страница редактора
Дорогие читатели!
Для работников образовательной сферы заканчивается
Главный редактор
Айшат Темирова
пора летних каникул и отпусков и начинаются обычные
трудовые будни. Сейчас эти будни немного осложнены
тем, что новый Федеральный закон «Об образовании в
РФ» вступает в полную силу. Это потребует существенных
изменений в принципах и подходах работы как в целом
образовательных учреждений всех уровней, так и конкретных
преподавателей.
Возможно, поэтому наш текущий номер получился с
немного «законодательным» уклоном. Поскольку тема эта
беспокоит сейчас абсолютно всех, то большинство наших
материалов в той или иной мере затрагивают вопросы, возникающие
в связи с вступлением в силу нового закона.
Что сулят эти перемены? Какие проблемы могут возникнуть
по ходу реализации закона? Как перестроиться к
требованиям новых нормативов и что необходимо менять?
На эти вопросы стараются ответить наши авторы и респонденты.
О
новом федеральном законе мы писали довольно много
на всех этапах его разработки, обсуждения и прохождения
многочисленных согласований. Однако практика и общение
с академическими кругами показывают, что вопросы, связанные
с ним, пока далеко не исчерпаны. Дорогие читатели,
мы постараемся быть рядом с вами на всем пути адаптации
к новым законодательным условиям и по возможности
помогать найти решения проблемных ситуаций.
качество образования август 2013
1
Стр.1
содержание
–оз–
4
в фокусе
Закон умер. Да здравствует закон!...............................................4
На вопросы «КО» отвечают Дмитрий Ендовицкий, Артемий Рожков и Андрей
Белоцерковский.
Начинаем учиться по-другому?.................................................10
Конец лета, обычно наполненный как для педагогов, так и для учащихся подготовкой к
новому учебному году, ожиданиями, предчувствиями и предвкушениями, в нынешнем
году был окрашен в особые тона благодаря тому, что 1 сентября 2013 года начинает
действовать новая законодательная платформа отечественного образования. В иной
ситуации, быть может, к «вступлению в строй» закона не было бы приковано столь
пристальное общественное внимание. Однако продолжающиеся споры вокруг путей
реформирования национальной образовательной системы, темпераментное обсуждение
итогов ЕГЭ и вузовской приемной кампании, наконец, персональные претензии к
конкретным руководителям отрасли – все это способствует тому, что закон вновь и
вновь оказывается в центре страстных дискуссий.
14
государственная политика
Дополнительное образование в свете нового
законодательства........................................................................14
С 1 сентября 2013 года Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» вступает в силу, и это существенно меняет
законодательные подходы к дополнительному профессиональному
образованию и среднему профессиональному образованию. Поэтому
работникам системы подготовки кадров предстоит разобраться в
нюансах новой законодательной системы в образовательной сфере.
16
актуальное интервью
Под контролем профессионалов и общественности.................16
На вопросы «КО» отвечает референт отдела Департамента государственной
политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ
Сергей Рукавишников.
20
образовательный аудит
Аудит: в интересах вуза и студентов.
..........................20
В прошлом номере мы опубликовали развернутый материал о комплексной
процедуре независимого аудита и общественно-профессиональной аккредитации
образовательных программ в Вятском государственном университете. Однако в
одной публикации невозможно охватить все стороны столь масштабной работы,
которая была проведена в ВятГУ.
28
мониторинг «КО»
Воля к переменам: отставки и назначения................................28
Вторая половина лета ознаменовалась кадровыми перестановками
в структурах государственного управления образованием и надзора
в данной сфере. Позитивно настроенные наблюдатели отмечают,
что основная причина изменений в российском образовательном
«топ-менеджменте» – стремление оптимизировать систему,
усилить ее ориентированность на качество и результат. При этом
ни для кого не секрет, что «звонком», побудившим к переменам,
стали результаты школьной выпускной кампании-2013.
32
международный проект
Ассоциация INQAAHE: роль в мировой системе гарантий
качества.......................................................................................32
Одна из основных задач, которые ставит перед собой редакция журнала «КО», –
ознакомление читателей с зарубежным опытом в сфере оценки и удостоверения
качества образования. В текущем номере вашему вниманию предлагается материал
об одной из крупнейших международных ассоциаций в области оценки качества в
высшем образовании – INQAAHE.
