"Доступность - качество - эффективность"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ
Материалы Государственного Совета Российской Федерации
1. РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ
РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Роль образования на современном этапе
развития страны определяется задачами перехода
России к демократическому обществу, к правовому
государству, рыночной экономике, задачами
преодоления опасности накапливающегося отставания
России от мировых тенденций экономического
и общественного развития. Образование
должно войти в состав основных приоритетов
российского общества и государства.
В современном мире увеличивается значение
образования как важнейшего фактора формирования
нового качества не только экономики, но и
общества в целом. Его роль постоянно растет
вместе с ростом влияния человеческого капитала.
Российская система образования способна конкурировать
с системами образования передовых
стран. Однако ее преимущества могут быть быстро
утрачены, если не будет сформулирована
пользующаяся широкой поддержкой общественности
общенациональная образовательная политика,
если государство не восстановит свою
ответственность и активную роль в этой сфере, не
проведет глубокую и всестороннюю модернизацию
образования с выделением необходимых для этого
ресурсов и созданием механизмов их эффективного
использования.
Образовательная политика - важнейшая составляющая
политики государства, инструмент
обеспечения фундаментальных прав и свобод
личности, повышения темпов социально - экономического
и научно-технического развития, гуманизации
общества, роста культуры. Образовательная
политика устанавливает на основе общественного
согласия коренные цели и задачи развития
образования, гарантирует их проведение в
жизнь путем согласованных действий государства
и общества.
Первейшая задача образовательной политики
на современном этапе - достижение
современного качества образования, его соответствия
актуальным и перспективным
потребностям личности, общества и государства.
Данный
документ должен стать новым шагом
в разработке современной образовательной
политики России, общие принципы которой определены
в Законах РФ "Об образовании", "О высшем
и послевузовском профессиональном образовании"
и раскрыты в Национальной доктрине
образования в
Российской Федерации, охватывающей период до
2025 г., Федеральной программе развития образования
на 2000-2005 гг., государственной программе
"Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2001-2005 годы". Этот документ
тесно взаимосвязан с "Основными направлениями
социально-экономической политики Правительства
Российской Федерации на долгосрочную
перспективу", развивает и дополняет их. Вместе с
тем он раскрывает главные концептуальные основания
образовательной политики на современном
этапе и определяет приоритеты и меры в реализации
ее генеральной, стратегической линии в
среднесрочный период - модернизации образования.
Российское
образование и тенденции мирового
развития
Образовательная политика, отражая общенациональные
интересы в сфере образования и
предъявляя их мировому сообществу, учитывает
вместе с тем общие тенденции мирового развития.
К числу основных современных тенденций
мирового развития, обусловливающих существенные
изменения в системе образования, относятся:
• ускорение темпов развития общества и,
как следствие, необходимость подготовки людей к
жизни в быстро меняющихся условиях;
• переход к постиндустриальному, информационному
обществу, значительное расширение
масштабов межкультурного взаимодействия, в
связи с чем особую важность приобретают факторы
коммуникабельности и толерантности;
• возникновение и рост глобальных проблем,
которые могут быть решены лишь в результате
сотрудничества в рамках международного
сообщества, что требует формирования современного
мышления у молодого поколения;
• демократизация общества, расширение
возможностей политического и социального выбора,
что вызывает необходимость повышения уровня
готовности граждан к такому выбору;
• динамичное развитие экономики, рост конкуренции,
сокращение сферы неквалифицированного
и малоквалифицированного труда, глубокие
структурные изменения в сфере занятости, определяющие
постоянную потребность в повышении
профессиональной квалификации и переподготовке
работников, росте их профессиональной мобильности;
5
Стр.2
• рост значения человеческого капитала, который
в развитых странах составляет 70-80 % национального
богатства, что обусловливает интенсивное,
опережающее развитие образования как
молодежи, так и взрослого населения.
