ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ШКОЛ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ПРЫЖКИ В ВОДУ Этапы спортивного ссовершенствования и высшего спортивного мастерства Допущено Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту Москва Советский спорт 2004 УДК 796/799 ББК 75.717.6 П68 Программа подготовлена Е.А. Распоповой  доктором педагогических наук, профессором кафедры теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло РГУФК. <...> Спортсмены, достигшие данного уровня спортивнотехнической подготовленности, т. е. имеющие соответствующую программу прыжков на одном из снарядов и выполняющие ее на достаточно высоком уровне, продолжают тренировки в группах спортивного совершенствования. <...> Настоящая программа разработана для этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР), школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) и училищ олимпийского резерва (УОР). <...> Программа составлена с учетом многолетних наблюдений за динамикой роста спортивных достижений учащихся СДЮШОР и сильнейших спортсменов России, составляющих основу сборной команды страны, а также исследований, направленных на определение критериев перспективности спортсменов на различных этапах многолетней подготовки прыгунов в воду. <...> Основными критериями для зачисления в эти группы являются двигательные способности, выражающиеся в быстроте и точности освоения двигательных действий, физические данные спортсменов и уровень их спортивных достижений, а именно качество исполнения прыжков и сложность соревновательных программ. <...> УСЛОВИЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА На этап спортивного совершенствования (СС) зачисляются спортсмены, выполнившие <...> 
								
							
							
								
								
									
										Прыжки_в_воду._Примерная_программа_спортивной_подготовки_для_ДЮСШ_и_СДЮШОР_(этапы_спортивного_совершенствования_и_высшего_спортивного_мастерства).pdf
										
                                            
                                            		
								                        
УДК 796/799 
ББК 75.717.6 
Ï68 
Программа подготовлена Е.А. Распоповой  доктором педагогических
наук, профессором кафедры теории и методики спортивного
и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и
водного поло РГУФК.
Рецензенты:
Прыжки в воду: Примерная программа спортивной подготовП68
ки
для детско-юношеских спортивных школ, специализированных
детско-юношеских школ олимпийского резерва.  М.: Советский
ñïîðò, 2004.  56 ñ.: èë. 
ISBN 5-85009-886-0 
УДК 796/799 
ББК 75.717.6 
1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ
ПРОГРАММЫ
1.1. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ISBN 5-85009-886-0 
© Государственный комитет
Российской Федерации
по физической культуре и спорту, 2004
© Å.À. Распопова, 2004 
© Оформление. Издательство
«Советский ñïîðò», 2004 
В олимпийском виде спорта «Прыжки в воду» за последние годы
произошли существенные изменения. Программы прыжков стали значительно
сложнее. Изменились требования к оценке качества судейства
прыжков. В программу соревнований включены новые дисциплины (синхронные
прыжки с трамплина и вышки), что требует совершенствования
системы многолетней подготовки спортсменов высокого класса (кандидатов
в мастера спорта, мастеров спорта и мастеров спорта международного
класса).
Основы спортивных достижений закладываются в ДЮСШ и
СДЮШОР в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных
группах. Программа для ДЮСШ, разработанная в 2002 году, предусматривает
постепенный рост спортивных достижений без ограничения
возраста занимающихся до достижения спортивного разряда кандидата
в мастера спорта. Спортсмены, достигшие данного уровня спортивнотехнической
подготовленности, т. е. имеющие соответствующую программу
прыжков на одном из снарядов и выполняющие ее на достаточно
высоком уровне, продолжают тренировки в группах спортивного совершенствования.
Настоящая
программа разработана для этапов спортивного совершенствования
и высшего спортивного мастерства специализированных
детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР),
школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) и училищ олимпийского
резерва (УОР). В основу программы положены ныне действующие
нормативно-правовые требования, регулирующие деятельность спортивных
школ (М., 1995), и приказ Государственного комитета Российской
Федерации по физической культуре, спорту и туризму и Министерства
								                        
