СОДЕРЖАНИЕ
ОТ РЕДАКТОРА
Нынешний номер продолжает темы, ставшие уже традиционными для журнала, но я хотел
бы обратить внимание на проблему, которая обсуждается на публикуемых в данном номере
материалах круглого стола, – проблему взаимоотношения между философией и богословием
в начале нашего нового века – двадцать первого века, отсчитываемого от Рождества Христова.
Это не только и не столько вопрос о соотношении двух уважаемых дисциплин, но это вопрос
о взаимоотношении религии и философии вообще, более того, это вопрос о корнях современной
культуры – как западноевропейской, так и российской. А в нашей стране это еще
и проблема взаимоотношений между интеллигенцией (той специфической социальной группой,
которая сложилась именно в России) и церковью.
Антигосударственная и антирелигиозная интеллигенция, под влиянием не принятых в ее
ряды Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева, Л.Н. Толстого, в определенный момент задумалась о
том, что жизнь гораздо сложнее, чем совокупность материальных частиц, и о том, что человек,
даже происходя от обезьяны, обладает чем-то существенно отличным. Георгий Флоровский
писал в «Путях русского богословия»: «“Конец века” означал в русском развитии рубеж и начало,
перевал сознания. Изменяется само чувство жизни. … И был не только душевный сдвиг.
То был новый опыт… В те годы многим вдруг открывается, что человек есть существо метафизическое.
В самом себе человек вдруг находит неожиданные глубины, и часто темные бездны.
И мир уже кажется иным. Ибо утончается зрение».
Чуть больше ста лет назад в столице Российской империи были организованы Религиозно-философские
собрания – наиболее известное место встречи интеллигенции и церкви.
Инициаторами выступили поэты и писатели З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, В. В. Розанов.
Председателем Собраний был будущий патриарх Сергий (в начале века епископ Ямбургский и
ректор Санкт-Петербургской духовной академии) – одна из самых трагических фигур XX века.
Собрания продолжались чуть больше двух лет.
Цель Собраний сформулировал в первой своей речи еп. Сергий: «Нам тяжело наше разъединение
и взаимное непонимание. Нас тяготит сознание всей пагубности этого разъединения
и всей нашей ответственности за него. Нам нужен путь к единству, чтобы этим единством нам
потом вместе жить и вместе работать на общерусскую пользу».
Поразительно, что сейчас, после всех переломов ХХ века, ситуация у нас не слишком отличается
от той, которая сложилась к началу века прошлого. Есть примитивное разделение на
интеллигенцию и «православных активистов». И есть непримиримость, которая как-то удивительно
уживается с заклинаниями по поводу толерантности.
Я хочу привести две цитаты из круглого стола «Философия и богословие в XXI веке», который
состоялся в Новосибирске 30 ноября 2014 года: «…В интеллектуальной жизни вообще,
и в философии, нужно стремиться к максимальной сложности и к максимальной ответственности».
И вторая: «Что дает традиционная религия? Выход за пределы этого одиночества, одинокого
поиска. То есть перенос акцента с отдельного человека на группу. И вот это … является
движущей силой постсекуляризма».
Мне кажется, именно и только в ключе этих положений можно прийти к какому-то диалогу
и взаимному пониманию.
К пониманию ведет нас и еще одна публикация – диалог двух немецкий ученых об украинском
кризисе. Доктора Ханса-Йохен Луманн и Вольфганг Зассин обсуждают проблемы единства
Европы, роли ЕС и легитимности тех или иных решений.
Идеи и идеалы № 2(24), т. 1 • 2015
5
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
Стр.3
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
FROM THE EDITOR
Current issue continues the themes, which have already become traditional for the journal, and
I would like to draw attention to the topic, that has been discussed and presented in this issue as the
proceedings of the round table – the topic of the relationship between philosophy and theology in
the beginning of our new century. The twenty-fi rst century, counted from the birth of Christ. It is
not so much the problem of the interrelation of two respected disciplines, but it is also more general
problem of the relationship between religion and philosophy, moreover, it is the problem of the
roots of modern culture including such branches as Western and Russian ones. In our country it is
also a problem of the relationship between so called intelligentsia (the specifi c social group that has
developed in Russia) and the Orthodox Church.
