Внедрение радикальных идеологий в массовое сознание российских мусульман. <...> Политический ислам в Народной Республике Бангладеш . <...> Радикальный исламизм в Алжире, Марокко и Тунисе . <...> Я думаю, что предложить она может немало, потому что сама природа ее знания такова, что она всегда апеллирует к базисным ценностям социальной жизни. <...> Анализируя тенденции цивилизационного развития, философия призвана ответить на вопрос, в чем заключается система базисных ценностей современной цивилизации и что должно и может измениться в этой системе. <...> Для этого предварительно следует уточнить понятие цивилизации и ввести представление о типах цивилизационного развития. <...> В этом значении под цивилизационными достижениями понимается прежде всего развитие, системное усложнение и расширение «второй природы» – мира созданных человеком предметов и процессов, который непосредственно окружает его и обеспечивает его выживание в природе. <...> В этом смысле говорят о цивилизационных достижениях как о технико-технологических инновациях, таких как изобретение колеса, паровой машины, автомобиля, самолета, освоение электричества, атомной энергии. <...> Кроме них есть цивилизационные достижения, которые обеспечивают регуляцию социальных связей и отношений людей. <...> Изобретение письменности, возникновение права, рынок и деньги, демократия, права человека – тоже цивилизационные достижения. <...> В этом случае под цивилизацией понимаются технологические и технические изобретения, а под культурой – базисные ценности и состояния духовного мира человека. <...> В дальнейшем, когда мы будем говорить о цивилизациях и типах цивилизационного развития, я буду использовать термин «цивилизация» во втором смысле, т.е. рассматривать ее как некоторый целостный социальный организм, предполагающий определенный тип культуры. <...> В качестве таких структур выступают базисные ценности культуры. <...> Эти два подхода можно сблизить, если ввести понятие типа цивилизационного <...>
Россия_и_мусульманский_мир_№3_2010.pdf
Центр гуманитарных
научно-информационных исследований
Редакционная коллегия:
Л.В. Скворцов – д-р филос. наук, шеф-редактор, А.Г. Бельский –
канд. ист. наук, автор проекта, научный консультант, Е.Л. Дмитриева
– главный редактор, О.П. Бибикова – канд. ист. наук, первый
зам. главного редактора, Д.Б. Малышева – д-р полит. наук,
А.В. Малашенко – д-р ист. наук, А.Ш. Ниязи – канд. ист. наук, зам.
главного редактора, В.Г. Садур – канд. ист. наук, Д.Е. Фурман –
д-р ист. наук, В.Н. Сченснович – отв. за выпуск.
Россия и мусульманский мир: Научно-информационный
бюллетень / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ.
исслед. – М., 2010. – № 3 (213). – 180 c.
© ИНИОН РАН, 2010
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
В. Стёпин. Эпоха цивилизационных перемен и диалог
культур........................................................................................... 4
А. Буттаева. Ислам в России и глобализация ............................. 21
Александр Игнатенко. Угроза свободе совести с неожиданной
стороны: Ваххабизм в России.................................................... 26
А. Юнусова. Внедрение радикальных идеологий в
массовое сознание российских мусульман............................... 45
Павел Святенков. Чечня: Точка уязвимости для России............ 50
Хизри Адзиев, Нариман Гасанов. Русский вопрос в
Республике Дагестан .................................................................. 61
В. Панин. Роль Азербайджана в политике США на
Кавказе ......................................................................................... 69
Ж. Нургалиева. Казахстан: К вопросу о конфликте
идентичностей............................................................................. 78
Н. Федулова. Россия и страны Центральной Азии....................... 88
Б. Бабаджанов. «Исламское движение Узбекистана»:
Джихад как идеология «изгоев».............................................. 105
А. Разливаев. Турция: Возрождение религиозных общин......... 125
Вячеслав Белокреницкий. Пакистан – «провальное
государство» в Азии?................................................................ 134
Хак Мехаммад Сайфул. Политический ислам в Народной
Республике Бангладеш ............................................................. 147
Б. Долгов. Радикальный исламизм в Алжире, Марокко и
Тунисе ........................................................................................ 156
Роберт Ланда. Политический ислам и западное
общество .................................................................................... 170
3
Стр.3