УДК 37:159.9
ISSN 2500-297Х
3.2018
Издается с 2001 г.
ИЗДАТЕЛЬ:
Московский
педагогический
государственный
университет
ПИ № ФС 77–67764
от 17.11.2016 г.
Журнал входит в Перечень
ведущих рецензируемых журналов
и изданий Высшей аттестационной
комиссии (ВАК)
ПЕДАГОГИКА
И ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
Электронная версия журнала:
www.mpgu.su
Адрес редакции:
109240, Москва,
ул. В. Радищевская,
д. 16–18
Подписной индекс журнала
по Объединенному каталогу
«Пресса России» – 85003
© МПГУ, 2018
Стр.2
ISSN 2500-297Х
PEDAGOGY
AND PSYCHOLOGY
OF EDUCATION
3.2018
THE FOUNDER:
Moscow Pedagogical
State University
Mass media
registration
certificate
ПИ № ФС 77-67769
as of 17.11.2016
Editorial office:
Moscow, Russia,
Verhnyaya
Radishchevskaya str.,
16–18, room 223,
109240
The journal has been published
since 2001
The journal is published 4 times a year
E-mail: izdat_mgopu@mail.ru
Information on journal can be
accessed via: www.mpgu.su
© МПГУ, 2018
Стр.3
Редакционная коллегия
А.А. Вербицкий – академик РАО, д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры
психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии Московского
педагогического государственного университета (главный редактор).
Ю.Л. Кофейникова – канд. психол. наук; доцент кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета (заместитель главного редактора).
Э.В. Лихачева – канд. психол. наук; заведующая кафедрой общей психологии и психологии труда
факультета психологии и педагогики Российского нового университета (ответственный секретарь).
А.Ф. Ануфриев – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
В.А. Барабанщиков – д-р психол. наук, профессор; директор Института экспериментальной психологии
Московского государственного психолого-педагогического университета.
Ю.В. Варданян – д-р пед. наук, профессор;
государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Республика Мордовия.
заведующая кафедрой психологии Мордовского
Е.Е. Дурнева – канд. пед. наук; руководитель Научно-исследовательского центра моделирования
квалификаций Корпоративного университета ПАО «Татнефть», г. Альметьевск, Татарстан.
О.Л. Жук – д-р пед. наук, профессор (ВАК Беларуси); заведующая кафедрой педагогики и проблем
развития образования Белорусского государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь.
Г.Л. Ильин – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры дошкольной педагогики
факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
Ш.М. Каланова – д-р пед. наук, канд. хим. наук, профессор (ВАК Казахстана); Президент Независимого
казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании, г. Астана, Республика Казахстан.
Н.Б. Карабущенко – д-р психол. наук; заведующая кафедрой психологии и педагогики Российского
университета дружбы народов, г. Москва.
В.В. Кондратьев – д-р пед. наук, профессор; директор Центра подготовки и повышения квалификации
преподавателей вузов Поволжья и Урала, заведующий кафедрой методологии инженерной деятельности
Казанского национального исследовательского технологического университета.
О.Н. Олейникова – д-р пед. наук, профессор; генеральный директор АНО «Центр изучения проблем
профессионального образования», г. Москва.
О.С. Орлова – д-р пед. наук, профессор; главный научный сотрудник Научно-клинического центра
оториноларингологии ФМБА России, г. Москва.
М.И. Розенова – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры научных основ экстремальной
психологии факультета «Экстремальная психология» Московского государственного психологопедагогического
университета.
К.М. Романов – д-р психол. наук; профессор кафедры психологии Историко-социологического института
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.
А.И. Савенков – д-р психол. наук, д-р пед. наук, профессор; директор Института педагогики и психологии
образования Московского городского педагогического университета.
В.И. Слободчиков – член-корр. РАО, д-р психол. наук, профессор; руководитель научного направления
антропологического образования Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, г. Москва.
