16+
ISSN 2073-9613
20204
часть 1
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
Учредитель и издатель:
федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
образования «Московский
педагогический
государственный
университет»
Журнал входит в Перечень
ведущих рецензируемых
научных журналов и изданий
Высшей аттестационной
комиссии (ВАК)
Журнал зарегистрирован
Федеральным агентством
по печати и массовым
коммуникациям РФ.
Свидетельство ПИ № 7714961
от 03 апреля 2003 г.
Подписной индекс журнала
по Объединенному каталогу
«Пресса России» — 85009
Адрес редакции: 117571,
Москва, пр-т Вернадского,
д. 88, комн. 446
Тел.: +7 (499) 730-38-61,
e-mail: prepodavatel-XXI@
inbox.ru
Сайт журнала:
prepodavatel-xxi.ru
При полной или частичной
перепечатке материалов
ссылка на журнал
«Преподаватель XXI век»
обязательна
Мнение редакционной
коллегии по материалам
дискуссионного характера
может не совпадать
с мнением авторов
Редакционный совет
Каракозов Сергей Дмитриевич (главный редактор), доктор
педагогических наук, профессор, директор Института математики
и информатики МПГУ
Блох Марк Яковлевич, доктор филологических наук, профессор,
заведующий кафедрой грамматики английского языка МПГУ,
почетный академик Российской академии естественных
наук, почетный академик Международной академии наук
педагогического образования
Демьянков Валерий Закиевич, доктор филологических наук,
профессор, заместитель директора Института языкознания РАН
Кузнецов Александр Андреевич, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО, отделение общего и среднего образования
Левицкий Михаил Львович, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО
Мурын Тереза, доктор наук, профессор французской филологии,
Краковский педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович, доктор исторических наук,
директор Института российской истории РАН
Попова-Велева Иванка, кандидат филологических наук, кафедра
романистики, Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново
(Болгария)
Рогожин Николай Михайлович, доктор исторических наук,
профессор, директор Центра истории русского феодализма
Института российской истории РАН
Смолянинова Ольга Георгиевна, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО; директор Института педагогики,
психологии и социологии Сибирского федерального университета
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник Института образовательной информатики
ФИЦ «Информатика и управление» Российской академии наук
Уваров Павел Юрьевич, доктор исторических наук,
профессор, член-корреспондент РАН, заведующий Отделом
западноевропейского средневековья и раннего нового времени
Института всеобщей истории РАН
Чубарьян Александр Оганович, доктор исторических наук, академик
РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген, доктор философии, профессор, кафедра
истории философии, Университет Мартина Лютера,
Галле-Виттенберг (Германия)
© МПГУ, 2020
Стр.2
Редакционная коллегия
Воробьева Ольга Владимировна (ответственный редактор), кандидат исторических наук, ведущий
научный сотрудник Отдела историко-теоретических исследований Института всеобщей истории РАН;
доцент кафедры теории и истории гуманитарного знания Российского государственного гуманитарного
университета; член правления Российского общества интеллектуальной истории
Бойко Светлана Сергеевна, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской
литературы новейшего времени Института филологии и истории Российского государственного
гуманитарного университета
Бубнова Ирина Александровна, доктор филологических наук, кандидат психологических наук,
профессор, заведующий кафедрой зарубежной филологии Института филологии Московского
педагогического государственного университета
Брейтигам Элеонора Константиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры алгебры
и методики обучения математике Алтайского государственного педагогического университета
Веряев Анатолий Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных
технологий Алтайского государственного педагогического университета; профессор кафедры педагогики
высшей школы и информационных образовательных технологий Алтайского государственного университета
Гвоздецкая Наталья Юрьевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой английской
филологии Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета
Гончаров Михаил Анатольевич, доктор педагогических наук, директор Института «Высшая школа
образования» Московского педагогического государственного университета; доцент, член бюро
Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки
Грифцова Ирина Николаевна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии
Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного
университета
Канторович Анатолий Робертович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой
археологии исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Катханова Юлия Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна
и медиатехнологий в искусстве Института изящных искусств Московского педагогического
государственного университета
Колесникова Светлана Михайловна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
русского языка Института филологии Московского педагогического государственного университета
