Национальный государственный университет
физической культуры, спорта и здоровья
имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
И.А.Винер-Усманова, Е.С.Крючек, Е.Е.Медведева, Р.Н.Терехина
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА:
история, состояние и перспективы развития
Рекомендовано Учебно-методическим советом НГУ имени П.Ф. ЛЕСГАФТА
в качестве учебного пособия для образовательной программы
по направлению 49.04.01 – «физическая культура».
Издательство «Человек»
Москва 2014
Стр.1
ББК 75.6
В 48
Винер-Усманова И.А., Крючек Е.С., Медведева Е.Н., Терехина Р.Н.
В 48 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА: история, состояние и перспективы развития. –
М., Человек, 2014. – 200 с. + 16 стр. вклейка.
ISBN 978-5-906131-29-4
Посвящается 80-летию художественной гимнастики и 80-летию кафедры теории
и методики гимнастики Национального государственного университета физической
культуры, спорта и здоровья имени Петра Францевича Лесгафта, Санкт-Петербург.
Художественная гимнастика успешно функционирует благодаря кропотливому труду
специалистов этого вида спорта. Накоплен большой научный и практический опыт
подготовки гимнасток высокой квалификации, требующий постоянного анализа, переосмысления
с точки зрения современных тенденций развития общества.
Основное содержание пособия посвящено различным аспектам художественной гимнастики,
позволяющим расширить представления об изучаемой дисциплине и формировать
профессиональные компетенции, необходимые в практической деятельности.
Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов магистратуры по дисциплине
«Художественная гимнастика».
ББК 75.6
© Винер-Усманова И.А., Крючек Е.С.,
Медведева Е.Н., Терехина Р.Н. – текст, 2014
ISBN 978-5-906131-29-4
© Издательство «Человек»,
издание, оформление, 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. История художественной гимнастики
(Терехина Р.Н., Крючек Е.С., Винер-Усманова И.А, Медведева Е.Н,
Семибратова И.С., Мальнева А.С.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2. Тенденции развития художественной гимнастики
(Терехина Р.Н., Крючек Е.С., Винер-Усманова И.А, Медведева Е.Н.) . . . . . . . . . . . .40
3. Факторы, определяющие современное состояние и развитие художественной
гимнастики (Терехина Р.Н., Крючек Е.С., Винер-Усманова И.А, Медведева Е.Н.) . . .43
4. Исполнительское мастерство гимнасток и методы его оценки
(Терехина Р.Н., Крючек Е.С., Винер-Усманова И.А, Медведева Е.Н.) . . . . . . . . . . .49
5. Значение, средства и методы формирования артистичности гимнасток
(Винер-Усманова И.А., Крючек Е.С., Медведева Е.Н., Терехина Р.Н.) . . . . . . . . . . .54
5.1. Теоретическое обоснование значимости артистичности в спорте. . . . . . . .54
5.2. Пути совершенствования артистичности в художественной гимнастике. .60
5.3. Средства «артистической» подготовки в художественной гимнастике. . . .63
5.4. Содержание процесса совершенствования артистичности гимнасток
на различных этапах подготовки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66
6. Современные подходы к реализации профилирующей подготовки гимнасток
(Медведева Е.Н., Супрун А.А., Терехина Р.Н., Крючек Е.С.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
7. Медико-биологическое, психолого-педагогическое сопровождение
подготовки гимнасток (Терехина Р.Н., Крючек Е.С., Винер-Усманова И.А.,
Медведева Е.Н.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107
8. Организационно-управленческий аспект в системе подготовки гимнасток
высокого класса (Терехина Р.Н., Крючек Е.С., Винер-Усманова И.А.) . . . . . . . . . .112
9. Интегральная подготовка спортсменок в художественной гимнастике
(Терехина Р.Н., Крючек Е.С., Винер-Усманова И.А.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .116
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120
Приложение А. Блок «Классическая хореография» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .122
Приложение Б. Блок «Танцы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137
Приложение В. Блок двигательных заданий «Пластика». . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152
Приложение Г. Блок двигательных заданий «Музыкальность». . . . . . . . . . . . . . .156
Приложение Д. Блок двигательных заданий «Цирковое искусство». . . . . . . . . . .163
Стр.3
Приложение Е. Индивидуальные задания по совершенствованию
компонентов двигательной памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167
Приложение Ж. Примерные двигательные задания для освоения алгоритма
обучения волнам и взмахам с учётом компонентов
двигательной памяти гимнастки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .168
Приложение З. Примеры профилей индивидуально-психологических
особенностей гимнасток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .171
Приложение И. Характеристика психологических качеств личности
гимнастки и методологические подходы к процессу профилирующей
подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172
Приложение К. Рабочая карта гимнастки N. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .174
Приложение Л. Методические приемы, используемые с учетом
индивидуальных психологических особенностей в процессе
профилирующей подготовки (на примере гимнастки N). . . . . . . . . . . . . . . . . . .175
Приложение М. Примерные блоки упражнений хореографии для освоения
алгоритма обучения профилирующим элементам с учётом компонентов
двигательной памяти гимнасток. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176
Приложение Н. Примерные задания на точное выполнение равновесий
(пространственная, координационная точность) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181
Приложение О. Комплексы партерной хореографии на совершенствование
уровня специальной физической и базовой профилирующей
подготовленности гимнасток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .182
Приложение П. «Высшая – значит элитная...» (Владимир Найпак) . . . . . . . . . . .196
Стр.4