2
качество образования август 2013
Вятский
опыт
и
общероссийские
перспективы
Стр.2
36
среднее профобразование
Образовательная программа – ключевой фактор
преобразований образовательных систем................................36
В условиях вступления в силу 273-ФЗ «Об образовании
в РФ» преобразования, которые необходимо будет пройти
образовательным учреждениям в ближайшие три года,
охватывают весь спектр вопросов – от содержания образования
до организационно-педагогических и организационноэкономических
условий реализации основной деятельности в
соответствии с требованиями закона и ФГОС. Наибольшие
изменения предстоят учреждениям НПО/СПО.
40
новая школа
Обновленные критерии эффективности....................................40
Понятие эффективности применительно к образовательной сфере сегодня
используется все чаще. Оно представляет собой, по сути, другую сторону категории
«качество»: когда мы говорим о результатах обучения с точки зрения потребителей,
то обычно речь идет о качестве, когда же разговор заходит об оценке педагогической
работы и «планке», достигнутой тем или иным преподавателем, то звучит слово
«эффективность». Однако уже само применение данного термина в области
взращивания интеллектуальной личности является проблемным и неоднозначным.
Ведь труд учителя – в данном случае непринципиально, школьного или вузовского –
представляет собой сложный, двуединый (обучение и воспитание) творческий процесс,
который с трудом поддается однозначному «объективному» измерению на основе
формальных критериев. В то же время педагогу и директору платит государство – и
оно, конечно, заинтересовано в выстраивании четких и верифицируемых параметров,
по которым можно было бы оценить реальную, практическую плодотворность работы
сотрудников российской школы.
44
взгляд
Особенности руководства научными исследованиями:
международные тенденции.......................................................44
49
методика
Модель подготовки от Гиппократа: «Не навреди!»...................49
В одной из предыдущих наших статей говорилось о том, что
наличие системы мотивации преподавателей и обучающихся
совместно с объективной оценкой смогут стать инструментом
для повышения качества образования. В данной публикации
речь идет уже о том, как можно организовать педагогический
контроль, чтобы повысить его объективность. В частности, авторы
выдвигают неожиданную идею – измерять уровень практической
подготовленности в штрафных баллах.
54
ИКТ в образовании
Типовые образовательные программы.....................................54
В статье нашего давнего автора Андрея Филипповича формулируются ключевые
изменения в нормативной базе высшего образования, оценивается перспектива
использования профессиональных стандартов при разработке вузовских программ.
Здесь представлен опыт создания и внедрения типовых образовательных программ
в сфере ИКТ, разработанных совместно с компаниями 1C, Cisco, Microsoft при
поддержке МАК ИКТ, АП КИТ и других профессиональных ассоциаций.
Программа по поддержке вузов................................................59
консультация эксперта
60
Оформление преподавательской деятельности
завкафедрой...............................................................................60
качество образования август 2013
3
Председатель
редакционного совета
Юрий Рубин
Главный редактор
Айшат Темирова
Дизайн и верстка
Надежда Борлакова
Корректор
Инна Кроль
Учредитель и издатель
АНО «АККОРК»
Подписной индекс 81787
в каталоге «Роспечать»
на 2013 год.
Почтовый адрес:
115054, Москва,
ул. Дубининская, д. 57,
стр. 1, оф. 406
Телефон/факс: 2218140
www.edu-quality.ru.
E– mail:
tem-aishat@yandex.ru
Тираж 10 000 экземпляров.
Цена свободная.
Свидетельство о регистрации
средств массовой информации
в Министерстве РФ по делам
печати, телерадиовещания и
средств массовых коммуникаций
ПИ № ФС77-41461
от 13.08.2010 г.
При перепечатке
и цитировании материалов
ссылка на журнал обязательна.
Редакция не несет ответственности
за достоверность информации
в рекламных объявлениях, а
также информации
о мероприятиях, предоставленной
их организаторами. Мнение
авторов может не совпадать с
мнением редакции. Редакция
оставляет за собой право
последней литературной правки.
Отпечатано в типографии
CAPITAL PRESS
Стр.3