Anti-state and anti-religious intelligentsia, under the infl uence of F.M. Dostoevsky, V.S. Solovev,
and L. N. Tolstoy not taken in its ranks, at some point thought about the fact that life is much more
complicated than just the aggregate of material particles, and that people, even if we accept the
idea that we are coming from monkeys, has something signifi cantly different from them. Georges
Florovsky wrote in his famous « Ways of Russian theology”: «The turn of the century” meant in the
Russian development the end and the beginning, the pass of consciousness. The very sense of life has
changed ... This was not a mental shift only. It was a new experience... In those years, many revealed to
one selves that human beings are metaphysical. A man suddenly fi nds unexpected depths in himself,
and often this is dark abyss. The world seems different. Because the vision is becoming thinner».
A bit more than a hundred years ago in the capital of the Russian Empire the ReligiousPhilosophical
Meetings were organized, it was the most famous meeting place of the intelligentsia
and the Church. They were initiated by the poets and writers Z.N. Gippius, D.S. Merezhkovsky, and
V. V. Rozanov. The Chairman of the Meetings was the future Patriarch Sergius (in the beginning of
the century he was the Bishop of Yamburg and rector of St. Petersburg theological Academy) - one
of the most tragic fi gures of the XX-th century. The meetings lasted a little over two years.
The purpose of the Meetings Sergius formulated in his fi rst speech: «It is hard for us to bear our
separation and mutual misunderstanding. It is diffi cult to be aware of all the destructiveness of this
separation, and our responsibility for it. We need a path to unity, in order t to live together and work
together for our mutual favour.»
It is amazing that now, after all the crises of the XX-th century, our situation is not too different
from the one that prevailed at the beginning of the last century. There is a primitive division between
intellectuals and so called «Orthodox activists». And there is intransigence, which surprisingly gets
along quite well under the spells about tolerance.
I want to quote two participants from the roundtable, which was held in Novosibirsk on November
30, 2014 «Philosophy and theology in the twenty-fi rst century”: «In intellectual life in general as well
as in philosophy, we need to strive for maximum complexity and maximum responsibility.» Second
quote: “What is provided by traditional religion? The transcendence of loneliness, lonely search. This
means the shift from the individual to the group. Namely this … is the driving force of secularism».
I think that specifi cally these key positions can approach us to the dialogue and mutual
understanding.
One more publication also leads us to understanding, that is the dialogue of two German scientists
about the Ukrainian crisis. Dr. Hans-Jochen Luhmann and Wolfgang Sassin discuss the problems of
European unity, the EU’s role, and legitimacy of certain decisions.
6
Идеи и идеалы № 2(24), т. 1 • 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.4
Томас Вайсбрих. Под знамена! Полевые знамена Франции и Германии
ЗАБЫТАЯ ВОЙНА
УДК 930.83
ПОД ЗНАМЕНА! ПОЛЕВЫЕ ЗНАМЕНА ФРАНЦИИ
И ГЕРМАНИИ: 1870–1920 гг.
Томас Вайсбрих
Берлин
Weissbrich@dhm.de
В статье 3 Акта о капитуляции, подписанного прусским генералом фон Штиле и французским
генералом Жарра 27 октября 1870 года в Метце, содержалось требование о передаче полковых знамен
Пруссии. Передачей 56 знамен начался процесс, закончившийся пятьюдесятью годами позднее
возвратом этих знамен Парижу после Первой мировой войны. Эта история знамен тесно связана
с прусским триумфом и поражением Франции 1770–1771 гг., с учреждением национальных
празднеств и зарождением культуры памяти и с восприятием истории и конструктами идентичности,
и в конечном счете с триумфом Франции и поражением Пруссии в 1918 г. В настоящей статье
эта многоаспектная тема исследуется на основе значимости, которой обладали французские и германские
полковые знамена.