Э. Харрис – профессор факультета
Хаддерсфилд, г. Хаддерсфилд, Великобритания.
образования и профессионального
развития
Университета
Стр.4
Editorial Board
Andrey А. Verbitsky – member of the Russian Academy of Education, Dr. Hab. in Education, PhD
in Рsychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and Сounseling Faculty of Pedagogy and Psychology,
Moscow Pedagogical State University (editor-in-chief).
Yulia L. Kofeynikova – PhD in Psychology; Associate Professor of the Department of Labor Рsychology
and Сounseling Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University (deputy editor).
Elvira V. Likhachevа – PhD in Psychology; Head of the Department of Psychological and Pedagogical
Education of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Russian New University (Executive Secretary).
Alexander F. Anoufriev – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and
Сounseling of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University.
Vladimir А. Barabanschikov – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Laboratory of Сognitive Рrocesses and
Мathematical Рsychology, Institute of Psychology of the Russian Academy of Education.
Sholpan M. Calanova – Dr. Hab. in Education, PhD in Сhemistry; President, Independent Kazakhstan Agency
for Quality Assurance in Education; Member of the Executive Committee, international organization “IREG – International
Observatory on Academic Ranking and Excellence", Astana, Republic of Kazakhstan.
Anne Harris – PhD in Education; Head of Division and Director of the International School of Education and
Professional Development, University of Huddersfield.
Elena E. Durneva – PhD in Education; Head of the Research Center for Modeling Qualifications, Corporate
University of PJSC Tatneft.
Georgy L. Ilin – Dr. Hab. in Education, PhD in Psychology; Professor of the Department Preschool Pedagogy
of the Faculty Рreschool Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University
Natalia B. Karabushchenko – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Department of Psychology and Pedagogy,
RUDN-University.
Vladimir V. Kondratyev – Dr. Hab. in Education; Director of the Center for Training and Retraining of Teachers,
High Schools of Volga and the Urals; Head of the Department of Мethodology, Kazan National Research
Technological University.
Olga N. Oleynikova – Dr. Hab. in Education; Director, Center for the Study of Vocational Education.
Olga S. Orlova – Dr. Hab. in Education; Chief Researcher, Research and Clinical Center of Otorhinolaryngology
of Federal Medical-Biological Agency of Russia, Moscow.
Marina I. Rozenova – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and Сounseling
of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University.
Konstantin M. Romanov – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Psychology, Mordovia
State University after N.P. Ogarev, Saransk.
Aleksandr I. Savenkov – Dr. Hab. in Psychology, Dr. Hab. in Education; Professor of the Department of Psychology,
Moscow City University.
Viktor I. Slobodchikov – Corresponding Member of Russian Academy of Education, Dr. Hab. in Psychology;
Chief Researcher of the Laboratory of Psychological Anthropology, Institute of Psycho-Pedagogical Problems
of Childhood of the Russian Academy of Education.
Yulia V. Vardanyan – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Psychology, Mordovia State Pedagogical
Institute named after M.E. Evsevev, Saransk.
Olga L. Zhuk – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Pedagogy and Problems of Education Development,
Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus.
