УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Данный номер журнала Прикладная информатика содержит статьи, полученные нами
от авторов из Москвы, СанктПетербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Калининграда, Ор
ла, Томска и Мурманска.Ввыпуске рассмотрены ставшие традиционными вопросы приме
ненияIT в образовании и образовательных технологиях. В рубрике «Инструментальные
средства» опубликованы статьи о моделирующих системах, технологиях работы с динами
ческими библиотеками, а в подрубрике «Software» рассмотрены вопросы примененияин
тегрирования сред при проектировании микропроцессорных систем.
В этом номере большаярубрика «Лаборатория» содержит пять интересных статей
о применении прикладных программных систем в различных областях: в медицине, педа
гогике, в профессиональном образовании.
Следует отметить, что в журнале впервые опубликованы результаты, посвященные при
менению имитационного моделированияпри разработке программных тренажеров для
специалистов противопожарной службы—такой области деятельности, где натурные экс
перименты недопустимы, и где применение имитаторов стало объективной необходимо
стью для профессиональной подготовки.
Главный редактор
А.А. Емельянов
Стр.1
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ
А.В. Морозова
Моделирование социальнопрофессиональной
конкурентоспособности специалиста с применением
информационных технологий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
А.А. Вичугова, В.Н. Вичугов
Альтернативное программное обеспечение. . . . . . . . . . . . . . . . . 18
А.П. Возженников, В.О. Голубев
Технология визуализации математических объектов
и понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
МОДЕЛИРУЮЩИЕ СИСТЕМЫ
С.В. Субачев, А.А. Субачева
Имитационное моделирование развития и тушения пожаров
в системе подготовки специалистов противопожарной
службы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ
ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
А.В. Леденёв, И.А. Семёнов,
В.А. Сторожевых
Динамически загружаемые библиотеки: структура,
архитектура и применение (часть 2). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
SOFTWARE
Е.В. Бурькова
Анализ проблем применения интегрированных сред
проектирования микропроцессорных систем . . . . . . . . . . . . . . . 77
Редакционная коллегия
Главный редактор
Емельянов А.А. д. э.н., проф.
Заместители главного редактора
Артюхин В.В. к. э.н., доцент
Власова Е.А.
Редакционный совет
Багриновский К.А. д.э.н., проф.
Звонова А.Н.
Козлов В.Н.
к. э. н.
д. т.н., проф.
Коршунов С.В. к. т.н., проф.
Мешалкин В.П. чл.корр. РАН,
д. т.н., проф.,
сопредседатель
Ph.D., проф.
Мэйпл К.
Павловский Ю.Н. чл.корр. РАН,
д.ф.м.н., проф.,
сопредседатель
Поршнев А.Г.
чл.корр. РАН,
д. э.н., проф.
Пузанков Д.В. д. т.н., проф.
Росс Г.В.
Рубин Ю.Б.
Сухомлин В.А.
Титарев Л.Г.
д. т. н., д. э. н.,
проф.
д. э.н., проф.
Саркисов П.Д. акад. РАН,
д. т.н., проф.,
сопредседатель
д.ф.м.н., проф.
д. т.н., проф.
Члены редколлегии
Амбросов Н.В.
д. э.н., проф.
Бендиков М.А. д. э.н., проф.
Бугорский В.Н. к. э.н., проф.
Буянова Л.Н. д. э.н., проф.
Волкова В.Н. д. э.н., проф.
Диго С.М.
Дик В.В.
Дли М.И.
к. э.н., проф.
д. э.н., проф.
д. т.н., проф.
Емельянов С.А.
Иванов Л.Н. д. т.н., проф.
Литвинова О.А. к. э. н.
Малышев Н.Г. д. т.н., проф.
Попов И.И. д. т.н., проф.
Потемкин А.И. д. т.н., проф.
Салмин С.П. д.э.н., проф.
Халин В.Г.
ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
В.И. Жильцова, М.В. Яковлева, В.М. Куглер
Роли объектов при индексировании текстов семантическими
моделями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
И.А. Семёнов
К вопросу об эффективности поиска конкретики в Интернете . . 89
СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Д.В. Сидоров
К вопросу оценки качества множества восстановленных
изображений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
ИСПЫТАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ
Ю.В. Марчук, М.А. Кожевников
Пакет средств информационнопрограммной поддержки раннего
выявления риска развития ретинопатии у недоношенных детей . . 96
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОЦЕССОВ
Т.С. Мигачёва
Технология прогнозирования учебной деятельности учащихся
на основе ИКТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
М.М. Невдах
Исследование информационных характеристик учебного
текста методами многомерного статистического анализа . . . . 117
О.М. Топоркова
Система онтологий как основа информатизации
профессионального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
. . . 140
к.ф.м.н., проф.
Хубаев Г.Н. д. э.н., проф.
Чистов Д.В. д. э.н., проф.
Шориков А.Ф. д.ф.м.н., проф.
Стр.2
А.В. Морозова
Моделирование социальнопрофессиональной
конкурентоспособности специалиста
с применением информационных технологий
В статье предлагается основанная на применении информационных технологий
система логических и экспертностатистических моделей индивидуальной социально
профессиональной конкурентоспособности специалиста, которая прошла успеш
нуюапробациюи используется как для внешней оценки, так и для самооценки про
фессионального потенциала молодых специалистов.
Социальнопрофессиональная
конкурентоспособность:
собность» в отношении специалиста. По
нашему мнению, социальнопрофессио
нальная конкурентоспособность специа
листа (СПКС) как субъекта рыночных отно
шений представляет собой совокупность
свойств индивида как носителяопределен
ных квалификационных, социальных и пси
хологических характеристик, выступающих
на рынке труда в качестве товара наравне
с присутствующими там свойствами других
индивидов, имеющих аналогичные характе
ристики [4]. Конкурентоспособность спе
циалиста можно выявить только путем срав
ненияквалификационных, социальных,
психологических и экономических характе
ристик специалистов, имеющих аналогич
ные базовые характеристики. Конкуренто
способность специалиста на рынке тру
да — понятие относительное. Уровень кон
курентоспособности одного и того же
специалиста может меняться под воздейст
вием изменений социальноэкономической
среды региона. Кроме того, она зависит
и от социальнопрофессиональных харак
теристик той группы, с которой соизмеряет
сяиндивидуальнаяСПКС. Кроме того,
оценка конкурентоспособности специали
А
теоретикометодологические основы
нализ тенденций развитиясовре
менного производства требует кон
кретизации понятия «конкурентоспо
ста может проводитьсяс точки зренияего
потенциальных возможностей, еще до всту
пленияв рыночные отношенияс работода
телями, а также на уровне самооценки.
В этом случае целесообразно анализиро
вать как структуру, так и динамику отдель
ных базовых характеристик СПКС, а также
уровень СПКС в целом.
По нашему мнению, при оценке конку
рентоспособности специалиста за основу
может быть принято наличие диплома, под
тверждающего соответствие квалификаци
онных характеристик индивида требовани
ям государственного образовательного
стандарта относительно минимума содер
жанияи уровняподготовки выпускников по
конкретной специальности. Однако в каче
стве базовых следует учитывать только те
квалификационные характеристики, кото
рые связаны с инвариантной частью госу
дарственного образовательного стандарта,
так как они удовлетворяют следующим па
раметрам:
соизмеримость этого вида характери
стик специалистов, имеющих данную ква
лификацию, по идентичности видов произ
водственной деятельности, которую они
имеют право осуществлять;
соизмеримость сегментов сферы про
изводственной деятельности, для которых
предназначены специалисты данной квали
фикации.
IT и образованиеКонкурентоспособность выпускников
3
Стр.3