О.М. Топоркова Система онтологий как основа информатизации профессионального образования Организация и реализация образовательного процесса требуют информацион ной поддержки для его участников. <...> Один из возможных путей связан с созданием системы онтологий, аккумулирующей различные виды знаний, ассоциированных с обучением индивидуума и соотнесенных с непрерывным образовательным процес сом. <...> Дляпреподавателянедостаток ин формации обнаруживаетсяво времяраз работки учебнометодического обеспече ниядисциплины, когда преподаватели даже одной кафедры лишь приблизительно представляют содержание учебных дисцип лин, которые изучаютсяна их же кафедре (еще хуже обстоит дело с дисциплинами, обучение по которым выполняют сторонние кафедры или приглашенные преподавате Введение дной из проблем современного оте чественного образования является отсутствие единого электронного ли). <...> Будем интерпретировать общую систему знаний СОД, включающую, в частности, и знания, составляющие профессиональ ный ценз, как онтологическую систему [1], модель O которой имеет вид: Оmeta a`OO O b, ,{ , }, О гдеOmeta П (1) —метаонтология, оперирующая об — проблемнаяонтология, модели рующаяобласть профессиональной деятельности СОД; — машина вывода, ассоциированная с онтологической системой O , модели рует прикладные задачи, решаемые в онтологической системе. <...> Метаонтология Ometa определяет ту об ласть знанияСОД, котораяпредставляется общими концептуальными понятиями типа «объект», «процесс», «свойство», «значе ние» и т.д. <...> Формально метаонтоло гия определяется следующим образом: O<Emeta где Emeta ab ,, meta R p , (2) — конечное множество концепту альных понятий, которые представляет метаонтология; 132 — базовая онтология, представляю щаясистему базовых знаний, которые формируют образовательный ценз, соз дающий необходимые и достаточные ус ловиядляполученияСОД высшего про фессионального образования <...>