Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Современное состояние методологии в области библиотековедения (по материалам журнала «Библиосфера») (290,00 руб.)

0   0
АвторыКрейденко В. С. , Лаврик О. Л.
ИздательствоИздательство ГПНТБ СО РАН
Страниц384
ID13833
АннотацияСборник является результатом сотрудничества Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук. Основные задачи составителей – донести до всех исследователей значимость методологических основ научной работы, обобщить материалы, которые были опубликованы в 2005–2009 гг. в журнале «Библиосфера» в разделе «Методология НИР».
Кому рекомендованоДля теоретиков и практиков библиотечного дела.
ISBN978-5-94560 -184-0
УДК 02:001.8
ББК 78.3в
Современное состояние методологии в области библиотековедения (по материалам журнала «Библиосфера») / ред.: В.С. Крейденко, О.Л. Лаврик .— Новосибирск : Издательство ГПНТБ СО РАН, 2010 .— 384 с. — ISBN 978-5-94560 -184-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/13833 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сибирское отделение Российской академии наук Государственная публичная научно-техническая библиотека Современное состояние методологии научных исследований в области библиотековедения (по материалам журнала «Библиосфера») Сборник научных статей Новосибирск, 2010 УДК 02:001.8 ББК 78.3в С56 Ответственные редакторы: д-р пед. наук В. С. Крейденко д-р пед. наук О. Л. Лаврик д-р пед. наук Л. А. Кожевникова Составители: канд. пед. наук Л. Б. Шевченко <...> М. А. Плешакова ISBN 978-5-94560-184-0 © Учреждение Российской академии наук Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН), 2010 ПРЕДИСЛОВИЕ Этот сборник – результат тесного плодотворного сотрудничества Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПГУКИ) и Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН в рамках журнала «Библиосфера». <...> На заседании секции научно-исследовательской работы был поднят острейший вопрос о качестве отечественных научных библиотековедческих исследований, о их слабой методологической и методической основе. <...> Крейденко возразил: СПГУКИ уже издает методологический журнал «МИР» (методология исследовательской работы). <...> В. С. Крейденко предложил: а почему бы не издать отдельный сборник с опубликованными в журнале методологическими и методическими статьями? <...> Следует заметить, что методология в библиотековедении – достаточно развитый раздел, – и это обусловлено тем, что библиотечные исследования перестали быть областью научных интересов избранной публики, а стали частью научной действительности и непременным атрибутом практики. <...> И наоборот, на основе развитой теории, методологии библиотечной науки конструируются более совершенные методы. <...> Получается, что итоги библиотековедческих <...>
Современное_состояние_методологии_в_области_библиотековедения_(по_материалам_журнала_«Библиосфера»).pdf
Сибирское отделение Российской академии наук Государственная публичная научно-техническая библиотека Современное состояние методологии научных исследований в области библиотековедения (по материалам журнала «Библиосфера») Сборник научных статей Новосибирск, 2010
Стр.1
УДК 02:001.8 ББК 78.3в С56 Ответственные редакторы: д-р пед. наук В. С. Крейденко д-р пед. наук О. Л. Лаврик д-р пед. наук Л. А. Кожевникова Составители: канд. пед. наук Л. Б. Шевченко Л. Н. Жалнирович М. А. Плешакова ISBN 978-5-94560-184-0 © Учреждение Российской академии наук Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН), 2010
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Этот сборник – результат тесного плодотворного сотрудничества Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПГУКИ) и Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН в рамках журнала «Библиосфера». … 2005 г., май, Санкт-Петербург, ежегодная конференция РБА. На заседании секции научно-исследовательской работы был поднят острейший вопрос о качестве отечественных научных библиотековедческих исследований, о их слабой методологической и методической основе. Помятуя о том, что нужно развивать структуру вновь созданного журнала «Библиосфера», привлекать авторов, я (извините за использование этого местоимения) предложила, чтобы ответом секции на эту проблему стал раздел «Методология НИР», где бы публиковались соответствующие статьи, но нужны надежные и опытные авторы. Присутствующий на заседании профессор В. C. Крейденко возразил: СПГУКИ уже издает методологический журнал «МИР» (методология исследовательской работы). Честно говоря, я даже опешила, потому что никогда про этот журнал не слышала. Но потом выяснилось, что он распространяется только в СанктПетербурге и не включен для подписки ни в один каталог. И вообще, существуют большие проблемы по его изданию. Тогда возникло следующее предложение: а почему бы не объединить усилия и не издавать материалы, предназначенные для «МИР» – в «Библиосфере»? И Владимир Семенович согласился! И уже с первого номера 2006 г. методологические статьи стали издаваться регулярно. За 4 года в разделе «Методология НИР» в «Библиосфере» было опубликовано более 30 статей. Огромный материал. Весной 2009 г. профессор В. С. Крейденко предложил: а почему бы не издать отдельный сборник с опубликованными в журнале методологическими и методическими статьями? Редакция журнала с большим воодушевлением приняла и поддержала эту идею. И вот сборник перед вами. Это и определенный итог работы по развитию методологии НИР в нашей стране, и попытка еще раз, в другом, не журнальном формате, донести до всех исследователей важность и значимость методологических основ любой научной работы, и дань уважения Российской библиотечной ассоциации, которая реально помогает решать самые разнообразные задачи, стоящие перед нашим библиотечным сообществом. Заместитель главного редактора журнала «Библиосфера» доктор педагогических наук О. Л. Лаврик 3
Стр.3
