Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 684720)
Контекстум

Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии (999,60 руб.)

0   0
Первый авторГабова М. А.
ИздательствоМ.: Директ-Медиа
Страниц537
ID780286
АннотацияВ учебном пособии представлены теоретические основы и методические подходы к развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. Раскрыты дидактические основы математического развития, вопросы формирования пространственных, количественных, геометрических, временных представлений у детей, проектирования работы педагога. Особое внимание уделено современным технологиям математического развития детей. Представлены задания для самостоятельной работы студентов.
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов факультетов дошкольного и начального образования педагогических университетов, институтов, колледжей, бакалавров, магистров, аспирантов, преподавателей, слушателей системы повышения квалификации.
ISBN978-5-4499-4428-3
УДК373.29:51(075)
ББК74.102.414я7
Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии : учеб. пособие / М.А. Габова .— 3-е изд.,эл. — Москва : Директ-Медиа, 2024 .— 537 с. : ил. — ISBN 978-5-4499-4428-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/780286 (дата обращения: 27.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Математическое_развитие_детей_дошкольного_возраста_теория_и_технологии_(1).pdf
УДК 373.29:51(075) ББК 74.102.414я7 Г12 Герасимова М. П., канд. пед. наук, заместитель директора по научно-методической работе Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И. А. Куратова Г12 Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии : учебное пособие / М. А. Габова. – 3-е изд. – Москва : Директ-Медиа, 2024. – 536 с. ISBN 978-5-4499-4428-3 В учебном пособии представлены теоретические основы и методические подходы к развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. Раскрыты дидактические основы математического развития, вопросы формирования пространственных, количественных, геометрических, временных представлений у детей, проектирования работы педагога. Особое внимание уделено современным технологиям математического развития детей. Представлены задания для самостоятельной работы студентов. Пособие предназначено для студентов факультетов дошкольного и начального образования педагогических университетов, институтов, колледжей, бакалавров, магистров, аспирантов, преподавателей, слушателей системы повышения квалификации. УДК 373.29:51(075) ББК 74.102.414я7 ISBN 978-5-4499-4428-3 © Габова М. А., текст, 2024 © Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2024 Габова, М. А. Рецензент
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ......................................................................... 11 МОДУЛЬ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ......... 14 Тема 1.1. Методологические, психофизиологические и психологопедагогические основы математического образования детей ............................................................. 14 § 1. Математика в системе наук. Роль математических знаний в обществе ..................... 14 § 2. Психофизиологические основы математического образования ................................ 22 § 3. Методологические основы математического образования детей дошкольного возраста .............................................. 31 § 4. Психолого-педагогические основы математического образования детей дошкольного возраста .............................................. 34 Тема 1.2. Задачи и содержание математического развития детей дошкольного возраста ......................... 45 § 1. Дидактическая система формирования математических представлений у детей дошкольного возраста .............................................. 45 § 2. Дидактические принципы обучения детей дошкольного возраста математике ....................... 46 § 3. Задачи предматематической подготовки детей дошкольного возраста .................................. 52 3
Стр.4
§ 4. Содержание предматематической подготовки детей дошкольного возраста............. 56 Тема 1.3. Формы, методы и средства работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста ........................................ 61 § 1. Методы математического развития детей дошкольного возраста .............................................. 61 § 2. Средства математического развития детей дошкольного возраста .............................................. 70 § 3. Формы организации работы по математическому развитию детей дошкольного возраста .............................................. 82 МОДУЛЬ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ И СВОЙСТВАХ ОБЪЕКТОВ ....................................... 99 Тема 2.1. Развитие представлений детей о свойствах и качествах предметов. Освоение представлений о форме предметов и геометрических фигурах ............................................... 99 § 1. Свойства, признаки, качества и отношения объектов .............................................. 99 § 2. Познание свойств и отношений детьми дошкольного возраста ........................................... 103 § 3. Генезис представлений о форме и геометрических фигурах у детей ......................... 106 § 4. Технологии формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста ........................................... 109 4
Стр.5
Тема 2.2. Освоение пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве в дошкольном возрасте ..................... 127 § 1. Соотношение понятий: пространственная ориентация, пространственные представления, пространственное мышление .............................. 127 § 2. Генезис пространственных представлений у детей дошкольного возраста ...................................................................... 134 § 3. Развитие ориентировок в пространстве у детей дошкольного возраста ............................. 138 § 4. Содержание и организация развития пространственных ориентировок у детей ......... 140 § 5. Моделирование пространственных отношений ................................................................ 146 § 6. Формирование основ конструктивного мышления у детей ................................................... 153 МОДУЛЬ 3. ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНАХ И ОВЛАДЕНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ..................................................... 178 Тема 3.1. Особенности освоения детьми представлений о величинах и овладения измерительной деятельностью .................................... 178 § 1. Понятие величины. Свойства величин. Измерение величин ................................................ 178 § 2. Генезис представлений детей о величинах ............................................................... 181 5
Стр.6
