Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации
ПИ ¹ 77-11261 от 30.11.2001
№ 9
2015
Владимир Караковский
(1932–2015),
основатель журнала
РЕДАКЦИЯ:
Дмитрий Григорьев,
главный редактор
Елена Шишмакова,
заместитель
главного редактора
Светлана Лячина,
ответственный секретарь
Людмила Асанова,
корректор
Татьяна Сер¸гина,
в¸рстка
Адрес:
109341, Ìîñêâà,
óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2
Телефоны:
(495) 345-52-00
Учредитель и издатель:
Издательский дом
«Народное образование»
© Народное образование, 2015
Электронная почта:
narodnoe@narodnoe.org
narob@yandex.ru
www. narodnoe.org
воспитательная
работа в школе
ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛ СПЕЦИАЛИСТА ПО ВОСПИТАНИЮ
ЭКСПЕРТНО-РЕДАКЦИОННЫЙ
СОВЕТ ЖУРНАЛА
Алиева Людмила Владимировна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Бедерханова Вера Петровна,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Борытко Николай Михайлович,
доктор педагогических наук, г. Волгоград
Григорьева Алевтина Ивановна,
кандидат педагогических наук, г. Тула
Карпушин Николай Яковлевич,
кандидат педагогических наук, г. Пермь
Колесникова Ирина Аполлоновна,
доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург
Круглов Юрий Георгиевич,
доктор педагогических наук, г. Москва
Куприянов Борис Викторович,
доктор педагогических наук, г. Кострома
Кушнир Алексей Михайлович,
кандидат психологических наук, г. Москва
Леванова Елена Александровна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Лузина Людмила Михайловна,
доктор педагогических наук, г. Псков
Остапенко Андрей Александрович,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Паладьев Сергей Леонидович,
кандидат педагогических наук, г. Ярославль
Фришман Ирина Игоревна,
доктор педагогических наук, г. Москва
НАРО ДНОЕ ОБР АЗОВАНИЕ
Стр.2
ВЕЛИКИЕ ВОСПИТАТЕЛИ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
В 2016 году исполнилось бы 80 лет со дня рождения
О.С. Газмана.
Газман Олег Сем¸нович
(1936–1996)
Педагог, кандидат педагогических
наук, член-корреспондент
РАО, один из теоретиков «коммунарского
движения», вдохновитель
и разработчик «педагогики
поддержки». Поэт и музыкант,
один из первых директоров
всероссийского пионерского
лагеря «Орл¸нок» и подмосковного
экспериментального лагеря
«Маяк», где положения педагогики
поддержки проверялись
на практике. В последние годы
руководил лабораторией
Центра педагогических инноваций
РАО.
Олег был гениальным
(по-русски — порождающим)
открывателем педагогических материалов,
но не их цивилизатором,
не оформителем, не столбителем
золотоносных жил.
И в этом его тайна,
его продолжающаяся жизнь.
В.И. Слободчиков
Педагогика поддержки возникла в 80-х гг. в широких педагогических
кругах в связи с необходимостью предоставления
большей свободы для «самостроительства» личности ребёнка.
О.С. Газман стал одним из когорты ведущих педагогов, связывающих
утрату тогдашней модели образования прогностических
функций и подавления экспериментальности в обучении
с господствовавшей идеологией «обслуживания» государственных
установок. О.С. Газман последовательно проводил
постулат о том, что главной обязанностью педагога в воспитании
является мягкая, ненавязчивая помощь педагога в саморазвитии,
самореабилитации, самоопределении и самоорганизации
ребёнка. «Растить в себе человека можно только помогая другому
быть человеком», — говорил О.С. Газман. Он предлагал индивидуализировать
процесс воспитания, для чего педагогу
и школьнику необходимо вместе пройти пять взаимосвязанных
этапов: диагностический (установление контакта, вербализация
проблем, оценка значимости проблемы); поисковый (совместный
поиск решения проблемы или трудности); договорный
(проектирование и взаимная договорённость о действиях); деятельностный
(поддержка инициативы ребёнка, помощь и взаимодействие);
рефлексивный (обсуждение, констатация, осмысление
опыта).
Педагогика поддержки стала одной из ярких инновационных
идей в педагогике конца XX века.
Четыре тактики: «защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие».
Эти названия отражают тот смысл, который
педагогическая поддержка приобретает в зависимости от решаемой
задачи.
В о спи т а т ельн ая р аб о т а в шко ле 9/15
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Григорьев Ä. Интересно, потому что òðóäíî? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Могилев À. Моделирование школы и ученика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
КОНЦЕПЦИИ И СИСТЕМЫ
Трапер А., Эпштейн М. Пусть безобразно, главное, —
однообразно! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Сигунов В. Воспитательное пространство территориального
образовательного комплекса: возможности гражданского
становления учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
УПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Григорьев Д. Формирование российской идентичности школьников:
потенциал воспитательного пространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Шумилина Т. Правовой статус ребенка в образовательной
организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Григорьев Д., Сигунов В. Модели создания воспитательного
пространства в территориальном образовательном комплексе . . . . . . . 34
ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Эпштейн Ì. Когда подросткам нечем заняться . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Емельянова М. Конкурсы, олимпиады, соревнования: победа
или ó÷àñòèå? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
3
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Каменский А. Современные дети, или Размышление
о Смысле жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Попова Ò. Простые слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
ИССЛЕДОВАНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Майорова-Щеглова С., Кривошеева П. Представления школьников
о политической жизни в России: опыт исследования проективными
методиками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Хван А. Труд, утомление и здоровье учителя: методика
исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
СЦЕНАРИИ И АЛГОРИТМЫ
Сиротин К. Сценарий праздника, приуроч¸нный к Международному
женскому дню «Æåíùèíàì Ямала ïîñâÿùàåòñÿ...» . . . . . . . . . . . . . . . 69
Подписано в печать 29.01.2016. Формат 60 х 90/8.
Бумага типографская. Печать îôñåòíàÿ. Ïå÷. ë. 10. Óñë. ïå÷. ë. 10.
Тираж 2300 ýêç.
Заказ ¹ 6203
Издательский дом «Народное образование», 109341, Москва,
óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2. Òåë.: (495) 345-52-00, www. narodnoe.org
Отпечатано в типографии «ÍÈÈ школьных òåõíîëîãèé». Òåë. (495) 972-59-62
© Издательский дом «Народное образование»
В о спи т а т ельн ая р аб о т а в шко ле 9/15
Стр.5