Содержание Предисловие..................................................................................................... 3 Введение........................................................................................................... 4 Раздел 1 Общие проблемы методологии библиотековедческих исследований77 Ванеев А. Н. О методологической базе библиотековедческих исследований.........................................................................................7 Крейденко В. С. Методы научного познания в авторефератах докторских диссертаций. Специальность 05.25.03 «Библиоте коведение, библиографоведение и книговедение»............................14 Варганова Г. В. Полипарадигмальность методологических подходов в научных исследованиях.............................................................26 Гусева Л. Н. Библиотековедческие исследования: проблемы метода (новая парадигма) ..............................................................................34 Ванеев А. Н., Крейденко В. С. Об объекте и предмете библиотековедческих исследований.....................................................................42 Склярова А. М. Этические нормы и принципы научной деятельности....................................................................................................49 Романов П. С. Представления современных североамериканских исследователей о сущности, методологии и статусе библиотековедения (по материалам англоязычных диссертаций) .................. 57 Варганова Г. В. Научно-исследовательская работа в области библиотечных и информационных наук в США.............................. 69 Михеева Г. В. Важное звено в подготовке информационно-библиотечных специалистов .......................................................................... 76 Раздел 2 Современные подходы и методы библиотековедческих исследований Котенко В. П. Парадигма как методология научной деятельности.....83 Тузов В. В. Синергетика как методология исследования процессов самоорганизации сложных систем.....................................................91 Тузов В. В. Методы синергетики ......................................................... 106 Котенко В. П. Компаративистика – новое направление методологии анализа научной деятельности и развития науки...................... 119 Беркалиев Т. Н. Особенности компаративистики как науки и метода исследования деятельности библиотек........................................ 132 Кожевникова Л. А.Методология регионального библиотековедения: проблемы и перспективы...................................................... 144 Варганова Г. В. Экспликативные методы в библиотековедческих исследованиях................................................................................... 148 380
Стр.380
Варганова Г. В. Кейс-стадис как метод научного исследования........154 Соколов А. В. Мысленный эксперимент как метод культурфутурологии..................................................................................................166 Езова С. А. Использование декартовой прямоугольной системы координат в прикладном исследовании............................................169 Гордукалова Г. Ф. О методах и процедурах информационной диагностики объекта .........................................................................173 Езова С. А. Об операционализации понятий «общение», «культура общения» и их библиотечных модификаций ...................................180 Чепкасова Е. В. Герменевтический и феноменологический подходы к анализу текста ......................................................................187 Котенко В. П., Константинова А. П. Методологические основы анализа медиатехнологий .................................................................192 Аскарова В. Я. О возможностях использования синергетического подхода в книговедении...................................................................207 Аскарова В. Я. О принципах выявления разумной достаточности эмпирического материала в книговедческих исследованиях ..........216 Макеева О. В. Адаптация как цель и условие успешного функционирования любой экономической и социальной системы..............225 Раздел 3Использование методов исследования для анализа библиотечной деятельности и библиотекаря Крейденко В. С. Потекстовое ретроспективное интервью: к конструированию специального метода для изучения библиотечной отрасли...............................................................................................241 Бекжанова Н. В. Метод библиографической реконструкции биографии и его использование для справочно-библиографического обслуживания ...................................................................................249 Езова С. А. Ситуационный анализ в изучении библиотечных явлений........................................................................................................261 Матвеев М. Ю. Использование художественной литературы при анализе проблем, связанных с имиджем библиотек: методические вопросы .....................................................................................265 Чурашева О. Л. Применение метода контент-анализа в исследовании «публичная библиотека в обеспечении информационнопсихологической безопасности читателей» .....................................274 Шапошников А. Е. Особенности методов сбора информации в исследованиях чтения и библиотечного обслуживания инвалидов ..........................................................................................284 Маркова Т. Б. Методологические проблемы развития библиотеки как центра книгохранения.................................................................289 381
Стр.381
Елькина Е. Е.Методологические проблемы инновационной деятельности ..................................................................................... 302 Езова С. А.Междисциплинарный подход в изучении типов поведения библиотекарей и читателей.................................................... 311 Павлова А. С.Методика изучения семейного чтения......................... 316 Раздел 4 Методы исследования читателей и пользователей Соколов А. В. Методы изучения ценностных ориентаций студенчества................................................................................................. 323 Васильев И. Г., Крейденко В. С., Старовойтова О. Р. Методы исследования пользователей русскоязычных ресурсов Интернета.................................................................................................... 328 Строгецкая Е. В.Методология анализа ценностных ориентаций университетского сообщества .......................................................... 335 Бородина В. А. Психологические методы в изучении читательского развития................................................................................... 343 Бородина В. А. Поаспектный и контент-анализ в изучении читательского развития (на материалах журнала «Reading research quarterly» за 2004–2007 гг.) ................................................. 354 Терминологический словарь ............................................................... 373 Сведения об авторах............................................................................ 378 382
Стр.382