Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Пушкин и народная мифология (150,00 руб.)

0   0
Первый авторЛевашов В. С.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц172
ID211496
АннотацияВ монографии рассматривается проблема изучения Пушкиным восточнославянской мифологии, записывание им устных народных мифологических рассказов, использование восточнославянских мифологических образов и сюжетных мотивов в собственном поэтическом творчестве, особенно при создании простонародной баллады.
Кому рекомендованоКнига рассчитана на историков литературы, фольклористов, преподавателей и студентов педагогических университетов, на учителей общеобразовательных школ и всех, кто интересуется творчеством Пушкина.
ISBN978-5-85158-476-3
УДК882
ББКШ5(2=Р4)
Левашов, В. С. Пушкин и народная мифология : [монография] / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; В. С. Левашов .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2009 .— 172 с. — ISBN 978-5-85158-476-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/211496 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.С. ЛЕВАШОВ ПУШКИН И НАРОДНАЯ МИФОЛОГИЯ Чита 2009 ББК Ш5 (2=Р4) УДК 882 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> ISBN 978-5-85-158-476-3 В монографии рассматривается проблема изучения Пушкиным восточнославянской мифологии, записывание им устных народных мифологических рассказов, использование восточнославянских мифологических образов и сюжетных мотивов в собственном поэтическом творчестве, особенно при создании простонародной баллады. <...> Почему Пушкин отказался от его публикации...............101 ГЛАВА ШЕСТАЯ «Утопленник». <...> 124 ГЛАВА ВОСЬМАЯ «Гусар» как самый значительный в русской литературе образец простонародной баллады. <...> В христианском сознании народа вера в нечистую силу мирно уживалась вплоть до XX в. в виде «поверий» – многочисленных «свидетельских показаний», часто «страшных» устных рассказов о домовых, леших и прочих персонажах «низшей» мифологии. <...> «В истории русской и славянской мифологии, – считает, например, Н.И. Толстой, – эти мифологи-любители внесли многое, подготовив (притом еще до появления братьев Гримм) почву для научного развития славянской мифологии. <...> Все 6 это приводило к активизации собирательской работы, к постепенному накоплению ценного материала, необходимого для формирования научного представления о славянской мифологии. <...> Так, вплоть до конца XIX столетия самый «мифологический» по своей сути материал – широко бытовавшие едва ли не повсеместно рассказы о встречах человека с «существами» «низшей» мифологии (домовыми, русалками, лешими, водяными и пр.), с людьми, обладающими сверхъестественными способностями (колдунами, ведьмами) – рассматривались лишь как «поверья», то есть лишь как проявление суеверных воззрений простонародья. <...> 11 вслед за А.Н. Афанасьевым делают попытку обобщить суеверные воззрения народа, представить народные поверья как неотъемлемую составную часть его духовной культуры. <...> Тогда же производятся <...>
_Пушкин_и_народная_мифология.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
_Пушкин_и_народная_мифология.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского В.С. ЛЕВАШОВ ПУШКИН И НАРОДНАЯ МИФОЛОГИЯ Чита 2009
Стр.2
ББК Ш5 (2=Р4) УДК 882 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского Ответственный за выпуск М.И. Гомбоева, д-р культурологии, проф., проректор по научной работе ЗабГГПУ Рецензенты: Л.Г. Полетаева, канд. культурологии, доцент каф. ТиПЛЧитГУ; Г.Д. Ахметова, д-р филол. наук, проф. каф. рус. языка ЗабГГПУ Левашов В.С. Пушкин и народная мифология / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2009. – 171 с. ISBN 978-5-85-158-476-3 В монографии рассматривается проблема изучения Пушкиным восточнославянской мифологии, записывание им устных народных мифологических рассказов, использование восточнославянских мифологических образов и сюжетных мотивов в собственном поэтическом творчестве, особенно при создании простонародной баллады. Книга рассчитана на историков литературы, фольклористов, преподавателей и студентов педагогических университетов, на учителей общеобразовательных школ и всех, кто интересуется творчеством Пушкина. ББК Ш5 (2=Р4) УДК 882 ISBN 978-5-85-158-476-3 © Левашов В.С., 2009 © ЗабГГПУ, 2009