§ 3. Система работы по формированию представлений о величинах у детей ................... 183 § 4. Формирование представлений о величинах у детей младшего и среднего дошкольного возраста ........................................... 185 § 5. Развитие представлений о величинах и их измерении в старшем дошкольном возрасте ...................................................................... 191 Тема 3.2. Формирование представлений о временных отношениях у детей ............................... 198 § 1. Время как величина. Свойства времени ..... 198 § 2. Особенности восприятия времени ............. 200 § 3. Технологии развития представлений о времени у детей ........................................................ 203 МОДУЛЬ 4. ФОРМИРОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ........................................................................... 214 Тема 4.1. Теоретические основы методики формирования количественных представлений у детей ................................................................................. 214 § 1. Концептуальные подходы к формированию количественных представлений у детей ........................................... 214 § 2. Теоретические основы методики формирования количественных представлений .......................................................... 220 § 3. Развитие представлений о множествах и натуральных числах у детей .............................. 234 6
Стр.7
Тема 4.2. Общая характеристика технологий развития представлений о множествах, натуральных числах и действиях над ними у детей дошкольного возраста. Развитие представлений о множестве и натуральном числе ................................................................................... 246 § 1. Содержание развития количественных и числовых представлений у детей ..................... 246 § 2. Общая характеристика технологий развития у детей количественных представлений .......................................................... 251 § 3. Технологии формирования представлений о множестве ................................ 253 § 4. Технологии формирования представлений о числе ......................................... 264 Тема 4.3. Технологии развития представлений о натуральных числах, действиях над ними и счетной деятельности у детей дошкольного возраста .............................................................................. 270 § 1. Технологии формирования счетной деятельности ............................................................. 270 § 2. Обучение делению предметов на равные части. Знакомство с дробями ............................... 273 § 3. Формирование представления о сохранении количества ...................................... 276 § 4. Моделирование количественных отношений ................................................................ 277 7
Стр.8
МОДУЛЬ 5. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ....................................................................... 283 Тема 5.1. Современные технологии математического развития детей дошкольного возраста .............................................................................. 283 § 1. Проблема совершенствования математического образования детей дошкольного возраста ........................................... 283 § 2. Современные образовательные технологии: теоретические аспекты ................... 286 § 3. Экспертиза технологий .................................. 297 § 4. Проектирование технологии ........................ 301 § 5. Современные технологии математического развития детей ......................... 305 § 6. Игровые технологии математического развития детей .......................................................... 306 § 7. Проблемно-игровые технологии математического развития детей ......................... 324 § 8. Проблемно-игровые технологии с использованием рабочих тетрадей ..................... 338 § 9. Проблемно-игровые технологии с элементами моделирования .................................. 341 § 10. Учебно-игровые технологии математического развития детей ......................... 353 § 11. Комбинированные технологии математического развития детей ......................... 363 § 12. Интегрированные технологии ................... 370 8
Стр.9
Тема 5.2. Технологии работы над элементами математической логики и комбинаторики ................ 403 § 1. Особенности освоения элементов логики детьми дошкольного возраста .............. 403 § 2. Освоение детьми представлений об алгоритмах ........................................................... 409 § 3. Методика работы над элементами математической логики .......................................... 411 § 4. Обучение детей решению комбинаторных задач ............................................ 426 § 5. Логико-математические игры ....................... 435 Самостоятельная работа студента ....................... 440 МОДУЛЬ 6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ................................. 443 Тема 6.1. Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста ........ 443 § 1. Педагогическая диагностика: теоретические аспекты ........................................... 443 § 2. Технологические аспекты диагностики математического развития детей ......................... 450 Тема 6.2. Планирование работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста ................................................... 462 § 1. Планирование работы по математическому развитию детей в ДОУ ... 462 9
Стр.10
Тема 6.3. Индивидуальный и дифференцированный подход в математическом образовании детей. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми .............................................................................. 475 § 1. Реализация принципов личностноориентированного обучения в процессе математического развития ребенка дошкольного возраста ........................................... 475 § 2. Индивидуально-психологические особенности детей и их учет в проектировании образовательного процесса ..................................................................... 486 § 3. Работа со способными к математике дошкольниками как методическая проблема ... 502 § 4. Математика как средство коррекции недостатков развития ребенка дошкольного возраста ...................................................................... 508 Тема 6.4. Преемственность в работе ДОУ и школы по математическому развитию детей ........ 516 § 1. Сущность преемственности в работе ДОУ и школы .......................................................... 516 § 2. Готовность к обучению математике в школе как компонент общей и специальной готовности к школьному обучению ................. 520 § 3. Программа развития универсальных учебных действий .................................................... 526 Самостоятельная работа студента ....................... 533 10
Стр.11

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически