Июньский номер журнала «Качество образования» отражает знаковые события, проекты и людей, влияющих на настоящее и будущее образования, предлагая несколько информационных поводов, среди которых итоги международной аккредитации, проект первой национальной платформы открытого образования и беседа с главным редактором рейтинга Webometrics. <...> Открывает журнал интервью с ректором Самарского Главный редактор Варвара Фокеева государственного аэрокосмического университета Евгением Шахматовым, в котором он рассказывает о том, каковы результаты состоявшейся международной аккредитации нескольких образовательных программ. <...> К 2020 году СГАУ, который уже сейчас имеет статус национального исследовательского университета, согласно своей «дорожной карте», должен войти в первую сотню лучших мировых высших учебных заведений. <...> Редакция «КО» предлагает ознакомиться с результатами III Международного форума вузов, целью которого стало обсуждение способов повышения конкурентоспособности российских вузов в условиях экономической нестабильности. <...> О том, что представляет собой первый проект платформы открытого образования в России, о его преимуществах, особенностях и перспективах развития можно узнать, прочитав статью Ирины Овечкиной. <...> Международными темами этого выпуска стали прошедшая конференция APQN, освещающая новые тенденции в сфере оценки качества образования и актуальные решения на вызовы современности, а также интервью главного редактора рейтинга Webometrics Исидро Агильо, рассказавшего об истории создании рейтинга и о своем видении вопросов качества образования. <...> 4 На вопросы «КО» отвечает Евгений Шахматов, ректор Самарского государственного аэрокосмического университета. <...> В 2013 году СГАУ вошел в число 15 лучших российских вузов, прошедших конкурсный отбор для участия в программе повышения конкурентоспособности университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров, известной <...>
Качество_образования_№6_2015.pdf
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
К НОВЫМ ВЕРШИНАМ................................................................................................4
На вопросы «КО» отвечает Евгений Шахматов, ректор Самарского
государственного аэрокосмического университета.
ПРОЕКТ
СГАУ – УНИВЕРСИТЕТ С КОСМИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ....................................9
В 2009 году университет стал одним из 14 высших учебных заведений России, в
отношении которых установлена категория «национальный исследовательский
университет». В 2013 году СГАУ вошел в число 15 лучших российских вузов, прошедших
конкурсный отбор для участия в программе повышения конкурентоспособности
университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров,
известной как «Проект 5-100». К 2020 году СГАУ, согласно своей «дорожной карте»,
должен войти в первую сотню лучших мировых высших учебных заведений.
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ОТМЕЧАЕТ 125-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ........................................................16
СОБЫТИЕ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: РАЗВИТИЕ
В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА.............................................................................................18
Редакция «КО» предлагает читателям ознакомиться с результатами III Международного
форума вузов. Целью форума стало обсуждение способов повышения
конкурентоспособности российских вузов в условиях экономической нестабильности.
К участию в мероприятии были приглашены руководители ведущих российских университетов,
а также представители различных международных компаний.
НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ – В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ...........................................................24
О прошедшей недавно в Санкт-Петербурге V Международной
научно-практической конференции «Научное издание международного
уровня-2015: современные тенденции в мировой практике
редактирования, издания и оценки научных публикаций» рассказывает
обозреватель «КО» Дмитрий Жуков.
ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА
АКАДЕМИЧЕСКИЙ САМИЗДАТ...................................................................................27
В последние годы возник особый рынок типографских услуг,
направленных на удовлетворение спроса в печати монографий и
учебных пособий за счет автора. Вероятно, этот спрос продиктован
«вилкой» между формальными требованиями для присвоения
определенного ученого звания или степени (наличие публикаций
определенного объема) и скоростью работы профильных вузовских,
учебных и научных издательств.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.4
МЕТОДИКА И ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ «КО»
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ: КОНФЕРЕНЦИЯ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЙ СЕТИ
ПО КАЧЕСТВУ (APQN)................................................................................................30
Прошедшая конференция APQN показывает тенденции в сфере оценки качества
образования и предлагает собственные решения на вызовы современности.
ВЗГЛЯД
НАЦИЯ УМЕЮЩИХ УЧИТЬСЯ.....................................................................................34
Одним из секретов стремительного взлета и последующего уверенного
роста китайской экономики является отношение к образованию.
Цивилизация, зародившаяся во II тысячелетии до нашей
эры на берегах Хуанхэ и Янцзы и сумевшая передать свою эстафету
через длинную цепочку поколений вплоть до наших дней, воспринимает
знание как высшую ценность, а обучение – как сакральный
процесс. На протяжении многих веков это глубоко почтительное
отношение к учению лишь несколько раз подвергалось испытаниям,
но никогда – тотальной ревизии. И сегодняшний активно
модернизирующийся Китай использует в качестве одного из
факторов своего прогресса тот подход к образованию, который
глубоко укоренился в культурной традиции и национальном менталитете.
ВОПРОСЫ
ТЕОРИИ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УЦПК СПО: ТРЕНДЫ, ЗАДАЧИ,
ПРОГРАММЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ.......................................................................................40
К критическому обсуждению предлагаются содержательные компоненты институциональной
модели учебного центра профессиональных квалификаций (УЦПК) колледжа-крупного
регионального образовательного комплекса как системного интегратора
межведомственных ресурсов для обеспечения потребностей региональной
многоукладной экономики в работниках квалифицированного труда.
E-LEARNING
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА – РЕВОЛЮЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ?..............48
Чрезвычайная популярность массовых курсов MOOC породила
потребность в создании российской национальной платформы
электронного дистанционного обучения. О том, что представляет
собой первый проект платформы открытого образования
в России, о его преимуществах, особенностях и перспективах
развития можно узнать в статье Ирины Овечкиной.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
О ТРЕНДАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ WEB...................................54
РЕЙТИНГИ И ИССЛЕДОВАНИЯ
РЕЙТИНГИ ВУЗОВ ДОЛЖНЫ ОСНОВЫВАТЬСЯ НА «БОЛЬШИХ ДАННЫХ»...................58
КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
ПОРЯДОК ЗАМЕЩЕНИЯ ВАКАНТНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ И СТАЖИРОВАНИЯ
В БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ................................................61
Председатель
редакционного совета
Юрий Рубин
Главный редактор
Варвара Фокеева
Дизайн и верстка
Надежда Борлакова
Корректор
Инна Кроль
Учредитель и издатель
АНО «АККОРК»
Подписной индекс 81787
в каталоге «Роспечать»
на 2013 год.
Почтовый адрес:
105005, Москва, ЦАО,
Спартаковская пл., д. 14,
стр. 4, оф. 4209
БЦ Central Street
Тел./факс: +7 (495) 663-93-47
www.edu-quality.ru.
E–mail:
info@edu-quality.ru
Тираж 10 000 экземпляров
Цена свободная.
Свидетельство
о регистрации средств
массовой
информации
в Министерстве РФ
по делам печати,
телерадиовещания
и средств массовых
коммуникаций
ПИ № ФС77-41461
от 13.08.2010 г.
При перепечатке
и цитировании материалов
ссылка на журнал
обязательна.
Редакция не несет
ответственности
за достоверность информации
в рекламных
объявлениях, а также
информации о мероприятиях,
предоставленной
их организаторами.
Мнение авторов может
не совпадать с мнением
редакции.
Редакция оставляет
за собой право последней
литературной правки.
Отпечатано в типографии
CAPITAL PRESS
Стр.5