Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Русский фольклор: устное народное поэтическое творчество: учеб. пособие (290,00 руб.)

0   0
Первый авторДранникова Наталья Васильевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц250
ID632191
АннотацияВ учебном пособии представлены краткие теоретические основы фольклористики, программа курса, методические указания по организации самостоятельной работы студентов, планы практических занятий и тексты для анализа и изучения, требования к организации собирания и систематизации материалов фольклорной практики, примерные вопросы к экзамену, списки рекомендуемой литературы. Завершает издание словарь диалектной и архаической лексики.
Кому рекомендованоУчебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 032700.62 Филология, профиль «Преподавание филологических дисциплин» («Русский язык и литература»).
ISBN978-5-261-00999-3
Дранникова, Н.В. Русский фольклор: устное народное поэтическое творчество: учеб. пособие / Н.В. Дранникова .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014 .— 250 с. — ISBN 978-5-261-00999-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/632191 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Н.В. Дранникова Русский фольклор Устное народное поэтическое творчество Учебное пособие Архангельск САФУ 2014 УДК 398 ББК 82 Д72 Рецензенты: доктор филологических наук, профессор Т.А. Золотова, кандидат филологических наук, доцент Т.С. Канева Дранникова, Н. <...> 205 Фольклорная практика: собирание и систематизация материалов Подготовка к фольклорной практике (209). <...> – Камеральная обработка материала (работа с архивом ЦИТКЕС) (214). <...> – Правила составления описи материалов архивной папки (219). <...> Тексты для чтения и анализа выбраны из архива Центра изучения традиционной культуры Европейского Севера САФУ (ЦИТКЕС), при этом предполагается что студенты не только будут читать фольклорные тексты, но и прослушивать их на грампластинках и дисках, просматривать фильмы, что позволит сделать обучение интерактивным. <...> Былины; 10) исторические песни и баллады; 11) духовные стихи; 12) внеобрядовая песенная поэзия; 13) народная драма и театр; 14) детский фольклор; 15) фольклор речевых ситуаций; 16) научные школы в фольклористике. <...> Они были собраны автором или под руководством автора студентами факультета филологии и журналистики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова (до объединения вуза в 2011 году с САФУ). <...> Теперь в структуре САФУ это институт филологии и межкультурной коммуникации. <...> Отдельную благодарность хотелось бы выразить моим ученикам и сотрудникам ЦИТКЕС САФУ Татьяне Морозовой, Елене Чащиной, Анастасии Худяковой, Сергею Меньшикову, Артемию Заварзину, Анастасии Селиверстовой, Ирине Марковой. <...> Обрядовая поэзия Пинежья: материалы фольклорных экспедиций МГУ в Пинежский район Архангельской области (1970–1972 гг.) / под ред. <...> Обрядовая поэзия Пинежья: материалы фольклорных экспедиций <...>
Русский_фольклор_устное_народное_поэтическое_творчество_учеб._пособие.pdf
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Министерство образования и науки Российской Федерации «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Н.В. Дранникова поэтическое творчество Учебное пособие Русский фольклор Устное народное Архангельск САФУ 2014
Стр.1
УДК 398 ББК 82 Д72 доктор филологических наук, профессор Т.А. Золотова, кандидат филологических наук, доцент Т.С. Канева Рецензенты: Д72 Дранникова, Н.В. Русский фольклор: устное народное поэтическое творчество: учеб. пособие / Н.В. Дранникова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2014. – 250 [4] с. ISBN 978-5-261-00999-3 В учебном пособии представлены краткие теоретические основы фольклористики, программа курса, методические указания по организации самостоятельной работы студентов, планы практических занятий и тексты для анализа и изучения, требования к организации собирания и систематизации материалов фольклорной практики, примерные вопросы к экзамену, списки рекомендуемой литературы. Завершает издание словарь диалектной и архаической лексики. Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 032700.62 Филология, профиль «Преподавание филологических дисциплин» («Русский язык и литература»). УДК 398 ББК 82 ISBN 978-5-261-00999-3 © Дранникова Н.В., 2014 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2014
Стр.2
Оглавление Предисловие ............................................................................................ История термина «фольклор» ............................................................ Программа курса Предмет и специфика фольклора. Жанровая классификация (16). – Фольклор в обрядах. Календарные обряды (17). – Обряды жизненного цикла человека (20). – Магия слова и действия. Гадания. Поверья. Заговоры (22). – Внеобрядовая проза. Сказочная проза (24). – Волшебные сказки (25). – Сказки о животных (25). – Бытовые сказки. Анекдоты (25). – Эпические песни. Былины (27). – Исторические песни (31). – Баллады (31). – Духовные стихи (31). – Несказочная проза. Легенды и предания (33). – Мифологические рассказы (36). – Фольклор речевых ситуаций (39). – Пословицы и поговорки (40). – Загадки (40). – Присловья (40). – Внеобрядовая песенная поэзия (41). – Детский фольклор (44). – Народная драма и театр (45). – История фольклористики (46). – Организация самостоятельной работы студентов (50) Практические занятия 1. Календарная обрядность ............................................................... 