УДК 796/799
ББК 75.1
К12
Кабачков В. А.
К12
Профессиональная физическая культура в системе непрерывного
образования молодежи [Текст] : науч.-метод. пособие /
В. А. Кабачков, С. А. Полиевский, А. Э. Буров. – М. : Советский
спорт, 2010. – 296 с. : ил.
ISBN 978-5-9718-0453-6
Раскрывается в развитии состояние проблемы научно-методического
обеспечения и реализации профессиональной физической
культуры в системе непрерывного образования молодежи.
Для учителей физической культуры, преподавателей вузов
и средних профессиональных учебных заведений.
УДК 796/799
ББК 75.1
Редактор И.В. Мушкарина
Художник Д.В. Шишко
Художественный редактор Л.В. Дружинина
Корректор И.Т. Самсонова
Компьютерная верстка С.И. Штойко
Подписано в печать 31.03.2010 г. Формат 60901
Бумага офсетная. Печать офсетная.
/16
.
Усл. печ. л. 18,5. Уч.-изд. л. 19,0. Тираж 1000 экз. Изд. № 1488. Заказ № 4989
ОАО «Издательство “Советский спорт”». 105064, г. Москва, ул. Казакова, 18.
Тел./факс: (499) 267-94-35, 267-95-90.
Сайт: www.sovsportizdat.ru E-mail: sovsport@mail.tascom.ru
Отпечатано с электронной версии
в ФГУП «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ».
140010, г. Люберцы Московской обл., Октябрьский пр-т, 403.
Тел. (495) 554-21-86
© Кабачков В. А., Полиевский С. А.,
Буров А. Э., 2010
ISBN 978-5-9718-0453-6
Введение
Модернизация образования является ведущей идеей и центральной
задачей российской образовательной политики. Важнейшая
задача модернизации – обеспечение современного качества
образования, соответствующего потребностям страны
и мировым стандартам.
Одно из ключевых требований подготовки специалиста –
четко выраженная профессиональная направленность учебного
процесса на формирование у студентов и учащихся навыков,
связанных с характером предстоящей трудовой деятельности.
В настоящее время профессиональное становление личности
свелось по существу лишь к приобретению профессиональных
знаний, двигательных умений и навыков. Требования производства,
предъявляемые к человеку в связи с подготовкой
к конкретным видам труда, поглотили универсальные характеристики
личности, ее культурный потенциал, сформированность
которых не менее значима для определения перспектив профессионального
образования, дальнейшего личностного развития
и реальных социальных перемен.
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2010
Осуществляемая реформа профессионального образования
должна представлять собой научно обоснованную долговременную
программу совершенствования подготовки квалифицированных
кадров на основе детерминации всех аспектов: организационного,
правового, экономического, педагогического, психологического
и т.д. Одним из важнейших средств обеспечения единства биологического
и социального в культурном преобразовании личности
является физическая культура, овладение ценностями которой
способствует формированию социальной культуры личности.
Вместе с тем необходимость целенаправленной подготовки
человека к трудовой деятельности и накопление обширного фонда
теоретических и экспериментальных данных о потенциале
3
Стр.2
физической культуры в этом процессе обусловили выделение
специфической отрасли – профессионально-прикладной физической
культуры, в целом направленной на создание реального
состояния и перспективных основ подготовленности человека
к успешному овладению профессией, оптимизацию его профессиональной
деятельности.
Профессиональная физическая культура в настоящее время
переживает новый этап развития, так как современное состояние
высокотехнологичного производства предъявляет повышенные
требования к уровню развития профессиональных компетенций
работников.
Данная работа является попыткой суммировать и конкретизировать
тот огромный научный багаж знаний, данных, исследований,
практических рекомендаций, который был получен за более
чем 40-летнее применение основ профилированной физической
культуры, отразить все многообразие средств и форм профессиональной
физической подготовки, что может помочь в решении
задач профессиональной физической подготовки школьным учителям
физической культуры, преподавателям вузов и средних
профессиональных учреждений и всем заинтересованным специалистам.
ГЛАВА
1
Возникновение и этапы развития
профессиональной физической культуры
Современные научные взгляды на происхождение физического
воспитания исходят из утверждения, что определяющим в его
развитии являются потребности экономического роста общества,
что оно органически связано с трудовой и военной деятельностью
человека. Теоретик физического воспитания Н.И. Пономарев по
этому поводу писал, что в обществе нет другого средства кроме
физической культуры, с помощью которого можно было бы физически
готовить людей к новому производству.
В истории развития трудовой деятельности человека физическая
культура и спорт играют огромную роль. По мере развития
производительных сил меняются формы трудовой деятельности
людей, и в связи с этим возникают и новые формы физических
упражнений. Если наши предки упражнялись в метании копья,
чтобы успешнее охотиться, то для нас полностью отпало непосредственно
утилитарное значение этого упражнения. Тем не менее
развитие физкультуры и спорта не пошло по пути отбрасывания
«отживших» видов физических упражнений. Они остались
в арсенале физического воспитания, но к ним стали прибавляться
новые, соответствующие новым формам трудовых действий.
Примером поиска связи между физической культурой и новыми
формами трудовой деятельности, возникшими в период раннего
капитализма, является система выдающегося швейцарского
педагога-демократа Песталоцци (1746–1827). Он хотел помочь
бедствующим крестьянам и особенно подросткам приспособиться
к труду на фабриках. С целью облегчить и ускорить их обучение
он создал методики элементарного физического образования,
5
Стр.3
Этапы и содержание урока физкультурной коррекции
2. Основная часть
1 – Игра «Мяч капитану»
2 – Упражнения: лежа на животе, руки чуть шире плеч, ладони
на уровне глаз. Упор на ладони. Медленно разгибать позвоночник,
начиная с шейного отдела, затем – грудной, далее – поясничный.
