IX СЪЕЗД РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <...> Д. А. МЕДВЕДЕВА
НА IX СЪЕЗДЕ
РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ
Добрый день, уважаемые коллеги! <...> Знаю, что члены Союза ректоров внимательно отнеслись к моим относительно
недавним инициативам по поддержке российского студенчества. <...> Под минимальными
процентами сейчас, во всяком случае в том проекте, который есть, имеется в виду
возможность за счет бюджета субсидировать часть кредитной ставки в размере
трех четвертей ставки рефинансирования Центрального банка России, а также воз-
#
СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. <...> IX СЪЕЗД РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ
победители получат средства на модернизацию инфраструктуры, современное оснащение научных работ, аудиторного фонда — в общем то, что традиционно необходимо для самих университетов. <...> IX СЪЕЗД РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ
торые создают такие кризисные ситуации, для решения наиболее сложных вопросов, в том числе и тех, которые, может быть, не решались годами, или тех, решение по которым нам было трудно принять в силу самых разных причин. <...> IX СЪЕЗД РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ
плюрализма, никакого шатания умов), весь колоссальный потенциал огромной
страны был направлен на то, чтобы решить вековую, благородную мечту людей —
жить в процветающем и справедливом обществе? <...> В. Т. Титов
Воронежский государственный университет
Аннотация: в статье рассматриваются итоги IX съезда Российского союза
ректоров, их значение для вузовской общественности страны. <...> Воронежский государственный университет
Титов В. Т., доктор филологических
наук, ректор, председатель Совета
ректоров вузов Воронежской области
Voronezh State University
Titov V. <...> ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УДК 378
ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ
МАГИСТРОВ <...> С. П. Гапонов, Л. Н. Хицова
Воронежский государственный университет
Поступила в редакцию 1 марта 2009 г.
Аннотация: в рамках учебного плана магистров ГОС нового поколения целесообразно усилить <...>
Вестник_Воронежского_государственного_университета._Проблемы_высшего_образования_№1_2009.pdf
№1, 2009 г. | ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
I. IX СЪЕЗД РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ
• ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д. А. МЕДВЕДЕВА НА IX СЪЕЗДЕ РОССИЙСКОГО
СОЮЗА РЕКТОРОВ
• ВЫСТУПЛЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА НА IX СЪЕЗДЕ
РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ
• В.Т. Титов
ОБ ИТОГАХ IX СЪЕЗДА РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ
• СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ "НОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ИЗМЕРЕНИЕ"
II. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
• С.П. Гапонов, Л.Н. Хицова
ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ
• Л.В. Цурикова
НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ДИСКУРСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕПОДАВАНИЕ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПЕЦКУРСОВ НА ЯЗЫКОВОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
• Э.П. Домашевская
НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ФИЗИКИ ТВЕРДОГО ТЕЛА И НАНОСТРУКТУР
• Н.А. Мещерякова
О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЛОСОФИИ НА НЕФИЛОСОФСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ
• Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА АСПИРАНТОВ В ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ
• С.М. Годник
О МЕТОДЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ВУЗОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (НА
ОСНОВЕ ОБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ)
III. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ
• Д.А. Ендовицкий, А.А. Федченко, Л.И. Клепикова
ТЕКУЩИЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА СОТРУДНИКОВ
ВУЗА
• В.Н. Эйтингон
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
IV. УНИВЕРСИТЕТ И ШКОЛА
• Е.И. Деревягина
Стр.1
ШКОЛА ПРИ ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
V. ГОД А.В. КОЛЬЦОВА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
• Л.М. Кольцова, С.А. Чуриков
"МНОГО ЕСТЬ У МЕНЯ ДЛЯ БЕСЕД КРАСНЫХ СЛОВ..." (ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А.В. КОЛЬЦОВА В
КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ)
VI. ИСТОРИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
• В.М. Коровин
УСТАВЫ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА И СОВРЕМЕННОСТЬ
VII. РЕЦЕНЗИИ
• Т.А. Никонова
УНИВЕРСИТЕТ ИЛИ ВУЗОВСКОЕ СООБЩЕСТВО? (РЕЦ. НА КН. : СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ : ОПЫТ И
ПРОБЛЕМЫ : СБ. НАУЧ. СТАТЕЙ / ПОД РЕД. В. Т. ТИТОВА. - ВОРОНЕЖ : ИЗД-ВО ВОРОНЕЖ. ГОС. УН-ТА,
2008. - 240 с.)