Ключевые слова: Первая мировая война, полковые знамена, история знамен, культура памяти.
DOI: 10.17212/2075-0862-2015-2.1-7-19
Полковые знамена как профанные
предметы и объекты культа
Тот факт, что во всех военных конфликтах
знамена считались в высшей степени
желанными трофеями, вытекает из
тех значений, которые они имели или
которые им приписывались1
. С тех пор,
как в античности появились боевые знаки,
они служили коммуникативным средством
на поле брани, указывали направление
движения и места сбора войск или
место нахождения командующего. Вместе
с тем знамена обладали мощным ре1
Ср.
Daniel Hohrath (Hg.), Farben der Geschichte.
Fahnen und Flaggen. Aus den Sammlungen
des Deutschen Historischen Museums, Berlin 2007;
Hans-Peter Stein, Symbole und Zeremoniell in den
deutschen Streitkräften vom 18. bis zum 20. Jahrhundert,
Augsburg, 1991, s. 86–106, 199–220.
Идеи и идеалы № 2(24), т. 1 • 2015
презентативным значением, и связанные с
ними действия носили ритуальный характер,
особенно после того как в XIX веке
все теснее связывались друг с другом армия
и государство: новые знамена даровались
властителями и освящались священниками,
старые торжественно упразднялись.
Их полотнища изготовлялись из дорогих
тканей, искусно расцвечивались или
снабжались богатой аппликацией, их цвета
и знаки были исполнены глубокого значения.
Солдаты приносили присягу, касаясь
знамени как реликвии. Знамена оказывали
сильное аффективное, эмоциональное
воздействие, они воплощали прошлое
и настоящее, славу и честь.
Символически-историческая значимость
знамени возрастала с каждым новым похо7
ИДЕИ
И ИДЕАЛЫ
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ISSN 2075-0862
Индекс Роспечати 37150
Включен в Перечень ВАК
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
№ 2(24), т. 2
Н А У Ч Н Ы Й Ж У Р Н А Л
ВЫХОДИТ ЕЖЕКВАРТАЛЬНО
http://ideaidealy.ru
2015
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
(Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-34262 от 26 ноября 2008 г.)
УЧРЕДИТЕЛИ:
Новосибирский государственный технический университет (НГТУ)
Новосибирский государственный университет экономики и управления – НИНХ (НГУЭУ–НИНХ)
СОДЕРЖАНИЕ
Проблемы современной экономики
Г.М. Тарасова, А.И. Шмырева. Развитие платежных
систем России и Китая в условиях нестабильности
экономики ...................................................................... 5
Социально-экономическая теория и практика
Е.Г. Гребенщикова, В.С. Диев, Т.А. Сидорова,
Б.Г. Юдин. Гуманитарная экспертиза и риски современной
технонауки ........................................................ 14
О.К. Денисова. Организационный подход к формированию
процессно-ориентированной системы управления
вузами ................................................................ 24
Философская традиция и современный мир
В.И. Игнатьев, Е.В. Игнатьева. Психологическая
теория Алексея Борового ............................................ 34
А.В. Катунин. Истоки концепции когнитивного бессознательного
в философии Платона ......................... 44
Т.И. Зайцева. Философия охранительного либерализма
как кредо русского патриота .............................. 53
Философия культуры
В.Ю. Сухачев, И.А. Кребель, Ю.В. Ватолина. Десакрализация
инстанции «иного»: трансформации
визуальных практик ...................................................... 61
М.В. Тарасова, В.И. Кудашов. Диалектика взаимодействия
культурных и социальных идеалов .............. 70
И.А. Скалабан. Общественное участие: завершение
или кризис модернистского проекта? ........................... 78
А.И. Давыдов. Альтернативная история: методологические
возможности ...................................................... 88
Идеи и идеалы № 2(24), т. 2 • 2015
Проблемы отечественного самосознания
Е.В. Кармазина. Современная песонализация свободы:
конфликт privacy и transparency .......................... 94
Э.М. Думнова. Механизмы формирования идентичности
в транзитивном обществе ................................... 104
А.В. Буханцова, С.В. Кущенко. Гражданская идентичность
как ресурс консолидации общества .............. 112
Проблемы культурологии и искусствознания
А.Л. Усанова. Современные интерпретации историко-культурного
наследия советской эпохи ................... 118
М.В. Прокопьев. Пейзаж и жанр в живописи Л.П. Базановой
........................................................................... 126
М.Е. Дробышевская, М.В. Прокопьев. Живопись
Павла Геронтьевича Якубовского: сибирский импрессионизм?
.......................................................................... 133
А.С. Молчанов. О соотношении понятий тождества
и повтора в музыкальном искусстве ............................. 143
Новые книги
Т.А. Семилет. Духовные основы и стратегические
проекты создания новой цивилизации ......................... 149
Анонсы
Коллинз Рэндалл. Макроистория: очерки социологии
большой длительности (с предисловием к русскому
изданию) ............................................................... 155
Наши авторы ............................................................... 163
Информация для авторов .......................................... 165
3
Стр.1
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ISSN 2075-0862
Index of Rospechat’ - 37150
Included into the list of the Supreme
Certifi cation Commission of Russian Federation
IDEAS & IDEALS
No 2(24), vol. 2
S C I E N T I F I C J O U R N A L
PUBLISHED QUARTERLY
http://ideaidealy.ru
The journal is registered by Federal Service on Supervision in the Sphere of Communication
and Mass Communications
(Certifi cate of Registration PI No FS 77-34262, 26 November 2008)
FOUNDERS:
Novosibirsk State Technical University (NSTU)
Novosibirsk State University of Economics and Management (NSUEM)
CONTENTS
The problems of the modern economy
G.M. Tarasova, A.I. Shmyreva. Development of the russian
and chinese payment systems in the conditions of
unstable economy .............................................................
Social and economic theory and practice
E.G. Grebenshchikova, V.S. Diev, T.A. Sidorova,
B.G. Yudin. Humanitarian expertise and risks of modern
techno-science .................................................................. 14
O.К. Denisova. Organizational approach to developing
process-oriented higher educational institution management
system .................................................................... 24
Philosophy tradition and modern world
V.I. Ignatyev, E.V. Ignatyeva. Alexey borovoy’s psychological
theory of power ...................................................... 34
A.V. Katunin. The origins of the “cognitive unconscious”
concept in the philosophy of Plato .................................... 44
T.I. Zaytseva. The philosophy of conservative liberalism
as the credo of a russian patriot ........................................ 53
Philosophy of the Culture
I.A. Krebel, V.Yu. Sukhachev, Yu.V. Vatolina. Desacralization
of the other: transformations of visual practices ... 61
M.V. Tarasova, V.I. Kudashov. Dialectic relationship
of cultural and social ideals .............................................. 70
I.A. Skalaban. Public participation: the end or the crisis
of the modernity project? .................................................. 78
A.I. Davydov. Alternative history: methodological opportunities
.............................................................................. 88
4
5
Problems of national discourse
E.V. Karmazina. Contemporary personalization of freedom:
confl ict between privacy and transparency ............. 94
E.M. Dumnova. Identity formation mechanisms in the
transitive society ............................................................... 104
A.C. Bukhantsova, S.V. Kuschenko. Civil identity
as a resource for the consolidation of society .................. 112
Problems of cultural studies and art criticism
A.L Usanova. Modern interpretations of historical and
cultural heritage of the soviet era ..................................... 118
M.V. Prokopyev. Landscape and genre paintings
of l.P. Bazanova ................................................................ 126
M.V. Prokopyev, M.Е. Drobyshevskaya. Pavel Gerontyevich
Yakubovsky’s painting: siberian impressionism? 133
A.S. Molchanov. Identity and repetition ratio in musical
