как министра» . . . . . 124
Геннадий Росс:
«Подготовка компетентного специалиста — это задача,
которая не может быть полностью формализована» . . . . . . 132
. . . . . . 139
Стр.2
И.Б. Фёдоров, И.П. Норенков, С.В. Коршунов
нологиях, прочно заняли место одной из
наиболее быстроразвивающихся отрас
лей промышленности в развитых странах.
Достижения в этой отрасли непосредст
венно влияют на состояние и перспективы
развития других направлений науки и про
мышленности. Развитию информационно
телекоммуникационных систем в Россий
ской Федерации придается большое зна
чение, что подчеркнуто включением этого
направления в Список восьми приоритет
ных направлений развития науки, техно
логий и техники, утвержденный Прези
дентом РФ в 2006 году. Среди критических
технологий, поддерживающих это направ
ление, названы технологии обработки,
хранения, передачи и защиты информа
ции, производства программного обес
печения, распределенных вычислений и
систем.
В
Развитие информационнотелекомму
никационных систем невозможно без со
ответствующего кадрового обеспечения.
В последнее время ощущается существен
ная нехватка специалистов, способных
создавать и успешно эксплуатировать со
временные информационные системы биз
неса, автоматизированные системы проек
тирования и управления, Интернеттехно
логии и т.п. Динамичность развития отрас
ли обусловливает быстрое устаревание
знаний, поэтому требуется постоянное по
вышение квалификации сотрудников пред
приятий и учреждений, связанных как с раз
работкой информационных систем и техно
логий, такисих использованием. Но, преж
де всего, кадровая проблема должна
ычислительная техника, информа
ционные технологии, системы связи,
основанные на компьютерных тех
решаться в высшей школе при подготовке
бакалавров, дипломированных специали
стов и магистров.
Дальнейшее развитие данного направ
ления зависит от правильного выбора кон
цепции подготовки специалистов высшего
профессионального образования (ВПО) в об
ласти информационных технологий (ITкад
ров). В последние годы вузы совместно
с представителями работодателей проводи
ли оптимизацию Перечня специальностей
в сфере информационных и коммуникаци
онных технологий (ИКТ).
В 2002–2003 годах Московский госу
дарственный технический университет
(МГТУ) имени Н.Э. Баумана являлся коор
динатором выполнения научного проекта
«Определение перечня необходимых спе
циальностей, разработка государствен
ных образовательных стандартов высшего
профессионального образования и госу
дарственных требований к минимуму со
держания программ профессиональной
переподготовки в сфере ИКТ» федераль
ной целевой программы «Электронная
Россия (2002–2010 годы)». В ходе выполне
ния проекта были получены следующие ре
зультаты:
проведен обобщенный анализ квали
фикационных характеристик и квалифика
ционных требований, предъявляемых к спе
циалистам в сфере ИКТ, отражающих стре
мительное развитие фундаментальных нау
коемких направлений, связанных с преоб
разованием информации;
проведен мониторинг образовательно
го процесса, потребностей кадров в сфере
ИКТ и оценки качества подготовки на каж
дом уровне образования, выработаны реко
Образовательное пространство Информатика и IT
3
Стр.3