ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Научный журнал СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Издается с 2000 г. Выходит 4 раза в год Серия: Проблемы высшего образования. <...> СТРАТЕГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НУЖНА БОЛЬШАЯ ОТКРЫТОСТЬ. <...> НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ КРЕАТИВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ . <...> ИНЖЕНЕРНОЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ . <...> ФОРМИРОВАНИЕ ЖИВОГО ЗНАНИЯ ЧЕРЕЗ ТУРНИРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ . <...> ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ» В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ . <...> РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ДВОЙНЫМ ДИПЛОМАМ НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ВГУ . <...> ШКОЛА ВУЗОВСКОГО ОПЫТА (К 20-ЛЕТИЮ ИЗДАНИЯ ГАЗЕТЫ «ВУЗОВСКИЙ ВЕСТНИК») . <...> СТРАТЕГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ PROCEEDINGS OF VORONEZH STATE UNIVERSITY ВЕСТНИК Scientifi c Journal SERIES: PROBLEMS OF HIGHER EDUCATION First published in 2000 Published quarterly Series: Problems of Higher Education. <...> СТРАТЕГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 30 октября 2014 г. в Москве состоялся Х съезд Российского Союза ректоров, в работе которого принимала участие делегация Совета ректоров Воронежской области во главе с профессором Д. А. Ендовицким. <...> 5 ВЕСТНИК ВГУ Убежден, что высшей школе нужна большая открытость, нужны понятные механизмы, которые бы стимулировали перемены. <...> Полагаю, что и Союз ректоров тоже должен подключиться к их выполнению. <...> Майские указы, о которых я уже упоминал, касающиеся высшей школы, реализуются на местах и в конкретных регионах, в 6 СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. <...> Создание прорывных технологий, обеспечение производств востребованными кадрами – это наша общая задача, и, конечно, такая связь с производством просто необходима. <...> Российский Союз ректоров, который имеет отделения в 72 регионах страны, может и должен внести свой вклад в достижение этой стратегической цели. <...> Это требует серьезной оценки, и здесь как раз ваша роль – роль <...>
Вестник_Воронежского_государственного_университета._Серия_Проблемы_высшего_образования_№4_2014.pdf
ВЕСТНИК
ВОРОНЕЖСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Научный журнал
СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Издается с 2000 г.
Выходит 4 раза в год
Серия: Проблемы высшего образования. 2014. № 4. Октябрь – декабрь
СОДЕРЖАНИЕ
I. СТРАТЕГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НУЖНА БОЛЬШАЯ ОТКРЫТОСТЬ. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В. В. ПУТИНА НА Х СЪЕЗДЕ РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ ...................................................5
РСР ГОТОВ ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОГО СОЮЗА
РЕКТОРОВ, РЕКТОРА МГУ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА, АКАДЕМИКА В. А. САДОВНИЧЕГО
НА X СЪЕЗДЕ РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ ..................................................................................................10
ЗА КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Д. В. ЛИВАНОВА НА X СЪЕЗДЕ РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ .....................................................................15
ЕНДОВИЦКИЙ Д. А. ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ ................................................................................................................17
ЗЕРНОВ В. А., ЛЬВОВИЧ Я. Е., СОРОКИН С. О. ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО
СЕКТОРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГО-РЕЙТИНГОВОГО
ОЦЕНИВАНИЯ ................................................................................................................................................................22
II. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
АЙБАТЫРОВ К. С. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО
ОРИЕНТИРОВАННОЙ КРЕАТИВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ......................................27
АРТЮХОВ В. Г., ХИЦОВА Л. Н., ПОПОВА Т. Н. ЕДИНЕНИЕ РАВНЫХ (ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ РФ) ...................................................................................32
БУГАКОВ В. М., МАТВЕЕВ Н. Н., ЧЕРНЫХ А. С. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ВУЗОВ ВОРОНЕЖА
ЗА 2013 ГОД ....................................................................................................................................................................36
ВОЛГАЧ Г. А. ГРУППОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ У СТУДЕНТОВ
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ ................................................................................42
ВОЙТИН А. О., ТЮТЮННИК В. М. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОХРАНЕНИЮ И АКТУАЛИЗАЦИИ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ...........................................................................................................................................46
ДЕНЧУК Д. С., ЗАМЯТИНА О. М. ИНЖЕНЕРНОЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ
ПОДГОТОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ .......................................................................................................51
ЕРЕМИН В.С. , ЮНОСОВ Е. Н. , ДЕРЕВЯГИНА Е. И. , БИТЮЦКАЯ Л. А. ФОРМИРОВАНИЕ ЖИВОГО
ЗНАНИЯ ЧЕРЕЗ ТУРНИРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ...........................................................58
ЖУРБИНА Н. Е., ЯКУШКИНА Е. И. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА (ПО МАТЕРИАЛАМ
ОНЛАЙН-ОПРОСА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ) .....................................................................................................................62
ЖАРОВ С. Н. УНИВЕРСИТЕТ КАК УНИВЕРСУМ ........................................................................................................65
1
Стр.1
КОТАРЕВ В. И., БУХТОЯРОВ Н. И. СООБЩЕСТВО АГРАРНЫХ ВУЗОВ РОССИИ .................................................71
ЛАРИНА Г. Н. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВОБОДЕ КАК ФАКТОР НРАВСТВЕННОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ........................................................................................................74
ЛОЩАКОВА А. Б. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИЧНАЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ» В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ
МЕНЕДЖЕРОВ ...............................................................................................................................................................78
ПЛОТНИКОВА И. Е., КОЧКИНА Н. Л. МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЕ ..........................................................................................................................83
САФОНЦЕВ С. А., САФОНЦЕВА Н. Ю. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ ............................................87
СПИРИДОВСКАЯ Л. А. ОВЛАДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ
КАК ЦЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ..............................................................................................................................................92
ФЕНЕНКО Н. А., ИВАШЕНКО О. В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
КАК ЦЕЛЬ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ...........................................................................................96
III. 200-ЛЕТИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
ФАУСТОВ А. А., САВИНКОВ С. В. ПРОФЕССОР Б. Т. УДОДОВ КАК ЛЕРМОНТОВЕД.........................................102
IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТАКТЫ
БИРЮКОВ П. Н., ПРОНИН А. В. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ДВОЙНЫМ ДИПЛОМАМ
НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ВГУ .....................................................................................................................106
АКУЛЬШИНА А. В., ГАЛУШКО Д. В. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ И РОССИЯ ........................................................................................................................109
V. ПАМЯТЬ
ГРАЧЕВА Ж. В. ЖИЗНЬ КАК ТВОРЧЕСТВО (ПАМЯТИ М. И. КАРТАВЦЕВОЙ – УЧИТЕЛЯ УЧИТЕЛЕЙ) .............. 113
VI. РЕЦЕНЗИИ
ЛИСТЕНГАРТЕН В. С. ШКОЛА ВУЗОВСКОГО ОПЫТА (К 20-ЛЕТИЮ ИЗДАНИЯ ГАЗЕТЫ
«ВУЗОВСКИЙ ВЕСТНИК») ........................................................................................................................................... 118
МАКСИМОВ Г. В. ВЫСОКОПРОФЕССИОНАЛЬНО, СОВРЕМЕННО И СВОЕВРЕМЕННО (РЕЦ. НА КН.:
ПОПОВА Т. Н., АРТЮХОВ В. Г., СЕМЕНИХИНА А. В., ПОПОВ С. С., ШУЛЬГИН К. К., МАТАСОВА Л. В.
ФЕРМЕНТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЕТАБОЛИЗМА : УЧЕБ. ПОСОБИЕ. – ВОРОНЕЖ :
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ВГУ, 2014. – 144 С.) ................................................................................................................122
2
Стр.2
I. СТРАТЕГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
PROCEEDINGS
OF VORONEZH
STATE UNIVERSITY
ВЕСТНИК
Scientifi c Journal
SERIES: PROBLEMS OF HIGHER EDUCATION
First published in 2000
Published quarterly
Series: Problems of Higher Education. 2014. № 4. October – December
CONTENTS
I. HIGHER EDUCATION STRATEGY
HIGHER SCHOOL NEEDS TO BE MORE OPEN. THE SPEECH OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN
FEDERATION V. V. PUTIN AT THE X CONGRESS OF RUSSIAN RECTORS UNION ....................................................5
RRU IS READY TO TAKE THE RESPONSIBILITY. THE SPEECH OF THE PRESIDENT OF RUSSIAN RECTORS
UNION, LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY RECTOR, MEMBER OF THE ACADEMY
OF SCIENCIES V. A. SADOVNICHY AT THE X CONGRESS OF RUSSIAN RECTORS UNION ...................................10
FOR HIGH-QUALITY EDUCATION. FROM THE SPEECH OF RF MINISTER OF EDUCATION
AND SCIENCE D. V. LIVANOV AT THE X CONGRESS OF RUSSIAN RECTORS UNION ............................................15
ENDOVITSKIY D. A. PROJECTS OF DEVELOPMENT ..................................................................................................17
ZERNOV V. A., LVOVICH YA. E., SOROKIN S. O. OPTIMIZATION OF THE DEVELOPMENT OF PRIVATE
SECTOR OF HIGHER EDUCATION ON THE BASIS OF THE RESULTS OF MONITORING AND RATING
ESTIMATION ....................................................................................................................................................................22
II. THEORY AND PRACTICE
AIBATYROV K. S. METHODOLOGICAL SUPPORT OF DEVELOPING PROFESSIONALLY ORIENTED
CREATIVITY IN TECHNICAL STUDENTS ...................................................................................................................................27
ARTYUKHOV V. G., KHITSOVA L. N., POPOVA T. N. UNIFICATION OF SIMILAR (PROBLEMS
OF HIGHER EDUCATION QUALITY IN RUSSIAN UNIVERSITIES) ..............................................................................32
BUGAKOV V. M., MATVEEV N. N., CHERNYKH A. S. VORONEZH UNIVERSITIES MONITORING RESULTS
IN 2013 .............................................................................................................................................................................36
VOLGACH G. A. CORPORATE IDENTITY AND PROFESSIONAL ORIENTATION WITH SCIENCE
AND ARTS STUDENTS ...................................................................................................................................................42
VOITIN A. O., TYUTYUNNIK V. M. NEW APPROACHES TO PRESERVATION AND UPDATING OF CULTURAL
HERITAGE .......................................................................................................................................................................46
DENCHUK D. S., ZAMYATINA O. M. ENGINEERING CREATIVITY AS A KEY ELEMENT IN TECHNIAL
STUDENTS TRAINING ....................................................................................................................................................51
YERYOMIN V. S., YUNOSOV E. N., DEREVYAGINA E. I., BITYUTSKAYA L. A. DEVELOPING LIVE
KNOWLEDGE IN STUDENTS THROUGHCOMPETITION ............................................................................................58
ZHURBINA N. E., YAKUSHKINA E I. ISSUES AND POTENTIAL OFIT TECHNOLOGIES APPLICATION
IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATIONINSTITUTIONS (BASED ONON-LINE SURVEY
AMONG TEACHERS) ......................................................................................................................................................62
ZHAROV S. N. UNIVERSITY AS A UNIVERSE ...............................................................................................................65
KOTAREV V. I., BUKHTOYAROV N. I. RUSSIAN AGRARIAN UNIVERSITIES COMMUNITY ......................................71
3
ВГУ
Стр.3