• Г.А. Вашанов, А.П. Салей
УЧЕНЫЙ, ХИРУРГ, ПЕДАГОГ, РЕФОРМАТОР (РЕЦ. НА КН. : ЗАХАРОВ И. С. НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ :
РЕФОРМЫ И БЕССМЕРТИЕ : КНИГА ПЕРВАЯ (1810-1856 гг.). - СПб., 2008. - 176 с.)
• А.Б. Довейко
СОЦИОЛОГИЯ КАЧЕСТВА (РЕЦ. НА КН. : ИЩЕНКО Е.Н., СТЕЦЕНКО А.И., ЧУПАНДИНА Е.Е. КОМПЛЕКСНЫЙ
АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ). - ВОРОНЕЖ : ИПЦ ВГУ, 2008)
• ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ
Стр.2
I. ПОЗДРАВЛЕНИЯ В СВЯЗИ С 90-ЛЕТИЕМ ВГУ
I. IX СЪЕЗД РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д. А. МЕДВЕДЕВА
НА IX СЪЕЗДЕ
РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мне очень приятно и радостно выступать у вас на съезде. Спасибо, что пригласили.
В повестке дня съезда очень серьезный вопрос: это стратегия развития
высшей школы и, конечно же, те насущные проблемы работы высших учебных
заведений, которые актуальны сегодня, особенно в сложившейся экономической
ситуации.
Знаю, что члены Союза ректоров внимательно отнеслись к моим относительно
недавним инициативам по поддержке российского студенчества. И я рассчитываю
на то, что мы сможем обсудить и эти инициативы, и рассчитываю на дальнейшую
конструктивную работу в этот непростой для высшей школы, вообще для всей нашей
страны период.
Полтора месяца назад мною был дан ряд поручений, связанный с поддержкой
системы высшего профессионального образования, российского студенчества и
трудоустройства выпускников высшей школы. Одна из этих инициатив была связана
с возможностью для студентов, обучающихся за плату, и хорошо успевающих
студентов переходить на бюджетные места.
По моему поручению Министерство образования подготовило соответствующие
рекомендации вузам. И по тем подсчетам, которые сегодня сделали эксперты, в
этом году на вакантные бюджетные места может быть переведено около 25 тысяч
студентов, конечно, при конструктивной позиции, которая будет проявлена руководством
высших учебных заведений. Это немаленькая цифра, даже несмотря
на то, что у нас очень значительный отряд студенчества в целом.
Есть ответ и на мою рекомендацию не повышать плату за обучение. По той информации,
которую предоставило Министерство образования и науки, более 300 вузов
уже приняли решение зафиксировать плату в рублях для тех, кто сегодня учится,
на весь период обучения. Надеюсь, что, несмотря на такое чувствительное,
заведомое уменьшение доходов, эту позицию разделят и другие высшие учебные
заведения. Я понимаю, что это трудная мера, в общем мы стремились последнее
время к другому к тому, чтобы принципы современной экономики действовали
и применительно к оплате за учебу. Тем не менее в этих условиях как и в других
странах, кстати, я считаю, что мы должны сделать определенный шаг в этом
направлении. Во всяком случае, давайте посмотрим, как будут развиваться события
в этом году, а там к этому вопросу можно будет вернуться.
Уже в ближайшее время Правительство должно выпустить документы, которые
облегчат получение льготных кредитов на образовательную тематику. Проценты по
этим кредитам будут минимальные, а возврат возможен после того, как студент
закончит высшее учебное заведение и устроится на работу. Под минимальными
процентами сейчас, во всяком случае в том проекте, который есть, имеется в виду
возможность за счет бюджета субсидировать часть кредитной ставки в размере
трех четвертей ставки рефинансирования Центрального банка России, а также воз5
Стр.3