Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования

Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования №2 2001 (290,00 руб.)

0   0
Страниц139
ID218779
АннотацияЖурнал входит в Перечень ВАК ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования .— 2001 .— №2 .— 139 с. — URL: https://rucont.ru/efd/218779 (дата обращения: 25.04.2024)

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
POCCИЙCKOE ОБРАЗОВАНИЕ к 2001 году / (190,00 руб.)
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕФОРМ В ОБРАЗОВАНИИ / (90,00 руб.)
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ ВУЗОВСКОЙ РАБОТЫ / Борисов (90,00 руб.)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ / (290,00 руб.)
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВУЗА / Бабкин (90,00 руб.)
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / Куранов (90,00 руб.)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№2, 2001 г. | ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЕ • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. <...> Материалы Государственного Совета Российской Федерации • СИСТЕМА МЕР ПО ПОДДЕРЖКЕ И МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ • РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ К 2001 ГОДУ. <...> А.Е. Меркушов, Т.А. Амелина ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРСОНАЛИИ: • СИДОРКИН А.С. <...> Доступность - качество - эффективность" ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Материалы Государственного Совета Российской Федерации <...> Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. <...> Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально - экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры. <...> Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества. <...> К числу основных современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в системе образования, относятся: • ускорение темпов развития общества и, как следствие, необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях; • переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности; • возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения; • демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня <...>
Вестник_Воронежского_государственного_университета._Проблемы_высшего_образования_№2_2001.pdf
№2, 2001 г. | ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЕ • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Материалы Государственного Совета Российской Федерации • СИСТЕМА МЕР ПО ПОДДЕРЖКЕ И МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ • РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ К 2001 ГОДУ. Аналитический обзор • ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕФОРМ В ОБРАЗОВАНИИ. Аналитический обзор • И.И. Борисов, С.А. Запрягаев, В.С. Листенгартен ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ ВУЗОВСКОЙ РАБОТЫ • В.Ф. Бабкин ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВУЗА • А.К. Куранов МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ • А.Е. Меркушов, Т.А. Амелина ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРСОНАЛИИ: • СИДОРКИН А.С.
Стр.1
"Доступность - качество - эффективность" ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Материалы Государственного Совета Российской Федерации 1. РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства. В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет сформулирована пользующаяся широкой поддержкой общественности общенациональная образовательная политика, если государство не восстановит свою ответственность и активную роль в этой сфере, не проведет глубокую и всестороннюю модернизацию образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально - экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества. Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Данный документ должен стать новым шагом в разработке современной образовательной политики России, общие принципы которой определены в Законах РФ "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г., Федеральной программе развития образования на 2000-2005 гг., государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы". Этот документ тесно взаимосвязан с "Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", развивает и дополняет их. Вместе с тем он раскрывает главные концептуальные основания образовательной политики на современном этапе и определяет приоритеты и меры в реализации ее генеральной, стратегической линии в среднесрочный период - модернизации образования. Российское образование и тенденции мирового развития Образовательная политика, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития. К числу основных современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в системе образования, относятся: • ускорение темпов развития общества и, как следствие, необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях; • переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности; • возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения; • демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору; • динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности; 5
Стр.2
• рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 % национального богатства, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения. Новые цивилизационные вызовы закономерно приводят многие страны к новому "образовательному буму", к волне глубоких реформ систем образования - это происходит в таких разных странах, как США и Великобритания, Китай, страны Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и Южной Америки и т.п. Проводимые за рубежом образовательные реформы ориентированы на текущие и перспективные потребности общества, эффективное использование ресурсов, в том числе самих систем образования. Россия не может и не должна оставаться в стороне от подобных общемировых тенденций. Отечественная система образования призвана поддержать место России в ряду ведущих стран мира, ее международный престиж как страны, которая всегда отличалась высоким уровнем культуры, науки, образования. Этот престиж должен найти свое выражение не только в общественном признании, но и в активном экспорте образовательных услуг. Особое значение в этом отношении имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами СНГ, образовательная поддержка соотечественников за рубежом. В условиях России необходимость перемен в сфере образования связана также с рядом внутренних важнейших социально - экономических и социокультурных факторов. 1.2 Новые социальные требования к системе российского образования В условиях перехода России к правовому государству, к демократическому обществу, к рыночной экономике ее специфические проблемы вызваны сменой системы ценностей и социальных приоритетов, а также экономическими и политическими трудностями этого перехода. В этих условиях образованию предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социальноэкономические требования. Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за 6 судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. На современном этапе развития России образование в его неразрывной, органичной связи с наукой становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Образование призвано использовать свой потенциал для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Проблема образованности общества связана, однако, не только с развитием экономики, повышением ее эффективности и конкурентоспособности. В общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу, в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новой российской государственности и демократического гражданского общества обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества - систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития национальных культур народов России, повышения ценности русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Системе образования надлежит обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному образованию, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья, использовать свои возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной ее задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и целевая поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.