1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2022 № 2
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
Учредитель:
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе
Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) Российской универсальной научной электронной библиотеки,
id=30801
Включен в Объединенный каталог «Пресса России».
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего
образования РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
доктор педагогических наук, профессор
А. П. УСОЛЬЦЕВ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
главный редактор
доктор психологических наук, профессор Н. Н. ВАСЯГИНА
кандидат психологических наук, доцент
С. А. ВОДЯХА
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
доктор педагогических наук, профессор
А. Г. ГЕЙН
Н. Н. ДАВЫДОВА
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. ГАЛАГУЗОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат технических наук, доцент
доктор педагогических наук, профессор В. А. ДАЛИНГЕР
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор наук
доктор педагогических наук, профессор
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
Г. Т. КЛИНКОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
(Екатеринбург, Россия)
(Омск, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Пловдив, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
доктор педагогических наук, профессор И. Г. ЛИПАТНИКОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор педагогических наук, профессор М. А. МОСИНА
доктор педагогических наук, профессор
(Екатеринбург, Россия)
(Пермь, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. С. ПУРЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор Н. Н. СЕРГЕЕВА
Е. В. ОСПЕННИКОВА (Пермь, Россия)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Б. Е. СТАРИЧЕНКО (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. Г. ТАГИЛЬЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук
Л. ЦВЕТАНОВАЧУРУКОВА
доктор
наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ЦИНЬ ХЭ
Т. Н. ШАМАЛО
Е. А. ЮГОВА
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2022. № 2
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
A. P. USOLTSEV
Editor-in-Chief
Doctor of Psychology, Professor
Candidate of Psychology,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Technical Sciences,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
N. N. VASYAGINA
S. A. VODYAKHA
L. V. VORONINA
N. N. DAVYDOVA
V. A. DALINGER
E. F. ZEER
B. М. IGOSHEV
G. T. KLINKOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
I. G. LIPATNIKOVA
S. A. MINIUROVA
M. A. MOSINA
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
YU. N. GALAGUZOVA (Ekaterinburg, Russia)
A. G. GEIN
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Omsk, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Plovdiv, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Perm, Russia)
E. V. OSPENNIKOVA (Perm, Russia)
N. S. PURYSHEVA
N. N. SERGEEVA
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
B. E. STARICHENKO (Ekaterinburg, Russia)
E. E. SYMANIUK
N. G. TAGILTSEVA
L. TSVETANOVACHURUKOVA
QIN
HE
T. N. SHAMALO
E. A. YUGOVA
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бодрякова А. Н., Грошева О. В., Фишер И. Л., Бодряков В. Ю.
Психологическое сопровождение воспитанников как актуальная задача управления
качеством образовательной деятельности сельской
дошкольной образовательной организации………………………………………………………………8
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Краева А. А., Привалова С. Е.
Овладение мигрантами дошкольного и младшего школьного возраста
грамматикой русского языка (на примере имени прилагательного)………………………..20
Окуненко Л. А., Заплатина Е. А., Кашина Н. И.
Проектная деятельность как средство формирования
личностных УУД у художественно одаренных детей………………………………………………..29
Югова Е. А., Пушкарева И. Н., Неволин А. В.
Электронный паспорт здоровья как средство профилактики заболеваемости
во время дистанционного обучения школьников…………………………………………………….37
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Алексеева Т. В., Губина Л. В.
Квест как метод когнитивного обучения………………………………..………………………………..44
Миков В. Ю.
Принципы отбора лингвострановедческой и лингвокультурной информации
о стране изучаемого языка в рамках межкультурной
лингводидактической имагологии…………………………………………………………………………..53
Миронова Л. И., Фомин Н. И.
Цифровая трансформация строительного образования:
вопросы изобретательства……………………………………………………………………………………….62
Озерова Т. С.
Формирование компонентов критического мышления студентов горного вуза
на основе интеграции математики и специальных дисциплин
горного дела и геологии…………………………………………………………………………………………..68
Тенихина А. С.
Когнитивно-моделирующий подход к формированию лексического минимума
студентов, изучающих русский язык как иностранный...................................................79
Чжан Лэй
Православная культура России: методический потенциал
в аспекте преподавания русского языка как иностранного.............................................85
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Козлова А. Н.
Обучение иностранному языку студентов неязыкового вуза
в условиях интернационализации высшего образования
(на примере анализа политического дискурса).................................................................92
Семенова И. Н., Слепухин А. В.
Организационные и содержательные противоречия
современной системы профессионального педагогического образования...................98
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Вороткова И. Ю., Усачева А. В.
Диагностика профессиональных дефицитов современных педагогов
на основании результатов профессиональной деятельности........................................105
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2022. № 2
5
Кружкова О. В., Матвеева А. И.
Молодежь в мегаполисе:
узнаваемость знаковых объектов городской среды и проблема ориентации...............113
Лозгачева О. В., Чеченихина О. С.
Программа психологической помощи абитуриентам
на этапе выбора направления профессиональной подготовки.....................................122
Панькова А. М., Валиев Р. А., Максимова Л. А., Каримова В. Г., Асташов М. С.
Исследование специфики эмоционального интеллекта студентов вузов
разных направлений подготовки как условие эффективного взаимодействия
в профессиональной деятельности....................................................................................131
Синякова М. Г., Буданов Б. В., Захарова Л. А., Овчинникова Д. Г.
Мотивационные основы подготовки волонтеров к деятельности
в области безопасности жизнедеятельности…………………………………………………………..141
Шерешкова Е. А., Прокофьева Ю. В.
Формирование осознанного отношения подростков к своим родителям………………..151
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Донгаузер Е. В., Гаспарович Е. О., Бао Луси, Пятков А. Д.
Опыт использования технологии геймификации в процессе обучения персонала....162
Информация для авторов..............................................................................................................174
Стр.5
6
CONTENTS
PRESCHOOL EDUCATION
Bodryakova A. N., Grosheva O. V., Fisher I. L., Bodryakov V. Yu.
Psychological Support of Pupils as a Current Task of Managing the Quality
of Educational Activities of a Rural Preschool Educational Organization...............................8
SCHOOL EDUCATION
Kraeva A. A., Privalova S. E.
Mastering the Russian Grammar by Migrants of Preschool and Primary School Age
(on the Example of the Adjective)……………………………………………………………………………….20
Okunenko L. A., Zaplatina E. A., Kashina N. I.
Project Activity as a Means of Forming Personal Universal Learning Activities
in Artistically Gifted Children……………………………………………………………………………………..29
Yugova E. A., Pushkareva I. N., Nevolin A. V.
Electronic Health Passport as a Means of Prevention of Incidence
During Remote Learning of Schoolchildren………………………………………………………………….37
PROFESSIONAL EDUCATION
Alekseeva T. V., Gubina L. V.
Quest as a Method of Cognitive Learning…………………………………………………………………….44
Mikov V. Yu.
The Principles of Linguistic and Cultural Information Selection
about the Country of the Studied Language within the Framework
of Intercultural Linguodidactic Imagology…………………………………………………………………..53
Mironova L. I., Fomin N. I.
Digital Transformation of Construction Education: Issues of Invention………………………….62
Ozerova T. S.
Formation of the Components of the Critical Thinking of Mining University Students
on the Basis Integration of Mathematics and Special Disciplines
of Mining and Geology……………………………………………………………………………………………….68
Tenikhina A. S.
Cognitive-Modeling Approach to Forming a Lexical Minimum
of Students Learning Russian as a Foreign Language............................................................79
Zhang Lei
Orthodox Culture of Russia: Methodological Potential in the Aspect
of Teaching Russian as a Foreign Language...........................................................................85
PEDAGOGICAL EDUCATION
Kozlova A. N.
Teaching a Foreign Language for Students of a Non-Linguistic University
in the Conditions of Higher Education Internationalization
(with Political Discourse Analysis as Example)…………………………………………………………….92
Semenova I. N., Slepukhin A. V.
Organizational and Substantive Contradictions
of the Modern System of Professional Pedagogical Education……………………………………….98
PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION
Vorotkova I. Yu., Usacheva A. V.
Diagnostics of Professional Deficits of Modern Teachers
Based on the Results of Professional Activity.......................................................................105
Kruzhkova O. V., Matveeva A. I.
Young Adults in the Megalopolis:
Recognition of Landmarks of the Urban Environment and the Problem of Orientation…..113
Стр.6
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2022. № 2
7
Lozgacheva O. V., Chechenikhina O. S.
Psychological Assistance Program for Applicants
at the Stage of Selecting the Direction of Professional Training..........................................122
Pan’kova A. M., Valiev R. A., Maksimova L. A., Karimova V. G., Astashov M. S.
Research of the Specificity of Emotional Intelligence of University Students
of Different Directions of Preparation as a Condition of Effective Interaction
in Professional Activities........................................................................................................131
Sinyakova M. G., Budanov B. V., Zakharova L. A., Ovchinnikova D. G.
Motivational Bases for Training Volunteers for Activities in the Field of Life Safety..........141
Shereshkova E. A., Prokofieva Yu. V.
Formation of a Conscious Attitude of Adolescents Towards Their Parents.........................151
SUPPLEMENTARY EDUCATION
Dongauzer E. V., Gasparovich Е. O., Bao Luxi, Pyatkov A. D.
Experience in Using Gamification Technology in the Process of Staff Training..................162
Information for authors……..............................................................................................................174
Стр.7