МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Бурятский государственный университет
имени Доржи Банзарова»
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
В ОБРАЗОВАНИИ
Рекомендовано Экспертным советом университета
в качестве учебно-методического пособия для обучающихся
по направлениям подготовки 44.04.01 Педагогическое образование,
44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями,
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Издание второе, переработанное и дополненное
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета имени Доржи Банзарова
2024
Стр.2
УДК 373.2 + 373.3
ББК 74.100.25
И 66
Утверждено
Экспертным советом университета
Протокол № 7 от 14 мая 2024 г.
Рецензенты
И. Б. Буртонова, канд. пед. наук, доц. Центра воспитания,
психологии и дополнительного образования БРИОП
Н. Б.-Ц. Содномова, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой педагогики
начального и дошкольного образования БГУ им. Д. Банзарова
И 66 Инновационные процессы в образовании: учебнометодическое
пособие. / составители З. Б. Лопсонова,
Р. Б. Дондокова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Улан-Удэ: Издательство
Бурятского госуниверситета имени Доржи Банзарова,
2024. — 96 с. ISBN 978-5-9793-1928-5
Учебно-методическое пособие включает в себя учебную программу,
технологическую карту дисциплины, краткий курс лекций,
вопросы и практические задания по темам, контрольноизмерительные
материалы для промежуточного и итогового контроля.
Содержание пособия и методический материал соответствуют
программе учебной дисциплины «Инновационные процессы в
образовании».
Пособие предназначено для обучающихся по направлениям
подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, 44.03.05
Педагогическое образование с двумя профилями, 44.02.03
Педагогика дополнительного образования.
УДК 373.2 + 373.3
ББК 74.100.25
ISBN 978-5-9793-1928-5
© Р. Б. Дондокова, З. Б. Лопсонова, составление, 2019
© З. Б. Лопсонова, Р. Б. Дондокова, составление, 2024
© Бурятский госуниверситет
им. Д.Банзарова, 2024
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
внедрения, освоения и применения новшеств в образовании. Современному
студенту важно уметь ориентироваться в инновационных
подходах и процессах в образовании, оценивать происходящие
изменения, применять новшества в своей будущей профессиональной
деятельности.
Дисциплина «Инновационные процессы в образовании» является
С
нормативной дисциплиной и входит в теоретико-методологический
модуль обязательной части учебного плана магистерских программ
по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.
Следует отметить, что данная дисциплина включена в качестве базовой
для всех профилей программы подготовки магистров педагогического
образования. С этой точки зрения, содержание программы
должно задавать теоретико-методологические ориентиры в овладении
студентами профессиональными компетенциями.
Цели освоения дисциплины: формирование профессиональных
компетенций студентов, необходимых для организации и осуществления
инновационной деятельности в сфере образования.
Дисциплина Инновационные процессы в образовании тесно связана
с дисциплинами общенаучного цикла: Современные проблемы
науки и образования, Философия и методология науки, Методология
и методы научного исследования. Она направлена на формирование
знаний и умений обучающихся, обеспечивающих их способность
теоретико-методологического анализа проблем инновационного
развития образования; развитие компетенций в проектировании
инноваций общепедагогического, дидактического, управленческого
характера. В совокупности изучение этих дисциплин готовит
обучаемых как к различным видам практической педагогической
деятельности, так и к научно-теоретической, исследовательской
деятельности.
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
– современные тенденции развития образования и механизмы ее
модернизации, направления и содержание инновационных процессов;
3
одержание
учебно-методического пособия направлено на
ознакомление студентов с основами педагогической инноватики
— науки, изучающей особенности создания,
Стр.4
– специфику инновационной образовательной деятельности, типы
нововведений, содержание и виды инноваций в обучении, воспитании,
управлении;
– принципы проектирования новых учебных программ и разработки
инновационных методик организации образовательного процесса;
–
критерии оценки и анализа инновационных процессов в образовании;
уметь:
–
осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их
развитие;
– внедрять инновационные приемы в педагогический процесс с
целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся;
–
интегрировать современные информационные технологии в
образовательную деятельность;
– выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального
саморазвития с учетом инновационных тенденций в
современном образовании;
владеть:
– способами анализа и критической оценки различных теорий,
концепций, подходов к построению системы непрерывного образования;
–
технологиями проведения экспериментальной работы в образовательной
организации, опытом участия в инновационных проектах;
–
способами пополнения профессиональных знаний на основе
использования оригинальных источников, в том числе электронных
и на иностранном языке, из разных областей общей и профессиональной
культуры;
В результате освоения дисциплины формируются следующие
компетенции обучающегося:
– анализирует задачу и её базовые составляющие в соответствии
с заданными требованиями (УК.Б-1.1);
– осуществляет поиск информации, интерпретирует и ранжирует
её для решения поставленной задачи по различным типам запросов
(УК.Б-1.2);
4
Стр.5
– при обработке информации отличает факты от мнений, интерпретаций,
оценок, формирует собственные мнения и суждения, аргументирует
свои выводы и точку зрения (УК.Б-1.3);
– выбирает методы и средства решения задачи и анализирует методологические
проблемы, возникающие при решении задачи
(УК.Б-1.4);
– рассматривает и предлагает возможные варианты решения поставленной
задачи, оценивая их достоинства и недостатки (УК.Б1.5);
–
проводит анализ требований федеральных государственных
образовательных стандартов (ПК.Б-1.1);
– разрабатывает структуру учебной программы по дисциплине
(ПК.Б-1.2);
– планирует учебные занятия и самостоятельную работу учащихся
(ПК.Б-1.3);
– демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования
воспитательной деятельности и методов ее реализации
в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного
предмета (ПК-2.1);
– демонстрирует способы организации и оценки различных видов
внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой,
спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации
коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и
других мероприятий (по выбору) (ПК-2.2);
– выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной
помощи родителям (законным представителям) обучающихся по
вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными
потребностями (ПК-2.3);
– владеет способами интеграции учебных предметов для организации
развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной,
групповой и др.) (ПК-3.1);
– использует образовательный потенциал социокультурной среды
региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во
внеурочной деятельности (ПК-3.2).
В структуре учебно-методического пособия предусмотрены
учебная программа курса, тематическое планирование, краткий
курс лекций, вопросы и практические задания. Кроме этого представлены
учебно-методическое и информационное обеспечение
5
Стр.6
учебного процесса, даны контрольные оценочные средства для текущего
и промежуточного контроля обучающихся.
Логика построения учебно-методического пособия представляет
последовательность изучения каждой темы по вопросам лекционных
и семинарских занятий со студентами. Концепция построения
данного пособия последовательно и в системе отражает развитие
инновационных процессов в современном образовании, начиная от
определения стратегии образовательной политики и до деятельности
учителя-практика.
С точки зрения наполненности содержания, учебная программа
курса включает актуальные вопросы изучения стратегии модернизации
российского образования, сущность и основы педагогической
инноватики, раскрывает специфику инновационной деятельности
образовательной организации, нововведения в организации и технологиях
обучения и воспитания, готовность учителя к инновационной
деятельности.
Содержание учебно-методического пособия опирается на теоретические
положения известных отечественных исследователей в
области педагогики, инноватики: В. И. Загвязинского, М. В. Кларина,
В. С. Лазарева, М. М. Поташника, Л. С. Подымовой, С. Д. Полякова,
В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова, А. В. Хуторского,
Т. И. Шамовой, Н. Р. Юсуфбековой и др.
6
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
I Тематическое планирование курса
1 Учебная программа
2 Содержание лекционных занятий
3 Содержание семинарских занятий
4 Содержание самостоятельной работы студентов
II Краткий курс лекций
III Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
1 Перечень ресурсов информационнотелекоммуникационной
сети Интернет, необходимых
для освоения дисциплины
2 Терминологический словарь
3 Примерная тематика рефератов и докладов
4 Контрольно-измерительные материалы
5 Методические указания для обучающихся
по освоению дисциплины
Заключение
Библиографический список
3
7
11
13
15
17
59
60
64
78
87
90
92
Стр.96