УДК 796/799
ББК 75.1
Г93
Неверкович С.Д. – академик РАО, доктор педагогических наук,
Рецензенты:
профессор, заведующий кафедрой педагогики Российского государственного
университета физической культуры, спорта, молодежи
и туризма (ГЦОЛИФК);
Сенькина Г.Е. – доктор педагогических наук, профессор, заслуженный
работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой информационных
и образовательных технологий Смоленского государственного
университета
Г93
Губа В.П.
Педагогические измерения в спорте: методы, анализ
и обработка результатов: монография / В.П. Губа, Г.И. Попов,
В.В. Пресняков, М.С. Леонтьева – М.: «Спорт», 2020. – 324 с.
ISBN 978-5-907225-47-3
В монографии представлены актуальные методологические,
иорганизационно-методические и практические вопросы процесса
чзмерений, вычислений; рассматриваются элементы тестирования
веловека, а также способы их математико-статистической обработки,
лстречающиеся в ходе педагогической и научной деятельности разничного
рода специалистов. Интегрируются и анализируются основмые
методы обработки данных, включая параметрический и непарас
етрический критерии, корреляционный, регрессионный, диспероионный
и факторный анализы, позволяющие дать объективную
сценку всего процесса. Приведены необходимые теоретические
чведения и формулы для расчета рейтинговых оценок, наиболее
касто встречающихся в спортивно-педагогических исследованиях
ак одного человека, так и коллектива.
Монография предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов
высших учебных заведений, специалистов в области физического
воспитания и спорта, тренеров, а также исследователей
из смежных областей науки, применяющих в своей работе математико-статистические
методы в целях эффективного решения практических
задач.
© В.П. Губа, Г.И. Попов, В.В. Пресняков,
М.С. Леонтьева, 2020
ISBN 978-5-907225-47-3
© Издательство «Спорт», 2020
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ................................................................................3
Глава 1. Наука о педагогических измерениях ......................6
1.1. Основные понятия о науке и измерениях ................6
1.2. Проблемы измерения в педагогической теории
и практике ................................................................12
1.3. Параметры, измеряемые
в спортивно-педагогических исследованиях ........20
1.4. Общие понятия о системах единиц ........................23
1.5. Точность измерений ................................................33
1.6. Шкалы измерений ....................................................46
Глава 2. Методы измерений
в спортивно-педагогической теории и практике ..............50
2.1. Спортсмен как объект измерения ..........................50
2.2. Тестирование в спорте ............................................51
2.3. Оценка – как измеритель спортивных
результатов................................................................65
2.4. Измерение качественных показателей ..................81
2.5. Инструментальные методики измерений ..............96
2.6. Методы оценки физического развития ................117
2.7. Методы оценки физической подготовленности
спортсмена..............................................................122
Глава 3. Анализ и обработка результатов
педагогического эксперимента ............................................135
3.1. Погрешности измерений ......................................135
3.2. Первичная обработка экспериментальных
данных ....................................................................137
3.3. Этапы педагогического эксперимента
и статистическая обработка его результатов ......141
3.4. Обработка данных с помощью компьютерных
статистических программ ....................................157
322
Стр.322
Глава 4. Проверка статистических гипотез ......................163
4.1. Применение непараметрических (ранговых)
критериев ................................................................165
4.2. Сравнение двух независимых совокупностей
по критерию Стьюдента ........................................167
4.3. Сравнение двух выборочных средних
для связанных выборок ........................................173
4.4. Сравнение двух независимых выборок
при помощи непараметрического критерия
Вилкоксона ............................................................177
4.5. Критерий χ2
для независимых выборок ..............180
Глава 5. Статистическая обработка данных ....................189
5.1. Корреляционный анализ........................................189
5.2. Регрессионный анализ ..........................................209
5.3. Дисперсионный анализ..........................................220
5.4. Факторный анализ..................................................247
Глава 6. Рейтинги и их оценки ............................................259
6.1. Общее понятие о рейтингах..................................259
6.2. Основы составления рейтингов и их оценка ......266
6.3. Разновидности применяемых рейтингов ............282
Список литературы................................................................291
Приложения ............................................................................294
Стр.323