art ...................................................................................... 143
New books
T.A. Semilet. Spiritual Principles and Strategic Projects
of Making the New Civilization ......................................... 149
Announces
Collins Randall. Macrohistory: Essays in Sociology
of the Long Run ................................................................ 155
Our Contributors ............................................................ 163
Information for Authors .............................................. 165
Идеи и идеалы № 2(24), т. 2 • 2015
2015
Стр.2
Г.М. Тарасова, А.И. Шмырева. Развитие платежных систем
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕНОЙ ЭКОНОМИКИ
УДК 336.717.1
РАЗВИТИЕ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ РОССИИ И КИТАЯ
В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ЭКОНОМИКИ
Г.М. Тарасова
А.И. Шмырева
Новосибирский государственный
университет экономики и управления
bank1@nsuem.ru
Цель данной статьи показать структуру и особенности российской и китайской платежных систем.
Статья отражает состояние национальных платежных систем двух стран (России и Китая). В
статье рассматриваются особенности развития платежных систем России и Китая, структура российской
платежной системы, платежные системы VISA, MasterCard, American Express, возможности
карт Union Pay.
При рассмотрении структуры российской платежной системы описаны ее составные элементы,
подсистемы и их функциональные особенности. Приведена классификация платежных систем
по территориальному признаку и в зависимости от форм собственности. Рассмотрена эволюция
международных платежных систем. Обозначена роль СВИФТ как посредника в международных
платежных системах.
Особое внимание уделяется китайской платежной системе China Union Pay, поскольку она развивается
очень активно и ее тарифы более экономичны.
Показаны возможности карточек China Union Pay для разных категорий пользователей с точки
зрения качества оказываемых услуг.
Рассмотрены возможности сотрудничества российской и китайской платежных систем.
Ключевые слова: платежная система, клиринг, РКЦ, межбанковские расчеты, карточки, платежная
система China Union Pay.
DOI: 10.17212/2075-0862-2015-2.2-5-13
Сегодня население в расчетах за товары,
услуги, приобретение авиабилетов
и железнодорожных билетов, при оплате
коммунальных платежей активно пользуется
пластиковыми карточками. Данные
расчеты осуществляются как внутри страны,
так и за рубежом. Ежегодно российские
граждане выезжают за рубеж, и часто
возникают вопросы, связанные с возможностью
оплаты услуг за рубежом посредством
пластиковых карт. В условиях дейИдеи
и идеалы № 2(24), т. 2 • 2015
ствия экономических санкций России необходимо
искать альтернативные пути обслуживания
заграничных операций российских
граждан, в этом направлении особую
актуальность приобретает процесс
формирования и развития национальной
платежной системы.
Современное развитие технологий,
расширение международных связей привело
к уточнению некоторых экономических
понятий, в том числе в области банковско5
Стр.3
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
го дела. На смену понятия «система безналичных
расчетов» во второй половине 90-х
годов XX века пришло понятие «платежная
система».
Платежная система – это совокупность
экономических отношений, возникающих
в процессе перевода платежей на основе
выполнения платежной функции денег.
С.П. Пономарева определяет платежную
систему как «…совокупность юридических
технологических и информационных
средств, обеспечивающих перевод денежных
средств, осуществление расчетов
и урегулирование долговых обязательств
между участниками платежной системы»
[1, с. 45].
Некоторые авторы платежную систему
представляют как «…ряд правил, учреждений
и технических механизмов для перевода
денег, она является неотъемлемой частью
денежно-кредитной системы экономики
страны» [2, с. 6].