									                        Стр.2
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
4 
образования Российской Федерации * от 28 июня 2001 ã. ¹ 390 «Îá 
утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для
спортивных школ (ÄÞÑØ, ÑÄÞØÎÐ, ШВСМ И ÓÎÐ)» **. 
Программа составлена с учетом многолетних наблюдений за динамикой
роста спортивных достижений учащихся СДЮШОР и сильнейших
спортсменов России, составляющих основу сборной команды страны,
а также исследований, направленных на определение критериев
перспективности спортсменов на различных этапах многолетней подготовки
прыгунов в воду.
Анализ возраста финалистов и чемпионов Олимпийских игр с 1972
по 2000 г. свидетельствует о том, что возраст не является фактором,
лимитирующим высокие спортивные достижения. Это дает основание
для снятия возрастных ограничений для спортсменов, занимающихся в
группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Основными критериями для зачисления в эти группы являются
двигательные способности, выражающиеся в быстроте и точности освоения
двигательных действий, физические данные спортсменов и уровень
их спортивных достижений, а именно качество исполнения прыжков и
сложность соревновательных программ.
1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Основными задачами этапов спортивного совершенствования (СС)
и высшего спортивного мастерства являются:
 привлечение к специализированной подготовке оптимального числа
перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных
спортивных результатов, позволяющих войти в составы сборных
команд клубов, городов и страны;
 подготовка резерва и основного состава сборной национальной
команды для выступления в крупных международных соревнованиях,
в том числе на Олимпийских играх.
1.3. РЕЖИМ РАБОТЫ 
Режим работы в группах спортивного совершенствования и высшего
спортивного мастерства представлен в табл. 1.
Согласно нормативным документам, возможно объединение в одну
группу спортсменов, разных по возрасту и спортивной подготовленнос*
Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных
øêîë.  Ì., 1995. 
** Приказ «Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для
спортивных школ (ÄÞÑØ, ÑÄÞØÎÐ, ШВСМ и ÓÎÐ)» от 28 июня 2001 ã. ¹ 390. 
Режим учебно-тренировочной работы и требования
по физической, технической и спортивной подготовке
Год
обучения
СС
До 1 года 
Свыше
года
Минимальное
число
учащихся
в группе
4 
3 
Максимальное
количество
часов в неделю
24 
28 
Требования по физической,
технической и спортивной
подготовке на конец
учебного года
Подтв. КМС, выполнение
нормативов по СФП и
наземной технической
подготовке
Подтв. КМС, положительная
динамика роста спортивных
результатов, выполнение
нормативов по СФП и
наземной технической
подготовке
ВСМ Весь
период
2 
32 
МСМК, МС подтв., занять
112 места в ×Ð, Кубке 
России, международных
соревнованиях, в том числе
Всемирных студенческих
èãðàõ, 13 места в 
чемпионатах городов,
областей и субъектов
федераций
ти. При этом разница спортивного мастерства не должна превышать
двух разрядов, а количественный состав на этапе спортивного совершенствования
12 чел., высшего спортивного мастерства  8 чел. Для
повышения эффективности занятий рекомендуется кроме основного тренера-преподавателя
привлекать тренеров-преподавателей по смежным
видам спорта (акробатике, батуту, хореографии) при условии одновременной
работы со спортсменами. Оплата их труда не должна суммарно
превышать 50% оплаты труда основного тренера-преподавателя.
1.4. УСЛОВИЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ
СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ВЫСШЕГО
СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
На этап спортивного совершенствования (СС) зачисляются спортсмены,
выполнившие спортивный разряд кандидата в мастера спорта и
нормативные требования к физической подготовленности. При этом
5 
Таблица 1
ÕÓχÚ˂̇ˇ ˜‡ÒÚ¸ 
œ˚ÊÍË ‚ ‚Ó‰Û 
Наименование
этапа
								                        
									                        Стр.3
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
2.7. Воспитательная работа
и психологическая подготовка ................................................. 27 
2.8. Восстановительные средства
и мероприятия ............................................................................ 32 
2.9. Инструкторская и судейская практика .................................... 34 
2.10. Программный материал
для практических çàíÿòèé......................................................... 35 
Содержание
1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ÏÐÎÃÐÀÌÌÛ................. 3 
1.1. Объяснительная записка ............................................................. 3 
1.2. Основные çàäà÷è......................................................................... 4 
1.3. Режим ðàáîòû.............................................................................. 4 
1.4. Условия зачисления в группы спортивного
совершенствования и высшего спортивного
мастерства ................................................................................... 5 
2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ . ........................................................... 7 
2.1. Объяснительная записка ............................................................. 7 
2.2. Организационно-методические указания ................................... 7 
2.2.1. Содержание занятий (средства, методы)
на этапах спортивного совершенствования
и высшего спортивного мастерства ................................ 11 
2.3. Учебный ïëàí............................................................................ 13 
2.4. План-схема годичного цикла подготовки ............................... 14 
2.5. Педагогический и врачебный контроль ................................... 19 
2.5.1. Педагогический контроль .............................................. 19 
2.5.2. Врачебный контроль ...................................................... 26 
2.6. Теоретическая подготовка ....................................................... 27 
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ........................... 48 
Приложение 1................................................................................... 49 
Приложение 2................................................................................... 50 
								                        
									                        Стр.25