Стр.5
Содержание № 3.2018
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА,
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Д.К. Бартош, Н.Д. Гальскова
Роль эмоциональной культуры
в профессиональной деятельности
учителя иностранного языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Е.А. Дубицкая
А.П. Пинкевич как организатор
высшего педагогического образования в России . . . . . . . . . . . . 19
К.В. Скворцова
Русские школы первой волны эмиграции . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Н.В. Шувалова
Современное образование в контексте осмысления
внерациональных и иррациональных основ Пайдейи . . . . . . . . . 41
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
И.А. Яковенко
Процесс понимания смысла иноязычного текста
посредством когнитивной визуализации . . . . . . . . . . . . . . . . 48
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т.Н. Владимирова, Н.Ю. Лесконог, Л.Ф. Шаламова
К вопросу о подготовке вожатских кадров
для организации отдыха детей и их оздоровления . . . . . . . . . . . 54
В.В. Гетьман
Основные положения педагогической системы
профессионального становления педагога-музыканта . . . . . . . . . 63
Л.В. Жук
Психодидактическая задача обеспечения понимания
в процессе обучения геометрии в вузе . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
И.А. Купцова
Формирование культуры волонтерства в процессе
профессиональной подготовки студентов . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Стр.6
6
В.Д. Лобашев, А.А. Талых, Ф.Н. Зименкова
Развитие творческого потенциала личности
в практике профессиональной подготовки . . . . . . . . . . . . . . . 95
И.Н. Сергиенко
К вопросу о совершенствовании
профессиональной подготовки
будущих учителей музыки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
И.Ю. Мурашова
Актуальные вопросы организации работы
современного психолого-медико-педагогического консилиума
образовательной организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ,
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
М.С. Чернятин, Е.А. Таможняя
Содержательная и структурно-функциональная
характеристика экоцентрического сознания . . . . . . . . . . . . . . 128
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Л.В. Тарабакина, Юаньян Ван
Социально-психологическая адаптация
студенческой молодежи в иноязычной среде:
ресурсный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
В.И. Ветошева, О.Д. Артемова
Особенности мотивации учебной деятельности
у подростков, обучающихся в лицее
и в общеобразовательной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
А.П. Драганчук
Культура межличностных отношений курсантов:
содержание и диагностика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
О.С. Цыганенко
Вопросы совершенствования методики регуляции
предстартового состояния спортсменов сборной вуза
по легкой атлетике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Содержание
Стр.7
Соntents № 3.2018
GENERAL PEDAGOGY,
HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
D.K. Bartosh, N.D. Galskova
The role of emotional culture
in the professional activities
of a foreign language teacher . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
E.А. Dubitskaya
Albert P. Pinkevich as the organizer
of higher pedagogical education in Russia . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
K.V. Skvortsova
Russian schools abroad in the period
of “The first wave” of emigration . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
N.V. Shuvalova
Modern education in the context
of understanding non-rational and irrational bases
of Paideia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
THEORY AND METHODS OF TRAINING AND UPBRINGING
I.A. Yakovenko
The process of understanding of a foreign text
by means of cognitive visualization . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL EDUCATION
T.N. Vladimirova, N.Yu. Leskonog,
L.F. Shalamova
On the issue of training of camp counselors
for theorganization of recreation for children . . . . . . . . . . . . . . . 54
V.V. Getman
The main concepts of the pedagogical system
of professional formation of a musician-teacher . . . . . . . . . . . . . . 63
L.V. Zhuk
Psycho-didactic task of providing understanding
in the process of teaching geometry at university . . . . . . . . . . . . . 71
I.A. Kuptsova
The formation of a culture of volunteering
in the process of training of students . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Стр.8
8
V.D. Lobashev, A.A. Talykh, F.N. Zimenkova
Development of creative potential of personality
in the practice of professional training . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
I.N. Sergienko
On the issue of perfection of professional training
of future music teachers . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
CORRECTIONAL PEDAGOGY
I.Yu. Murashova
The topical issues of the work
of contemporary psychological-medical-pedagogical council
of the educational organization . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY,
HISTORY OF PSYCHOLOGY
M.S. Chernyatin, E.A. Tamozhnyaya
Content and structurally functional characteristic
of ecocentric consciousness . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
SOCIAL PSYCHOLOGY
L.V. Тarabakina, Wang Yuanyang
Socio-psychological adaptation of student youth
to foreign language environment: resource approach . . . . . . . . . . 139
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
V.I. Vetosheva, O.D. Artemova
Motivational peculiarities of educational activity
of teenage students in a lyceum
and in a comprehensive school . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
A.P. Draganchuk
Culture of interpersonal relations of cadets:
Сontent and diagnostics . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
O.S. Tsyganenko
The issues of improving the methods of regulation
of the prestart condition of the participants
of the student track and field team . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Contents
Стр.9