В других источниках существуют и
иные подходы к определению понятия
«платежная система». Так, комитет по платежной
и рыночной инфраструктуре Банка
международных расчетов определяет плаПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
тежную систему как набор инструментов,
банковских процедур и межбанковских систем
денежных переводов, которые обеспечивают
обращение денег.
Каждый элемент экономической системы,
которым является и платежная система,
имеет свою определенную структуру.
Структура платежной системы включает
в себя Банк России, коммерческие банки,
биржи, клиринговые компании, небанковские
кредитные организации, интернетбэнкинг.
В
свою очередь, каждый элемент имеет
свою подсистему. В платежную систему
Банка России входят РКЦ (расчетно-кассовые
центры), региональные электронные
платежные системы, система БЭСП (банковские
электронные срочные платежи) –
система валовых расчетов в режиме реального
времени Банка России.
Коммерческие банки имеют свой операционный
механизм, выполняющий расчетные
операции: система «клиент-банк»,
корреспондентские счета, платежные системы
по пластиковым картам, интернетбэнкинг.
Структура платежной системы
России представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структура платежной системы России
6
Идеи и идеалы № 2(24), т. 2 • 2015
Стр.4
Г.М. Тарасова, А.И. Шмырева. Развитие платежных систем
Все платежные системы в зависимости
от форм собственности можно подразделить
на государственные и частные. Государственными
являются платежные системы
Центрального банка России, частными
– платежные системы коммерческих
банков.
Платежная система может быть региональной,
национальной и международной.
Международная платежная система включает
в себя национальные системы, междуНазвание
Visa
International
Master Card International
American Express
YKB Card
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
народную межбанковскую систему передачи
информации и совершения платежей,
международные системы денежных переводов
и пластиковых карт.
Международные платежные системы
представлены платежными системами по
пластиковым картам, платежными системами
по переводу денег, международными
клирингами, а также системой СВИФТ. Некоторые
их характеристики показаны в таблице.
Международные
платежные системы
Начало
деятельности
1958 г.
1940 г.
1850 г.
1961 г.
Международный проект Visa стартовал
в Америке в 1958 г., эмитентом карт стал
Bank of Ameriсa. В 1970 г. американские
банки, поддерживающие проект, сформировали
национальную ассоциацию эмитентов
банковских карт Bank Americard.
В 1974 г. этот проект получил свое дальнейшее
развитие, была создана международная
компания IBANCO. Основная задача
этой компании – развитие системы карточных
расчетов с использованием карты
Visa за пределами США. В 1976 г. международная
компания IBANCO стала компанией
Visa International.
В международную платежную систему
Visa International входит более 21 тысячи банковских
учреждений [3, с. 47]. Компания Visa
International не занимается банковскими операциями,
а разрабатывает для рынка новые
финансовые инструменты и продвигает их.
Идеи и идеалы № 2(24), т. 2 • 2015
Местонахождение
США
США
США
Япония
Инструментарий
Пластиковые карты
для физических лиц
Кредитные пластиковые
карты
Кредитные карты
Пластиковые карты
Visa предлагает для банков карты Visa
Electron, Visa Klassik, Visa Platinum, Visa
Business, Visa Corporate.
Основные регионы использования: Тихоокеанская
Азия, Канада, Центральный
Европейский Союз, Латинская Америка,
Россия, Соединенные Штаты Америки.
Торговый оборот по картам Visa за
2014 г. составил 7,8 триллионов долларов
США. В структуре платежных карт в мире
на конец 2014 г. Visa занимает 29,6 %. Количество
сделок по картам Visa – около
90 млн операций в сутки.
Международная платежная система
Master Card International получила свое
развитие в конце 1940 г. Суть проекта заключалась
в следующем. Несколько американских
банков приступили к выпуску
«особого платежного документа». Он
мог использоваться как банковская гаран7
Стр.5