№ 4 (24), 2012
Гуманитарные науки. История
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
№ 4 (24)
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ
Сивкина Н. Ю. Верность и предательство в греко-македонских
отношениях на рубеже III–II вв. до н.э. .............................................................. 3
Суровень Д. А. Внутренняя и внешняя политика государства
Ямато в конце 30-х – середине 50-х гг. V в. ..................................................... 14
Курмакаева Д. Ю. Региональные особенности демографических процессов
в России в конце XIX – начале XX в. (на примере Нижнего Поволжья) ....... 26
Гаража Н. А. Об использовании труда остарбайтеров
Кубани в экономике Третьего Рейха ................................................................. 37
ФИЛОСОФИЯ
Розенберг Н. В. Глобализация культурных процессов и ее влияние
на формирование социокультурного статуса повседневности ....................... 45
Зима В. Н. Время как предмет метаонтологии науки .............................................. 51
Пилецкий С. Г. Артур Шопенгауэр о чести, мести и возмездии ............................ 60
ФИЛОЛОГИЯ
Крохина Н. П. «Религия звёзд и цветов» в поэзии К. Д. Бальмонта ...................... 68
Жаткин Д. Н., Ионова Е. Л. Книга переводов М. Цетлина и И. Астрова
«Португальские сонеты Елизаветы Баррэт Браунинг» (Нью-Йорк, 1956)
в истории русского восприятия творчества английской поэтессы ................. 77
Кезина С. В., Перфилова М. Н. Архаизация цветообозначений
в русском языке и ее причины ........................................................................... 89
Ширванова Э. Н. Цветосветовые образы в прозе Леонида Андреева
(на примере рассказа «В темную даль») ........................................................... 98
Хрипунова И. И. Текстоорганизующие потенции языковых
средств из понятийной сферы «Angst» ............................................................ 103
1
2012
Стр.1
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Родионова О. С. К вопросу о кодификации
произношения современного немецкого языка .............................................. 109
Куприянова Н. С. Отражение в русской языковой картине мира
представлений о цели смеха – невербального средства коммуникации ...... 114
ПЕДАГОГИКА
Ратницына Д. В., Полукаров В. В. Использование электронного учебника
по дисциплине «Античная культура и латинский язык»
для формирования общекультурной компетенции студентов
бакалавриата направления «Педагогическое образование» .......................... 124
Полукаров В. В. Теория и практика клубной деятельности
как основа организации досуга современных школьников ........................... 134
Сергеева С. В., Лебедев И. А. Собрание как форма социального
взаимодействия студентов в условиях
реализации проектной деятельности ............................................................... 139
Баженова Н. Г. Цели и принципы формирования
духовно-нравственной культуры будущего учителя
французского языка на современном этапе высшего образования ............... 146
Седов Д. Г. Коммуникативная компетентность будущего тренера как фактор
успешности профессиональной подготовки будущих спортсменов ............ 154
Миронов А. Г. Педагогические условия совершенствования
профессионально-прикладной физической подготовки
будущих юристов на основе применения айкидо ........................................... 160
Карпушина Л. П. Значение использования этнокультурного
подхода в образовании ...................................................................................... 168
Ильин А. В., Мещеряков А. С. Особенности формирования компенсаторных
двигательных умений и навыков у детей с умственной отсталостью
средствами адаптивной физической культуры ............................................... 174
Фомин Н. Е., Ивлев В. И. Общекультурные компетенции
в стандартах высшего профессионального образования ............................... 180
Логинова О. А. Концептуальные основы формирования и развития
образовательного пространства средних и высших учебных заведений
России в XIX – начале XX в.: современный подход ...................................... 187
РЕЦЕНЗИИ
Карнишин В. Ю. ....................................................................................................... 194
2
Стр.2
№ 4 (24), 2012
Гуманитарные науки. История
ИСТОРИЯ
УДК 94(3)
Н. Ю. Сивкина
ВЕРНОСТЬ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО В ГРЕКО-МАКЕДОНСКИХ
ОТНОШЕНИЯХ НА РУБЕЖЕ III–II вв. до н.э.
Аннотация. В 224 г. до н.э. была основана Эллинская лига, которая включала
Македонию, Ахейскую федерацию и ряд других греческих государств. В статье
автор анализирует греко-македонские отношения в III–II вв. до н.э. и приходит
к выводу, что союзники были готовы к сотрудничеству в рамках лиги.
Предательство ахейцами союзных интересов было вызвано амбициями лидеров
Ахейской федерации.
Ключевые слова: Эллинская лига 224 г. до н.э., Филипп V Македонский, эллинизм,
Фессалия, Беотия, Ахейская федерация.
Abstract. The Hellenic league was founded in 224 B.C. and included Macedonia,
Achaean federation and a number of other Greek states. The article analyses the relations
between the allies in III–II centuries B.C. The author concludes that allies
states were ready to cooperate within the limits of the league, but ambitions of leaders
of Achaean federation led to the treachery of allied interests.
Key words: Hellenic League of 224 B.C., Phillip V of Macedonia, Hellenism, Thessaly,
Boeotia, Achaean federation.
В 224 г. до н.э. между македонянами и некоторыми греческими государствами
был заключен союз, благодаря которому Ахейская лига смогла одержать
победу над Спартой в так называемой Клеоменовой войне (229–222 гг. до
н.э.). Следующий вооруженный конфликт в Греции – Союзническая война
220–217 гг. до н.э. – подтвердил жизнеспособность и эффективность Эллинской
лиги. Но в конце III – начале II в. до н.э. прочность греко-македонских
союзных отношений подверглась серьезному испытанию во время двух римско-македонских
войн.
Представляется любопытным выяснение позиции союзников в этих
конфликтах, что позволит, в частности, определить, могли ли греческие государства
преодолеть полисные ограничения в рамках такой межгосударственной
организации, как Эллинская лига.
Как известно, в союз кроме Македонии и Ахейской федерации входили,
как указывал Полибий (IX. 38. 5), Фессалия, Эпир, Акарнания и Беотия. Фессалия,
хотя и находилась под контролем Македонии, была самостоятельным
членом симмахии и, вероятно, посылала своих представителей в синедрион.
В сущности, фессалийцы занимали в лиге особое положение, являясь подданными
Антигона Досона на основе личной унии [1, р. 151; 2, s. 216; 3, р. 351;
4, р. 182]. Эпир в 230 г. вместе с Акарнанией стал союзником иллирийского
государства, которым управляла Тевта (Polyb. II. 6. 9–10), затем опять вернулся
к союзу с Македонией [1, р. 151]. Беотийский союз уже до 224 г. имел
договор с Антигоном Досоном [4, р. 180], возможно, Беотия (включая всю,
3
Стр.3