Очередной номер журнала «Качество образования», как всегда, исследует сразу несколько вопросов, актуальных для российской образовательной сферы. <...> Тема номер один в начале лета – это, без сомнения, ЕГЭ. <...> Главный редактор Айшат Темирова Практика Единого госэкзамена в нынешнем году содержала немало обнадеживающих моментов, позволяющих надеяться на то, о чем наши авторы писали не раз, – на совершенствование самого процесса. <...> В то же время содержательная программа ЕГЭ, как и сам принцип стандартизированного общефедерального экзамена, продолжает вызывать дискуссии. <...> Этот крайне важный для всего образовательного сообщества процесс находился в центре внимания на проходившем в июне II Международном форуме вузов. <...> КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИЮНЬ 2014 АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ INQAAHE: ОТ ОБЪЕДИНЕНИЯ УВЛЕЧЕННЫХ ИДЕЯМИ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ. <...> 4 Международная сеть агентств по гарантии качества в высшем образовании INQAAHE, основанная в 1991 году и объединяющая более 250 членов, является старейшей и одной из наиболее авторитетных организаций по вопросам оценки качества образования в мире. <...> Действующий президент ассоциации Кэрол Бобби и экс-президент Мария Хосе Леметр в эксклюзивном интервью журналу «Качество образования» ответили на вопросы редакции о роли INQAAHE в развитии области удостоверения качества, основных международных трендах в этой сфере и особенностях становления национальных систем гарантий качества образования. <...> СОБЫТИЕ РЕЙТИНГИ ВУЗОВ: НУЖЕН ПОВОРОТ К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ. <...> Результаты этих исследований, методика их проведения и принципы рейтингования вообще стали предметом обсуждения на состоявшемся в начале июня в Москве II Международном форуме вузов. <...> 12 В настоящее время в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2013-2020 гг. ведется разработка типовой модели учета результатов сертификации квалификаций в процедурах государственной аккредитации образовательной <...>
Качество_образования_№6_2014.pdf
Дорогие читатели!
Очередной номер журнала «Качество образования»,
как всегда, исследует сразу несколько вопросов, актуальных
для российской образовательной сферы.
Тема номер один в начале лета – это, без сомнения, ЕГЭ.
Главный
редактор
Айшат Темирова
Практика Единого госэкзамена в нынешнем году содержала
немало обнадеживающих моментов, позволяющих надеяться
на то, о чем наши авторы писали не раз, – на совершенствование
самого процесса. В то же время содержательная
программа ЕГЭ, как и сам принцип стандартизированного
общефедерального экзамена, продолжает вызывать дискуссии.
Новый градус остроты этим спорам придают фактические
результаты ЕГЭ-2014. Речь идет о широко известном,
отраженном в баллах, падении качества знаний выпускников.
Наши эксперты пытаются разобраться в данной проблематике,
как всегда, обеспечивая читателей полнотой
информации для самостоятельных выводов.
Среди актуальных тем – образовательные рейтинги. Этот
крайне важный для всего образовательного сообщества
процесс находился в центре внимания на проходившем в
июне II Международном форуме вузов. К сожалению, далеко
не всегда материалы таких интересных встреч представителей
профессионального сообщества становятся общественным
достоянием. Наш журнал по мере сил закрывает
эту нишу.
Среди информационных поводов месяца, на которые
никак не мог не откликнуться наш журнал, – объявление
результатов третьей волны мониторинга вузов. Наш
обозреватель, пытаясь разобраться в непростой истории
формирования и обнародования результативных таблиц
обследования, ставит и более общие вопросы, касающиеся
будущего законодательно закрепленной нормы проверки
качества деятельности вузов.
Еще один аналитический обзор текущего номера не привязан
к новостным сюжетам. Мы не раз писали о том, что
при проведении процедур независимой оценки качества
образования, согласно требованиям европейских стандартов,
необходимо учитывать мнение студентов. Более того,
представители студенческих сообществ непосредственно
участвуют в проведении данных процедур, выступая в
качестве экспертов. Наш постоянный автор в своей статье
суммировала наработки европейских и российских агентств
в этой сфере.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИЮНЬ 2014
Стр.3
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
INQAAHE: ОТ ОБЪЕДИНЕНИЯ УВЛЕЧЕННЫХ ИДЕЯМИ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ......................................................................4
Международная сеть агентств по гарантии качества в высшем образовании
INQAAHE, основанная в 1991 году и объединяющая более 250 членов, является старейшей
и одной из наиболее авторитетных организаций по вопросам оценки качества
образования в мире. Действующий президент ассоциации Кэрол Бобби и экс-президент
Мария Хосе Леметр в эксклюзивном интервью журналу «Качество образования»
ответили на вопросы редакции о роли INQAAHE в развитии области удостоверения
качества, основных международных трендах в этой сфере и особенностях становления
национальных систем гарантий качества образования.
СОБЫТИЕ
РЕЙТИНГИ ВУЗОВ: НУЖЕН ПОВОРОТ К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ..............................8
Перед российскими вузами поставлена задача повышения конкурентоспособности
в достаточно ограниченные сроки. При этом
за основной критерий этой самой конкурентоспособности принято
вхождение 5 российских университетов в топ-100 лучших вузов
в мире по международным рейтингам (так называемая программа
«5х10х2020»). Подразумевается, что этими рейтингами могут
быть QS, THE или Шанхайский рейтинг, которые на сегодня наиболее
распространены за рубежом. Однако в начале июня российское
рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало результаты
своего первого международного рейтинга университетов по востребованности
работодателями. И согласно этому рейтингу,
7 российских вузов вошли в топ-200. Кроме того, «Эксперт РА» при
поддержке Фонда Олега Дерипаски «Вольное дело» тоже впервые
подготовил рейтинг вузов стран СНГ. Результаты этих исследований,
методика их проведения и принципы рейтингования вообще
стали предметом обсуждения на состоявшемся в начале июня в
Москве II Международном форуме вузов.
ПРОЕКТ
СЕРТИФИКАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ.........................................................................................................12
В настоящее время в рамках Федеральной целевой программы развития образования
на 2013-2020 гг. ведется разработка типовой модели учета результатов сертификации
квалификаций в процедурах государственной аккредитации образовательной
деятельности. Предполагается, что сертификация квалификаций должна служить
одним из инструментов подтверждения качества подготовки по аккредитуемым
вузом образовательным программам.
НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА ДИССЕРТАЦИЙ – ВАЖНЫЙ ЭТАП НА ПУТИ
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ........................................16
КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ..................................................22
Тенденция к смещению центра образовательной системы на учащихся
актуальна и для России – в последние десятилетия приоритетом
развития образования стала индивидуализация обучения и
ориентация на потребности студента. Логическим следствием
этих изменений является активное участие студентов в процессах
оценки и контроля качества образования.
СРЕДНЕЕ ПРОФОБРАЗОВАНИЕ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ ЦЕНТРОВ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИЙ......................................................................................................26
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.4