ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВУЗА В. Ф. <...> Бабкин Воронежский государственный архитектурно-строительный университет Повышение эффективности во всех областях деятельности является важнейшей задачей в сегодняшней России. <...> В частности, много российских предприятий накопили богатый опыт реформирования с целью повышения эффективности производства. <...> Ведущими российскими консалтинговыми фирмами отработана и проверена на сотнях предприятий технология разработки стратегии развития, направленной на рост эффективности производства. <...> Высшее учебное заведение является предприятием особого типа - предприятием по подготовке специалистов в тех или иных областях деятельности. <...> Поэтому основные этапы технологии разработки стратегии развития предприятия можно взять за основу и адаптировать их для высшего учебного заведения как предприятия особого типа. <...> Определение целей развития и критериев их достижения. <...> Определение целей развития и критериев их достижения. <...> Как показывает опыт, практически ни в одном из вузов нет четко сформулированных целей, а если они и есть, то или давно не пересматривались, или их достижение неконтролируемо (они сформулированы в лозунговом стиле и неясно, что же такое результат, а степень его достижения не поддается измерению). <...> На первом этапе дается только общая предварительная формулировка цели и намечается структура подцелей и критериев их достижения. <...> Внешняя цель (можно назвать ее рыночной, поскольку вуз поставляет специалистов на рынок трудовых ресурсов) - рост "востребованности" на рынке труда выпускников. <...> Подцелями рыночной цели могут быть следующие: - рост числа выпускников, работающих по специальности (критерий - доля выпускников, работающих по специальности); - рост среднего дохода выпускников вуза (критерий - уровень среднего дохода выпускников); - повышение рейтинга вуза среди вузов близкого профиля (критерий - величина рейтинга). <...> Внутренняя <...>