2. Обряды жизненного цикла. Причитания .................................... 3. Заговор и магические практики ................................................... 51 77 95 4. Низшая мифология. Мифологические рассказы ........................ 101 5. Волшебная сказка .......................................................................... 112 6. Несказочная проза ......................................................................... 132 7. Былины ............................................................................................ 139 8. Исторические песни и баллады .................................................... 154 9. Внеобрядовая песенная поэзия ..................................................... 177 10. Фольклор речевых ситуаций ...................................................... 183 Произведения русского устного народного творчества для изучения Былины (197). – Исторические песни (198). – Баллады (198). – Сказки (199). – Обрядовые песни (202). – Народные драмы (203) 3 5 9
Стр.3
Примерные вопросы к экзамену ........................................................ 205 Фольклорная практика: собирание и систематизация материалов Подготовка к фольклорной практике (209). – Собирание традиционного фольклора (211). – Собирание городского фольклора (212). – Научная экспедиция (212). Памятка для собирателя фольклора (213). – Камеральная обработка материала (работа с архивом ЦИТКЕС) (214). – Структура архивной папки (215). – Правила оформления архивной папки (215). – Правила оформления титульного листа (217). – Номера фондов (218). – Правила составления описи материалов архивной папки (219). – План составления историко-краеведческой справки (219). – Правила оформления списка исполнителей (220). – Правила оформления словаря диалектной и архаической лексики (221). – План составления письменного отчета по фольклорной практике (221). – Классификатор жанров (222) Приложения 1. Образец заполнения титульного листа отчета о прохождении фольклорной практики .................................................................. 231 2. Опись материалов архивной папки ............................................. 232 3. Список исполнителей .................................................................... 233 4. Лист в папке .................................................................................... 234 5. Образец словаря диалектной и архаической лексики................ 235 6. Образец письменного отчета по фольклорной практике .......... 235 7. Оформление реестра полевых аудио- и видеозаписей .............. 244 Указатель текстов для анализа .......................................................... 245 Словарь диалектной и архаической лексики .................................. 248
Стр.4
ПреДИСлОВИе Учебно-методическое пособие создано на основе лекционных курсов, прочитанных студентам института филологии и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (САФУ) и содержит краткие теоретические сведения по истории фольклористики, программу курса, планы практических занятий, произведения русского устного народного творчества для изучения, примерные вопросы к экзамену, методические указания по фольклорной практике. В приложении приводятся образцы оформления результатов фольклорной практики, списки рекомендуемой литературы. Завершают пособие словарь диалектной и архаической лексики и указатель текстов для анализа. Тексты для чтения и анализа выбраны из архива Центра изучения традиционной культуры Европейского Севера САФУ (ЦИТКЕС), при этом предполагается что студенты не только будут читать фольклорные тексты, но и прослушивать их на грампластинках и дисках, просматривать фильмы, что позволит сделать обучение интерактивным. Основной целью пособия является освещение фольклористической проблематики, помощь студентам при освоении курса «Русское устное народное поэтическое творчество», постижении специфики фольклора и отдельных его жанров, классических и современных, особенностей стилей и языка, эффективной организации самостоятельной работы, подготовки к экзамену и фольклорной практике. Дисциплина «Русское устное народное поэтическое творчество» является первым предметом, с которого начинается изучение филолологических дисциплин в университетах. Курс предполагает изучение предмета и специфики различных жанров фольклора. Предметом фольклористики является большая область традиционной народной культуры, прежде всего устная словесность, включающая в себя разностадиальные пласты фольклора: 5
Стр.5
