№ 3 (23), 2012
Гуманитарные науки. История
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
№ 3 (23)
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ
Карнишин В. Ю. Модернизация и российское общество в начале XX в. ............... 3
Аронов Д. В. Право и справедливость в творческом наследии
Сергея Андреевича Муромцева: реформа или революция? .............................. 9
Карнишина Н. Г. Западные губернии Российской империи:
проблемы государственно-правового устройства ............................................ 14
Леконцев О. Н. Голод 1936 г. в Кировской области и Удмуртской АССР ............ 21
ФИЛОСОФИЯ
Гордова Э. Е. Философско-этический анализ ведущих
компонент деятельности в сфере управления и бизнеса ................................. 28
Бабина В. Н. Проблема соотношения рационального и иррационального
в историко-философской традиции: онтогносеологический аспект .............. 36
Киселева Н. А. Любовь «земная» и «небесная»: от язычества к христианству..... 47
Степанов А. Н. Н. К. Михайловский о трагическом, комическом
и прекрасном содержании социального бытия................................................. 53
Ермаков С. А., Мезина Л. Г. Путь жизни человека
как проблема философской антропологии........................................................ 60
ФИЛОЛОГИЯ
Жаткин Д. Н., Холодкова Ю. В. Томас Гуд в русской литературной
критике и общественной полемике 1860-х – начала 1880-х гг. ..................... 69
Земцовская Я. В. Автор, нарратор и читатель в романе
«Философы с большой дороги» Тибора Фишера ............................................. 83
Кислякова Е. Ю. Синтаксические способы выражения
коммуникативной категории инакости в русском языке ................................ 90
1
2012
Стр.1
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
ПЕДАГОГИКА
Волынкина Н. В. Педагогический эксперимент по внедрению
инфолингвистической системы развития интеллектуально-творческих
способностей учащейся молодежи в образовательный
процесс высшего учебного заведения ................................................................ 98
Мошкина М. А. Экстралингвистические факторы в процессе
обучения школьников письменной речи ......................................................... 108
Голодяев Ю. А. Социокультурный комплекс как фактор
социализации учащихся общеобразовательных учреждений ........................ 114
Мойко М. А. Результаты применения рейтинговой
электронной таблицы оценивания учебной деятельности ............................. 121
Жилина Н. Д., Печникова Е. Н. Учебно-познавательная деятельность
слушателей курсов повышения квалификации персонала ФНС России ...... 128
Забельская Т. В. Влияние декоративно-прикладного искусства
на развитие нравственной стороны личности ребенка................................... 136
2
Стр.2
№ 3 (23), 2012
Гуманитарные науки. История
ИСТОРИЯ
УДК 94 (470)
В. Ю. Карнишин
МОДЕРНИЗАЦИЯ И РОССИЙСКОЕ
ОБЩЕСТВО В НАЧАЛЕ XX в.
Аннотация. В статье рассмотрены различные аспекты отношения российского
общества к реалиям модернизационного процесса начала XX в. Отмечены факторы,
влиявшие на социальное поведение представителей различных страт
позднеимперской России.
Ключевые слова: Россия, модернизация, власть, империя, бюрократия, дворянство,
крестьянство, рабочие, интеллигенция.
Abstract. The article considers different aspects of attitude of the Russian community
to the realities of the modernization process in the early XXth century. The author
mentions the factors, which influenced social behavior of representatives of different
groups of the late-imperial Russia.
Key words: Russia, modernization, power, empire, bureaucracy, nobility, peasantry,
labour, intelligentsia.
Восприятие российским обществом реалий модернизационного процесса
– одна из актуальных тем российской историографии. В начале XX в.
спрессовались события, содержание и смысл которых, как известно, воспринимались
по-разному среди представителей социальных страт. Экономический
кризис 1900–1903 гг., русско-японская война, революция 1905–1907 гг.,
становление отечественного парламентаризма, реформаторская политика,
связанная с именем П. А. Столыпина, расцвет культуры Серебряного века
порождали всплеск эмоций, перепады в политизации населения, кризис в системе
ценностей населения страны.
В. В. Шелохаевым справедливо отмечалось, что центральной осью
конфликта между авторитарным режимом и обществом стали две взаимосвязанные
проблемы: борьба за власть и борьба за передел собственности, прежде
всего в аграрном секторе, который в своей основе оставался традиционным
и слабо вовлеченным в систему рыночных отношений [1, c. 214].
Рассматривая отношение общества к власти в контексте модернизации,
следует обратить внимание на ряд особенностей.
Рост интереса к политике был достаточно правомерен на фоне возраставшего
недовольства проводимой внешней и внутренней политикой.
Обратим внимание на содержательную переписку адъютанта Великого
князя Константина Николаевича А. А. Киреева и сына видного славянофила
Ф. Д. Самарина. Для них, сторонников консерватизма, становилась очевидной
необходимость перемен. При этом А. А. Киреев постановил: «Многое у
нас следует изменить, отменить, улучшить, но этого можно достигнуть и безо
всякой ломки, удерживая и даже усиливая наш исконный политический
3
Стр.3