В момент наибольшего разгибания расслабить мышцы поясницы.
Начиная опускать туловище, напрячь мышцы. Возвратиться в и.п.,
повторить то же постепенно, дыхание свободное, произвольное.
Отдых, расслабление
3 – Сидя на пятках, взяв стопы руками, медленно сгибаться вперед,
достать головой колени, а затем вернуться в и.п. Отдых.
Расслабление
4) Стоя на коленях, медленно садиться на пятки, наклоняясь назад,
лечь на пол. Упор на локти, затем вытянуть руки вдоль туловища.
Вернуться в и.п. Расслабление, отдых
5 – Игра «Перетягивание за черту»
Окончание табл. П.8.5
Дозировка
СОДЕРЖАНИЕ
15 мин
3 мин
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................... 3
ГЛАВА 1
Возникновение и этапы развития
профессиональной физической культуры ......................................................... 5
ГЛАВА 2
2 мин
2 мин
2–3 раза
8 мин
3. Заключительная часть. Ходьба по периметру в медленном темпе 2 мин
Концептуальные основы профессиональной
физической культуры ................................................................................................. 17
2.1. Критерии понятий «пригодность» и «готовность»
к профессиональной деятельности ............................................................. 17
2.2. Механизм формирования двигательного навыка и принцип
переноса тренированности на трудовую деятельность
как парадигмы профессиональной физической культуры ................ 24
2.3. Профессиография – основной метод анализа трудовой
деятельности в сфере профессиональной физической культуры ... 43
2.4. Профессиональные компетенции, профессионально важные
качества и особенности их формирования .............................................. 52
ГЛАВА 3
Дидактико-методологические основы професиональной
физической культуры ................................................................................................. 59
3.1. Структура профессиональной физической культуры личности ..... 59
3.2. Функции и задачи профессиональной физической культуры ......... 69
3.3. Средства профессиональной физической культуры ............................ 78
3.4. Профессионально-прикладная значимость видов спорта
и их элементов как средств профессиональной
физической культуры .......................................................................................
3.5. Методы профессиональной физической культуры .............................. 98
ГЛАВА 4
Реализация профессиональной физической
культуры в профессиональном образовании молодежи .............................. 106
4.1. Концепция и сущность системы непрерывного
профессионального образования ................................................................ 106
4.2. Основные принципы реализации профессиональной
физической культуры личности в образовательновоспитательном
процессе .......................................................................... 109
4.3. Организационные формы профессиональной
физической культуры ...................................................................................... 116
4.4. Прикладная направленность физического воспитания
учащихся общеобразовательных школ ..................................................... 124
4.5. Организация и планирование профессиональной
физической куль туры учащихся в учреждениях начального
и среднего профессионального образования .......................................... 141
4.6. Прикладная профессионально ориентированная физическая
культура студентов вузов ............................................................................... 152
294
295
82
Стр.148
ГЛАВА 5
Основы превентивно-коррекционной
профессиональной физической культуры ......................................................... 163
5.1. Психосоциальные проблемы профессионального
самоопределения молодежи и поведенческие риски
в сфере трудовой деятельности ................................................................... 163
5.2. Коррекционный механизм учебно-воспитательного процесса
по физической культуре ................................................................................. 166
5.3. Взаимосвязь факторов, определяющих различные формы
социальных деформаций, с развитием профессионально
важных качеств будущих специалистов в процессе занятий
профессиональной физической культурой ............................................. 170
5.4. Теоретические положения и модели превентивнокоррекционной
профессиональной физической культуры ............... 183
ГЛАВА 6
Методы исследования профессиональной
физической культуры личности ............................................................................. 190
6.1. Методы и критерии оценки сформированности профессиональной
физической культуры .................................................................... 190
6.2. Диагностика профессионально важных качеств ................................... 194
6.3. Психодиагностика в профессиональной
физической культуре личности ................................................................... 206
6.4. Оценка эффективности занятий профессиональной
физической культурой .................................................................................... 214
6.5. Тесты для оценки специальных способностей, используемые
в профессиональной физической культуре ............................................. 216
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................... 241
ГЛОССАРИЙ ................................................................................................................ 246
ЛИТЕРАТУРА .................................................................................................................... 253
Приложения
1. Направленность видов спорта на психофизиологические
функции .................................................................................................................. 262
2. Инструменты профессиографического анализа ...................................... 264
3. Задачи профессиональной физической культуры применительно
к ряду массовых профессий ............................................................................. 266
4. Планы-конспекты уроков с профессионально-прикладной
направленностью (легкая атлетика, спортивные игры,
гимнастика) ........................................................................................................... 270
6. Программа занятий профессиональной физической культурой
студентов экономического блока профессий ........................................... 282
5. Разработка теоретического раздела ППФП для студентов,
обучающихся по специальности «Литье черных
и цветных металлов» (по С.В. Волоховой) ................................................ 273
7. Программа обучения основам прикладного плавания
в вузах Минрыбхоза ............................................................................................... 286
8. Комплексы физических упражнений для учащихся
с акцентуациями характера (по В.И. Егозиной) ...................................... 288
296
Стр.149