№ 1 (21), 2012 УДК 371.487.017.92:371.385.5 И. М. Расторгуева ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ Аннотация. <...> На примере образовательного процесса школы автор показывает особенности организации исследовательской деятельности, ее виды, этапы, формы и методы. <...> Духовно-свободная личность – личность, обладающая духовными, нравственными, интеллектуальными свойствами души и претворяющая их в возможности своей воли, направленной на конструктивное развитие природы и общества [1]. <...> Период обучения в школе – время активного становления системы знаний, умений и навыков, а также период формирования определенных личностных черт. <...> Это происходит в процессе активного участия школьников в научно-исследовательской и учебно-исследовательской работе. <...> Считаем, что для того, чтобы такая работа служила действенным средством воспитания у школьников познавательного интереса, чтобы ее организация отвечала определенным требованиям, необходимы: – тщательный учет индивидуальных особенностей школьников, их интересов, желаний и склонностей; – расширение теоретических знаний, высокий интеллектуальный уровень знаний; – организация активной самостоятельной работы; – наличие занимательности, новизны в содержании работы; – тесная связь теории с практикой; – вооружение школьников методами исследовательской работы в избранной области через профильное обучение; – применение школьниками знаний, добытых в научно-исследовательской и учебно-исследовательской работе; – тесная связь научно-исследовательской работы и учебной работы. <...> Следует отметить, что первые шаги в организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности по воспитанию духовно147 Гуманитарные науки. <...> Поволжский регион свободной личности были трудными: порой сталкивались с отсутствием интереса со стороны учеников, с непониманием сущности этого вида работы, с нежеланием <...>