Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 619022)
Контекстум

Болгарский героический эпос: аксиологический анализ. Часть 1. Христианский героический эпос

0   0
ИздательствоМ.: Институт Наследия
Страниц175
ID939426
АннотацияВ монографии представлены результаты аксиологического анализа памятников болгарского героического эпоса (сюжеты «Юнак освобождает побратимов от Арапина», «Марко уничтожает налог на свадьбы», «Марко освобождает три вереницы рабов», «Марко спасает царскую дочь от Арапина», «Марко спасает Святую Гору от осквернения», «Марко убивает дитя Дукатинче», «Марко теряет силу» и др.). Автор приходит к выводу, что внеэстетической функцией христианского эпоса болгар являлось обесценивание в сознании слушателей аксиологических доминант «ветхого человека»: личной славы и личной чести (даров, почестей, добычи, накопленных героем) — предельных ценностей дохристианского и нехристианского эпоса. Одновременно певцы утверждали высочайшую значимость страдающего человека (ближнего) и Божьих святынь, законов и установлений на земле. В XX веке по мере бытования в нехристианской и иноэтнической среде христианский героический эпос деградировал: исходные его ценности заменялись исполнителями на ценностные доминанты «ветхого человека»: личную славу и личную честь. На основании ценностного анализа записей автор выделяет стадии деградации христианского эпоса и предлагает критерий классификации деградированных вариантов. По мнению автора, факторами деградации эпоса явились утрата в середине ХХ века молодыми носителями традиции представления о ценностнокорректирующей функции каждой песни; издание с начала XX века большого количества популярных изданий («песнопойки»), в которых публиковались краткие «застольные» варианты юнацких песен с искажённой (нехристианской) мотивацией героев, а также прерывание живой устной традиции и появление большого числа исполнителей, разучивших юнацкие песни по песенным сборникам и хрестоматиям.
ISBN978-5-86433-490-1
УДК398
ББК82.3(4)
Болгарский героический эпос: аксиологический анализ. Часть 1. Христианский героический эпос / Миронов А.С. — Москва : Институт Наследия, 2025 .— 175 с. — ISBN 978-5-86433-490-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/939426 (дата обращения: 07.10.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Болгарский_героический_эпос_аксиологический_анализ._Часть_1._Христианский_героический_эпос.pdf
Министерство культуры Российской Федерации Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва Миронов А. С. БОЛГАРСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЧАСТЬ 1 Христианский героический эпос МОСКВА 2025
Стр.2
УДК 398 ББК 82.3(4) М64 Издаётся по решению Учёного совета Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва Рецензенты: Ваня Добрева, доктор филологических наук; Закунов Ю. А., кандидат философских наук М64 Миронов А. С. Болгарский героический эпос: аксиологический анализ. Часть 1. Христианский героический эпос / Миронов Арсений Станиславович. — Москва : Институт Наследия, 2025. — 174 с. — DOI 10.34685/r5315-4797-6527-z. — ISBN 978-5-86443-490-1. В монографии представлены результаты аксиологического анализа памятников болгарского героического эпоса (сюжеты «Юнак освобождает побратимов от Арапина», «Марко уничтожает налог на свадьбы», «Марко освобождает три вереницы рабов», «Марко спасает царскую дочь от Арапина», «Марко спасает Святую Гору от осквернения», «Марко убивает дитя Дукатинче», «Марко теряет силу» и др.). Автор приходит к выводу, что внеэстетической функцией христианского эпоса болгар являлось обесценивание в сознании слушателей аксиологических доминант «ветхого человека»: личной славы и личной чести (даров, почестей, добычи, накопленных героем) — предельных ценностей дохристианского и нехристианского эпоса. Одновременно певцы утверждали высочайшую значимость страдающего человека (ближнего) и Божьих святынь, законов и установлений на земле. В XX веке по мере бытования в нехристианской и иноэтнической среде христианский героический эпос деградировал: исходные его ценности заменялись исполнителями на ценностные доминанты «ветхого человека»: личную славу и личную честь. На основании ценностного анализа записей автор выделяет стадии деградации христианского эпоса и предлагает критерий классификации деградированных вариантов. По мнению автора, факторами деградации эпоса явились утрата в середине ХХ века молодыми носителями традиции представления о ценностнокорректирующей функции каждой песни; издание с начала XX века большого количества популярных изданий («песнопойки»), в которых публиковались краткие «застольные» варианты юнацких песен с искажённой (нехристианской) мотивацией героев, а также прерывание живой устной традиции и появление большого числа исполнителей, разучивших юнацкие песни по песенным сборникам и хрестоматиям. Это и другие издания вы можете бесплатно скачать на сайте Института Наследия — www.heritage-institute.ru, раздел «Издания» ISBN 978-5-86443-490-1 © Миронов А. С. © Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, 2025
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Введение. Метод аксиологического анализа ............................. 4 Христианский героический эпос болгар ....................................18 Герой с Божьей помощью спасает юнаков, пленённых Арапином ................................................................ 21 Герой сражает притеснителя, перекрывшего пути и затруднившего доступ к церковным таинствам ..................... 38 Герой в праздник Пасхи убивает поработителей и освобождает три вереницы невольников ............................... 67 Герой спасает царевну от Арапина ............................................ 92 Герой избавляет Святую Гору от притеснителя ....................... 112 Герой обманом убивает соперника, становится сильнейшим юнаком, бросает вызов Богу и теряет всю свою силу .............................................................136 Аксиосфера болгарского эпического сознания: доминанты и конкурирующие ценности .................................154 Литература и источники ...........................................................167
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически