ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКОЗНАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКОЗНАНИЯ УДК 785.6.08 А.Д. КАСТАЛЬСКИЙ «БРАТСКОЕ ПОМИНОВЕНИЕ». <...> М.И. Глинки e-mail: chin-d-din@yandex.ru Статья рассматривает одно из немногочисленных произведений отечественной музыки, отразивших тему Первой мировой войны. <...> Анализ сочинения осуществляется в многообразии подходов содержательного и музыкального характера. <...> Здесь важны обращение Кастальского к традициям певческой (богослужебной) культуры и к принципу историзма, свойственному русскому национальному сознанию. <...> Определяющим для воплощения общего замысла сочинения стал показательный для русской литургической традиции феномен «синтеза искусств». <...> «Поминовение» посвящено павшим на полях сражений солдатам Антанты, представителям различных национальностей, вероисповеданий и культурных миров. <...> В основании замысла лежит отклик на потрясшие мир события, выраженный в эмоциональном поле обряда поминовения. <...> Следуя своей концепции, композитор внедрил в сочинение интонационные пласты музыки народов – участников тех трагических событий. <...> Интонационная конструкция «Братского поминовения» упорядочена основополагающими для христианства жанровыми и композиционными структурами Реквиема и Панихиды. <...> Их соединение несет в себе музыкально выраженную идею экуменизма. <...> В операх и симфониях, кантатах, ораториях и песнях, написанных композиторами ХIХ–ХХ столетий, раскрывается смысл наиболее значимых для национальной истории и национального сознания военных действий. <...> «Братское поминовение» Отпечатанная в памяти посредством музыки тема войны присутствует во множестве сюжетных и эмоциональных ракурсов, характеризуется различным градусом драматизма. <...> Так, жанровый диапазон в представлении войны 1812 г. определяется, с одной стороны, водевилями с героями и героинями, подобными гусару-девице, с другой – монументальным эпико-драматическим полотном С.С. Прокофьева «Война и мир». <...> Наиболее ярко и многообразно <...>