1 УДК 378 О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЛОСОФИИ НА НЕФИЛОСОФСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ Н. А. <...> Мещерякова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 5 марта 2009 г. Аннотация: обосновывается необходимость преподавания философии на нефилософских факультетах, исходя из имманентно присущего человеку «метафизического чувства», рожденного человеческой безмерностью и требующего своего предметного воплощения. <...> Подвергается критическому анализу общепринятая практика преподавания философии, связанная с разделением курса на две части, именуемые «историей философии» и «философскими проблемами». <...> Ключевые слова: гуманитаристика, метафизическое чувство, безмерность, бытие и встреча с бытием, гений и гениальное прозрение, история философии, философские проблемы. <...> Великие свершения наук о духе практически не устаревают. <...> Собственно, это направление мысли и является основной темой моих размышлений о преподавании философии. <...> Пусть это будет только один аспект проблемы, но аспект самый важный, отличающий гуманитаристику от естествознания и тем самым определяющий пространство всякого подлинного философствования, неотделимого от прозрений своих великих творцов. <...> В аудитории я должна мыслить о философии, мыслить философски перед лицом, точнее, многими лицами будущих физиков, математиков, биологов и другими, ни на минуту не забывая, что передо мной те, для кого философия чужая затея и чужая забота. <...> Впрочем, не усилия, а состояние собственного духа, в котором нет и не может быть усилий, если я философ и я преподаватель. <...> И все-таки, пусть поверят мне уважаемые физики и математики, это очень трудно все время, ни на мгновенье не поки© Мещерякова Н. А., 2009 36 дать высоты философствования как мысли и слова о предельном, когда нельзя обрести надежную устойчивость в сфере жестких дефиниций и законов, формул, дат, событий и т.д. <...> Парадоксально, но оказывается легче работать на собственном факультете, ибо здесь моя свобода <...>