Московского университета Вестник Cерия 20 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Издательство Московского университета СОДЕРЖАНИЕ Актуальный вопрос Боровских А.В., Розов Н.Х. <...> Историко-педагогический анализ становления и развития института научной аттестации кадров . <...> . 118 В перерывах между лекциями Самые известные высказывания Стива Джобса . <...> Сделан вывод о необходимости разработки надпредметного содержания при формировании программы образования. <...> Ключевые слова: цели образования, деятельностный принцип, освоение учебных предметов, надпредметное содержание. <...> Подытоживая всесторонний анализ современного состояния российской общеобразовательной школы, нам хотелось бы высказать утверждение, на первый взгляд шокирующее: система образования России как государственный и общественный институт “теряет” традиционную цель образования. <...> Итак, серьезная наука (как естественная, так и гуманитарная) оказалась для политики и политиков совершенно ненужной, и поэтому концепция “цель образования — подготовка к научно-технической и творческой деятельности”, которая считалась безусловной в течение около полувека, растаяла как вчерашний снег. <...> Факт профессиональной депривации, о котором мы говорили выше, подтверждает, что формулировать цель образования надо в тер9 минах надпрофессиональных, а значит,— надо искать для ответа понятие более широкое, чем “профессия”. <...> И поэтому цель образования — приобретение навыков деятельности. <...> Деятельностный принцип обязывает нас при формировании программы образования, разработке методики обучения, организации учебной деятельности акцентировать внимание в первую очередь не на предметном, а на надпредметном содержании — на тех обобщенных деятельностных функциях, которые дόлжно развивать. <...> Так что содержание образования, если на него посмотреть не с предметной, а с надпредметной точки зрения, оказывается неопределенным, расплывчатым, аморфным. <...> Обсуждается организация <...>
_Вестник_Московского_университета._Серия_20._Педагогическое_образование_№2_2012.pdf
Московского
университета
Вестник
Cерия 20
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальный вопрос
Боровских А.В., Розов Н.Х. Эволюция целей и ценностей образования . . . . 13
Педагогические размышления
Рябов В.В. Диверсификация педагогического образования – осознанная
необходимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Веселяева Т.Ю. В погоне за призраком (о поиске формы организации учебной
деятельности, содействующей личностному развитию учащихся) 125
Репида В.Б. Методология подготовки специалистов: общее образование –
профессиональная подготовка – трудовая деятельность . . . . . . . . . . . 137
Опыт практической педагогики
Батаева Е.В., Демин В.В. Методика сравнения эффективности демонстрационного
эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Гусейнов Э.А. Исследование психологических аспектов, влияющих на процесс
подготовки специалистов в вузе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
МГУ в истории образования
Ильченко Е.В. Университет в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
и после нее . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Слово мэтра
Пирогов Н.И. Автономия и чиновничество не идут вместе . . . . . . . . . . . . . . 196
Чужая жизнь и берег дальний
Сюй Цзе, Чжан Шу, Ван Ляньцэнь.Современная система высшего инженерного
образования в Китае и ее проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
События и годы
Иванищева Н.А.Историко-педагогический анализ становления и развития
института научной аттестации кадров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Голоса молодых
Сун Лэй. Дебаты – образовательная технология инновационного типа . . 118
В перерывах между лекциями
Самые известные высказывания Стива Джобса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 2 • 2012 • АПРЕЛЬ—ИЮНЬ
Выходит один раз в три месяца
Стр.1
CONTENTS
Matter of Topical Interest
Borovskih A.V., Rozov N.H. Evolution of the goals and values of education . . . . . 183
Pedagogical Ideas
Riabov V.V. Diversification of pedagogical education — perceived necessity . . . . 118
Veselyaeva T.Y. In pursuit of a ghost (about the search forms of learning activities
that promote personal development of students) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Repida V.B. The methodology of training specialists: general education — professional
training — work activity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Reality of Pedagogical Education
Bataeva E.V., Diomin V.V. Method of comparison of demonstration’s effectiveness 150
Guseynov E.A. Study psychological aspects influencing the process of training specialist
in high school . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
MSU in the History of Education
Ilchenko E.V. University in the Second World War of 1941–1945 and after . . . . . 170
The Word of Master
Pirogov N.I. Autonomy and bureaucracy do not go together . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Foreign life and distant land
Xu Jie, Zhang Shu, Wang Liancen. The modern system of higher engineering education
and its problems in China . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Events and Years
Ivanishсheva N.A. Historical and pedagogical analysis of formation and development
of institute of academic certification of personnel . . . . . . . . . . . . . . . 1106
Voices of Youth
Song Lei. “Debate” — the innovative type of educational technology . . . . . . . . 1118
During the Intervals
The most famous speech of Steve Jobs . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
© Издательство Московского университета,
“Вестник Московского университета”, 2012
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2012. № 2
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕЛЕЙ И ЦЕННОСТЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ
А.В. Боровских, Н.Х. Розов
(факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail:
fpo.mgu@mail.ru)
Обсуждая изменение целей и ценностей образования, авторы формулируют
деятельностный принцип педагогики: целью образования является подготовка
человека к будущему участию в деятельности человеческого общества; содержанием
образования является освоение общих методов, навыков и форм человеческой
деятельности. Освоение учебных предметов является не целью, а средством
обучения, воспитания и развития. Сделан вывод о необходимости
разработки надпредметного содержания при формировании программы образования.
Ключевые
слова: цели образования, деятельностный принцип, освоение учебных
предметов, надпредметное содержание.
И теоретическая педагогическая наука, и практическая педагогическая
деятельность в последние годы находятся в кризисном состоянии.
Таково мнение многих компетентных специалистов, такова же оценка
ситуации широкой общественностью России. Об этом свидетельствуют
и низкое качество исследований по методике обучения, и поверхностность
и хаотичность большинства внедряемых в образовательный процесс
инноваций, и почти всеми признаваемое и объективно фиксируемое
(например, преподавателями вузов и даже результатами ЕГЭ)
снижение уровня подготовки выпускников средней школы. Весьма показателен
явно прослеживаемый существенный спад внимания государства
и общества к профессии учителя и к образованию в целом.
Если проанализировать, как учатся и чему научаются наши дети в
школе, то результаты окажутся весьма далекими от желаемого. Конечно,
большое внимание уделяется работе с “одаренными” школьниками —
преподаватели вузов, даже академики, охотно занимаются с перспективной
молодежью, ведут кружки и преподают в профильных классах,
проводят олимпиады. Создается впечатление, что занимающихся с
“одаренными” детьми даже больше, чем самих “одаренных”. Но не будем
забывать, что такие учащиеся составляют, по разным оценкам, не
более 10% детского населения страны. Подавляющая же часть учеников
“обычной”, массовой средней общеобразовательной школы остается,
3
Стр.3