архаический, классический, фольклор индустриального общества и постфольклор. Фольклор понимается нами как сложное явление культуры, включающее в себя вербальный, музыкальный, акциональный, пространственный, временной и предметный «языки культуры». Он состоит из различных жанровых комплексов, относящихся к различным типам устной культуры. Данный курс способствует приобщению студентов к основам традиционной культуры, представление о которой дается с современных методологических позиций. Большое значение в процессе преподавания фольклора нами уделяется его коммуникативной природе. Фольклор существует в виде различных речевых практик. Он включен в бытовой контекст. Для него характерны включенность в общую картину мира и мировоззренческий синкретизм. «…Фольклор – прежде всего, не материал, а совокупность представлений, так или иначе отраженных в тексте» (Дандес А. Фольклор: семиотика и / или психоанализ. М.: Вост. лит-ра РАН, 2003. С. 7). Целью изучения русского устного народного поэтического творчества является рассмотрение его как явления устной культуры, включающего в себя относящиеся к различным историческим типам жанры. Задачи изучения: – сформировать у студентов представление о фольклоре как устной культуре, имеющей свои исторические типы; – дать студентам системное представление о фольклоре с использованием историко-генетического, историко-типологического, структурно-семиотического, функционального, семантического и герменевтического методов; – выработать навыки чтения фольклорных произведений, а именно: умение определять культурный язык произведения, жанровую специфику и его стилистические особенности, умение пользоваться научным аппаратом сборников фольклорных текстов; – познакомить студентов с терминологическим аппаратом фольклористики. Содержание курса: 1) объем понятия «фольклор», его специфические свойства и проблемы изучения; 2) типы фольклорных традиций. Различительные признаки фольклорной архаики и фольклорной «классики», культурно-исто6
Стр.6
рические и социальные критерии их установления. Фольклор и постфольклор; 3) устные и книжные традиции: типологические и коммуникативные особенности. Соотношение в культуре слова фольклорного и слова письменного. Исторические связи устной и книжной словесности; 4) интерпретация тематических и стилистических схождений в мировом фольклоре. Генетическая, ареальная, типологическая общности фольклорных текстов. Указатели фольклорных сюжетов и мотивов. Курс «Русское устное народное поэтическое творчество» связан с одновременно изучаемыми дисциплинами «Введение в языкознание» и «Введение в литературоведение» и с последующими – «Древнерусская литература», «Литература ХIХ–ХХ вв.», «История современного русского литературного языка», «Современный русский литературный язык». Требования к уровню освоения дисциплины: – студент должен знать: специфику фольклора, исторические типы фольклора, историографию предмета, научные школы фольклористики, классические сборники фольклорных текстов, жанровую природу фольклора, генезис и эволюцию отдельных жанров фольклора; – студент должен уметь: анализировать фольклорные тексты и теоретическую литературу, делать вариативный и дискурсивные анализы, конспекты, писать рефераты, составлять словари терминов; – студент должен приобрести навыки конспектирования, реферирования, анализа, составления тезисов и словарей. Студенты обязаны выполнять в срок все задания, представленные в пособии, после чего их работы проверяются и оцениваются. Работая над выполнением заданий, студенты опираются на рекомендуемую литературу. Каждый студент обязан написать учебный реферат. Тематическое планирование дисциплины: 1) предмет и специфика фольклора. Жанровая классификация; 2) календарная обрядность; 3) фольклор ритуализованных форм. Обряды жизненного цикла человека; 4) магия слова и действия. Гадания. Поверья. Заговоры; 5) мифологические рассказы; 7
Стр.7
6) внеобрядовая проза. Сказочная проза. Волшебные сказки; 7) сказки о животных. Народные бытовые сказки. Анекдоты; 8) несказочная проза. Легенды и предания; 9) эпические песни. Былины; 10) исторические песни и баллады; 11) духовные стихи; 12) внеобрядовая песенная поэзия; 13) народная драма и театр; 14) детский фольклор; 15) фольклор речевых ситуаций; 16) научные школы в фольклористике. Планы семинарских занятий, творческие задания, тексты для чтения и анализа позволят представить не только «общерусскую», но региональную традиции. Практически все тексты публикуются впервые. Они были собраны автором или под руководством автора студентами факультета филологии и журналистики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова (до объединения вуза в 2011 году с САФУ). Теперь в структуре САФУ это институт филологии и межкультурной коммуникации. В архивных текстах сохраняются диалектные особенности, если это было сделано при записи, а в текстах из публикаций сохранена грамматика оригинала. Большая часть иллюстративного материала была записана нами во время студенческих фольклорных экспедиций ПГУ и САФУ, часть текстов была записана студентами самостоятельно во время летней фольклорной практики. Тексты даются нами в том виде, в каком они были записаны собирателями, большинство записей транскрибировано с аудионосителей, поэтому некоторые места не поддавались расшифровке. Тексты представляют собой не только сюжетные рассказы, но и диалоги собирателя и информанта. В заключение хочу выразить глубокую признательность коллегам, взявшим на себя труд прочтения рукописи: доктору филологических наук Т.Г. Ивановой (Санкт-Петербург), доктору исторических наук И.А. Разумовой (Апатиты), доктору филологических наук Т.А. Золотовой. Благодарю за помощь и критические замечания доктора филологических наук Ю.А. Новикова (Вильнюс). Отдельную благодарность хотелось бы выразить моим ученикам и сотрудникам ЦИТКЕС САФУ Татьяне Морозовой, Елене Чащиной, Анастасии Худяковой, Сергею Меньшикову, Артемию Заварзину, Анастасии Селиверстовой, Ирине Марковой.
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