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ÂÂÅÄÅÍÈÅ.......................................................................................................................................5 ГЛАВА ПЕРВАЯ Знакомство Пушкина с народными поверьями в условиях домашнего воспитания. Лицей: формирование представления о славянской мифологии. Роль литературы в воспитании лицеистов. Становление русской баллады: Жуковский, Катенин. Первый опыт обращения Пушкина к персонажам народной демонологии: «Äîìîâîìó», «Ðóñàëêà»..............................................................................18 ГЛАВА ВТОРАЯ Южная ссылка. Начало собирательской работы. «Песнь о вещем Олеге». Мифологические корни сюжета. Мифологема судьбы. Возвращение к мифологеме судьбы в ïðîçå: «Ìåòåëü»........................37 ГЛАВА ТРЕТЬЯ Михайловская ссылка. Изучение народной жизни. Собирательская работа. Отображение народных суеверий в поэзии Пушкина 1820-õ годов (ïðèìåòû, магия святочных ãàäàíèé, вещие ñíû)......61 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Пушкин как собиратель народной устной прозы. Михайловские записи суеверных рассказов. Распространенность зафиксированных Пушкиным традиционных сюжетных мотивов. Дневниковые записи начала 1830-х годов. Отношение Пушкина к суеверным воззрениям народа ...........................................................86 ГЛАВА ПЯТАЯ Стихотворение «Всем красны боярские конюшни» как попытка создания простонародной баллады. История его «открытия» и èçó÷åíèÿ. Почему Пушкин отказался от его ïóáëèêàöèè...............101 ГЛАВА ШЕСТАЯ «Утопленник». Баллада или сказка? Реальное и фантастическое в произведении. «Утопленник» как первая русская подлинно простонародная áàëëàäà...........................................................................112 3
Стр.4
ГЛАВА СЕДЬМАЯ «Дорожные» стихи Пушкина. «Бесы» как типическое произведение «дорожного» поэтического цикла. Толкование смысла «подтекста» стихотворения исследователями XX века. Мифологические мотивы и образы, положенные в основу фантастики «Бесов» .....124 ГЛАВА ВОСЬМАЯ «Гусар» как самый значительный в русской литературе образец простонародной баллады. Своеобразие обрисовки действительности в балладе. Особенности подачи фантастического. Истоки сюжета. Перекличка с сюжетнотематической группой мифологических рассказов, записанных во второй половине XX века ....................................................................138 Çàêëþ÷åíèå.................................................................................................................................156 Указатель èìåí.......................................................................................................................161 Указатель художественных произведений Ïóøêèíà......................168 УКАЗАТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДРУГИХ ÀÂÒÎÐÎÂ..............170 4
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ лее обстоятельно. Делались попытки связать ее с символизмом3 вести из мистики4 К , отыскать ее народные истоки5 вычайно многоликую специфику»6 элементам фантастики в творчестве А.С. Пушкина обращались многие исследователи. Одни1 – попутно, другие2 , раскрыть ее «чрез. Однако один из истоков пушкинской фантастики, несомненно, требует специального изучения. Это – народная мифология. В настоящей работе под «народной мифологией» понимается сложный комплекс языческих представлений русского, украинского, белорусского и других славянских народов о демонических «существах» – неиндивидуализированных духах природы, хозяевах – хранителях лесов, полей, рек, земных недр, о духах, связанных с земледелием, фауной, флорой, с человеческим жилищем, двором, дворовыми постройками – леших, водяных, русалках, домовых, кикиморах; о людях, обладающих сверхъестественными способностями – колдунах, ведьмах; о вещих снах, приметах и т.п. Возникшие в период славянского единства, а по мере постепенного расселения и обособления славянских племен подвергавшиеся дифференциации и приобретавшие локальное своеобразие, эти воззрения относятся многими исследователями к так называемой «низшей мифологии» (в отличие от «мифологии высшего уровня» – представлений о богах и героях). С христианизацией славян их мифология как система языческих воззрений на окружающий мир и человека в нем была разрушена. Ушли из народной памяти представления о «высших» божествах. Некоторые из них «были отождествлены с христианскими святыми, как Перун – со святым Ильей, Велес – со святым Власием, Ярило – со святым Юрием (Георгием) и т.д.»7 . Зато «низшая» мифология, более древняя, «грубая» и «примитивная», оказалась и более живучей, так как была тесно связана с жизнью, повседневным бытом, трудом народа и потому ее персонажи как противники Бога были переведены в разряд «нечистой» силы, а вера в них объявлена «суеверием», присущим преимущественно «простонародью». В христианском сознании народа вера в нечистую силу мирно уживалась вплоть до XX в. в виде «поверий» – многочисленных «свидетельских показаний», часто «страшных» устных рассказов о домовых, леших и прочих персонажах «низшей» мифологии. С нею были связаны и мно5 – бо, вы
Стр.6