Новые цивилизационные вызовы закономерно
приводят многие страны к новому "образовательному
буму", к волне глубоких реформ систем
образования - это происходит в таких разных
странах, как США и Великобритания, Китай, страны
Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и Южной
Америки и т.п. Проводимые за рубежом образовательные
реформы ориентированы на текущие
и перспективные потребности общества, эффективное
использование ресурсов, в том числе самих
систем образования.
Россия не может и не должна оставаться
в стороне от подобных общемировых
тенденций. Отечественная система образования
призвана поддержать место России в ряду
ведущих стран мира, ее международный престиж
как страны, которая всегда отличалась высоким
уровнем культуры, науки, образования. Этот престиж
должен найти свое выражение не только в
общественном признании, но и в активном экспорте
образовательных услуг.
Особое значение в этом отношении имеет
развитие плодотворного сотрудничества и сохранение
общего образовательного пространства со
странами СНГ, образовательная поддержка соотечественников
за рубежом.
В условиях России необходимость перемен
в сфере образования связана также с рядом внутренних
важнейших социально - экономических и
социокультурных факторов.
1.2 Новые социальные требования к системе
российского образования
В условиях перехода России к правовому
государству, к демократическому обществу, к рыночной
экономике ее специфические проблемы
вызваны сменой системы ценностей и социальных
приоритетов, а также экономическими и политическими
трудностями этого перехода. В этих условиях
образованию предъявляются принципиально
новые духовно-нравственные и социальноэкономические
требования.
Школа - в широком смысле этого слова
- должна стать важнейшим фактором гуманизации
общественно-экономических отношений,
формирования новых жизненных установок
личности. Развивающемуся обществу
нужны современно образованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут самостоятельно
принимать решения в ситуации выбора,
способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью,
динамизмом, конструктивностью, готовы к
межкультурному взаимодействию, обладают чувством
ответственности за
6
судьбу страны, за ее социально-экономическое
процветание. Система образования должна готовить
людей, умеющих не только жить в гражданском
обществе и правовом государстве, но и создавать
их.
На современном этапе развития России образование
в его неразрывной, органичной связи с
наукой становится все более мощной движущей
силой экономического роста, повышения эффективности
и конкурентоспособности народного хозяйства,
что делает его одним из важнейших
факторов национальной безопасности и благосостояния
страны, благополучия каждого
гражданина. Образование призвано использовать
свой потенциал для консолидации общества, сохранения
единого социокультурного пространства
страны, для преодоления этнонациональной напряженности
и социальных конфликтов на началах
приоритета прав личности, равноправия национальных
культур и различных конфессий, ограничения
социального неравенства.
Проблема образованности общества связана,
однако, не только с развитием экономики, повышением
ее эффективности и конкурентоспособности.
В общемировой ситуации перехода к постиндустриальному
обществу, в условиях многонациональной
и многоконфессиональной страны,
становления новой российской государственности
и демократического гражданского общества обновление
образования выступает как решающее
условие формирования у россиян системы современных
социально значимых ценностей и общественных
установок. Именно образование в первую
очередь должно собрать воедино эти ценности и
установки с передовыми отечественными традициями
в новую ценностную систему общества -
систему открытую, вариативную, духовно и культурно
насыщенную, диалогичную, толерантную,
обеспечивающую становление подлинной гражданственности
и патриотизма.
Многонациональной российской школе предстоит
проявить свою значимость в деле сохранения
и развития национальных культур народов
России, повышения ценности русского и родного
языков, формирования российского самосознания
и самоидентичности. Обновленное образование
должно сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого,
динамичного развития российского общества
- общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой,
профессиональной и бытовой
культурой.
Системе образования надлежит обеспечить
равный доступ молодых людей к полноценному
образованию, независимо от материального достатка
семьи, места проживания, национальной
принадлежности и состояния здоровья, использовать
свои возможности для социальной защиты
детей и подростков, лишенных попечения родителей.
Важной ее задачей также является формирование
профессиональной элиты, выявление и целевая
поддержка наиболее одаренных, талантливых
детей и молодежи.
Стр.3