В. И. Кузнецов
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ на уроках
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРы В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Чита
ЗабГГПУ
2010
УДК 372.362. <...> А. И. Наумов, канд. пед. наук, доцент,
зав. каф. физвоспитания, ЗИПСиб УПК
Федорова, М. Ю. Развивающее обучение на уроках физической культуры в наП 805
чальной школе : учебно-методическое пособие / М. Ю. Федорова, <...> ISBN 978-5-85158-677-4
В учебно-методическом пособии представлено обоснование
актуальности, эффективности применения развивающего обучения
в формировании «школы мяча» по баскетболу на уроках физической
культуры в начальной школе; воздействие на умственные способности, физическое состояние организма и способствующее реализации
национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». <...> Раскрыты методические особенности реализации развивающего обучения: начальное обучение техническим действиям в баскетболе, применение модульной технологии в моделировании процесса
по физической культуре в начальной школе. <...> Пособие предназначено для учителей физической культуры
общеобразовательных школ, студентов факультета физической культуры по специальностям 050720 Физическая культура, 032101 Физическая культура и спорт, 050707.65 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью – педагог
по физической культуре, ДЮСШ, аспирантов. <...> Методические особенности начального обучения техническим
действиям в баскетболе (формирование «школы мяча») . <...> Моделирование образовательной среды по физической
культуре для учеников начальных классов, основанной на одном
виде спорта (баскетбол) . <...> Динамика показателей степени обученности техническим действиям
по баскетболу у детей 2-х классов . <...> Динамика показателей технической подготовленности детей
на протяжении педагогического эксперимента . <...> Динамика показателей физического развития девочек
и мальчиков на протяжении педагогического эксперимента. <...> Крайне мало в теории и методике физического воспитания уделяется теории содержания <...>
Развивающее_обучение_на_уроках_физической_культуры_в_начальной_школе__.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
М. Ю. Федорова
В. И. Кузнецов
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАх
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРы В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Чита
ЗабГГПУ
2010
Стр.1
УДК 372.362. (075.3)
ББК Ч426. 73 я 73
П 805
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственно го
гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск: И. И. Катанаев, канд. физ.-мат. наук,
доцент, ректор ЗабГГПУ
Рецензенты: А. В. Рогова, д-р пед. наук, профессор, ЗабГГПУ;
А. И. Наумов, канд. пед. наук, доцент,
зав. каф. физвоспитания, ЗИПСиб УПК
П 805
Федорова, М. Ю.
Развивающее обучение на уроках физической культуры в начальной
школе : учебно-методическое пособие / М. Ю. Федорова,
В. И. Кузнецов ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2010. – 156 с.
ISBN 978-5-85158-677-4
В учебно-методическом пособии представлено обоснование
актуально сти, эффективности применения развивающего обучения
в формировании «школы мяча» по баскетболу на уроках физической
культуры в начальной школе; воздействие на умственные способности,
физическое состояние орга низма и способствующее реализации
национальной образовательной ини циативы «Наша новая школа».
Раскрыты методические особенности реализации развивающего
обуче ния: начальное обучение техническим действиям в баскетболе,
применение модульной технологии в моделировании процесса
по физической культуре в начальной школе.
Пособие предназначено для учителей физической культуры
общеобразо вательных школ, студентов факультета физической культуры
по специально стям 050720 Физическая культура, 032101 Физическая
культура и спорт, 050707.65 Педагогика и методика дошкольного
образования с допол нительной специальностью – педагог
по физической культуре, ДЮСШ, ас пирантов.
УДК 372.362 (075.3)
ББК Ч 426. 73 я 73
ISBN 978-5-85158-677-4
© ЗабГГПУ, 2010
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ÂÂÅÄÅÍÈÅ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ГЛАВА I. Теоретические и методические особенности развивающего
обучения техническим действиям по баскетболу . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1. Теоретические и методические особенности обучения
двигательным действиям на основе теории учебной деятельности. . . . . . . . . . .8
1.2. Развивающее обучение и его реализация в физической культуре
в общеобразовательных школах .......................................21
1.3. Методические особенности начального обучения техническим
действиям в баскетболе (формирование «школы мяча») ..................37
1.4. Модульная технология в процессе физической культуры
в образовательных учреждениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
ГЛАВА II. Моделирование образовательной среды по физической
культуре для учеников начальных классов, основанной на одном
виде спорта (баскетбол) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66
ГЛАВА III. Обоснование эффективности применения развивающего
обучения по баскетболу на уроках физической культуры у детей
начальных классов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .98
3.1. Динамика показателей степени обученности техническим действиям
по баскетболу у детей 2-х классов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .98
3.2. Воздействие развивающего обучения на умственные
способности детей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102
3.3. Динамика показателей технической подготовленности детей
на протяжении педагогического эксперимента .........................114
3.4. Динамика показателей физического развития девочек
и мальчиков на протяжении педагогического эксперимента. . . . . . . . . . . . . . .120
3.5. Воздействие методики развивающего обучения на физическую
подготовленность мальчиков и девочек начальной школы . . . . . . . . . . . . . . . 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .135
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ÑÏÈÑÎÊ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .139
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
«Человек должен учиться,
чтобы стать тем, кем он должен быть»
А. Я. Коменский
Изменение социально-экономических условий, необходимость
реализации новых подходов, форм, методов и содержания физического
воспитания школьников потребовало реформирования образования в
образовательных учреждениях, в том числе и по физической культуре,
что нашло свое отражение в реализации национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа». В младшем школьном возрасте первостепенным
является формирование мотивации к дальнейшему обучению
и особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий
для полноценного включения в образовательное пространство и успешной
социализации детей, где главным результатом школьного образования
должно стать его соответствие целям опережающего развития
(С. В. Дмитриев, 2004; С. Н. Литвиненко, 2005; Ю. М. Николаев, 2007;
В. Ф. Балашова, Н. Н. Чесноков, А. А. Красников, 2008; Т. Е. Виленская,
2008; Е. А. Черняева, 2009; С. А. Горбунов, С. С. Горбунов, 2010; национальная
образовательная инициатива «Наша но вая школа», 2010).
В настоящее время педагогический процесс носит преимущественно
репродуктивный характер, при котором не учитывается в долж ной
мере личность учителя и ученика. Крайне мало в теории и методике физического
воспитания уделяется теории содержания развивающего обучения,
не в полной мере peaлизована возможность содействовать естественному
физическому раз витию, опережая его ход (М. Д. Кудрявцев,
2003; М. М. Боген, 2009; С. В. Фролов, С. С. Фролов, 2009).
Традиционная система физического воспитания не в состоянии обеспечить
растущий организм даже минимумом должных физических нагрузок
и ориентировать на возможность удовлетворения естественной физической
активности школьников в совокупности с их мотивами (Д. В. Фонарев,
2009). К тому же уроки физической культуры загоняют всех школьников в
рамки, где не имеется возможности выбора желаемой двигательной активности
и существует обязанность укладываться в единые для всех нормативы
(К. В. Чедов, К. Б. Старикова, А. Ф. Шаравева, 2005). Педагогические коллективы
ори ентированы на среднестатистического ученика, на выполнение
им программных требований, а не на его личностное развитие (С. М. Погу5
Стр.5