Маловичко Сергей Иванович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории
Государственного гуманитарно-технологического университета, руководитель научно-образовательного
центра «Новая локальная история»; профессор кафедры теории и истории гуманитарного знания
Российского государственного гуманитарного университета; член правления Российского общества
интеллектуальной истории
Николаи Федор Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, классических
дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина
Николина Наталья Анатольевна, кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка
Института филологии Московского педагогического государственного университета
Никулина Елена Александровна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
фонетики и лексики английского языка Института иностранных языков Московского педагогического
государственного университета
Осипова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления
образовательными системами им. Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования
Московского педагогического государственного университета
Рыжова Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
Института содержания и методов обучения Российской академии образования
Трубина Людмила Александровна, доктор филологических наук, профессор, проректор по учебнометодической
работе, заведующий кафедрой русской литературы Института филологии Московского
педагогического государственного университета, член Союза журналистов РФ
Хазина Анна Васильевна, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, классических
дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина
Цибульникова Виктория Евгеньевна, кандидат педагогических наук, помощник заместителя
руководителя Рособрнадзора; доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования
имени академика РАО В.А. Сластёнина Московского педагогического государственного университета
Шутикова Маргарита Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры
общеобразовательных дисциплин Академии социального управления
Янченко Владислав Дмитриевич, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой методики
преподавания русского языка Института филологии Московского педагогического государственного
университета
Дизайнер: Н.И. Лисова
Стр.3
ISSN 2073-9613
20204
vol. 1
The journal was founded in 2003
Published quarterly
Issued in 2 volumes
Founder and Publisher:
Federal State Budgetary
Educational Institution of
Higher Education “Moscow
Pedagogical State University”
Journal is included by Higher
Attestation Commission of RF
in the List of leading peerreviewed
scientific editions,
published in the Russian
Federation
The Journal is registered in
the State Press Committee
of the Russian Federation
Certificate of registration ПИ
№ 77-14961 of April 03, 2003
Subscription index in the
United Catalogue «Pressa
Rossii» – 85009
Address: 119571, Moscow,
Vernadskogo avenue, 88,
office 446
Tel.: +7 (499) 730-38-61
E-mail: prepodavatel-XXI@
inbox.ru
Website: prepodavatel-xxi.ru
Editor’s views may differ from
the authors’ opinions
In case of partial or complete
reproduction of the journal
materials, the reference
to “Prepodavatel XXI vek”
journal is mandatory
Editorial Council
Sergey D. Karakozov (Editor-in-Chief), ScD in Pedagogy, Professor,
Director, Institute of Mathematics and Computer Science, Moscow
Pedagogical State University
Mark Ya. Bloch, ScD in Philology, Professor, Chairman, English
grammar Department, Moscow Pedagogical State University, Honorary
Member of Russian Academy of Natural Sciences, Honorary Member
of International Academy of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD in Philology, Professor, Deputy Director,
Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, ScD in Pedagogy, Professor, Academician,
Russian Academy of Education, Department of General and Secondary
Education
Mikhail L. Levitsky, ScD in Pedagogy, Professor, Academician, Russian
Academy of Education
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor in French Philology, Krakow
Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD in History, Director, Institute of Russian History,
Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology, Romance Philology
Department, St Cyril and St Methodius University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD in History, Professor, Director, Center
of Russian Feudalism History, Institute of Russian History, Russian
Academy of Sciences
Olga G. Smolyaninova, ScD in Pedagogy, Professor, Academician,
Russian Academy of Education; Director, Institute of Education,
Psychology and Sociology, Siberian Federal University
Jurgen Stoltzenberg (Germany), ScD in Philosophy, Professor, History
of Philosophy Department, Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Alexander Yu. Uvarov, ScD in Pedagogy, Professor, Chief Researcher,
Institute of Educational Informatics, Federal Research Center
“Informatics and Management”, Russian Academy of Science
Pavel Yu. Uvarov, ScD in History, Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department of West
European Middle Ages and Early Modern Times, Institute of World
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, ScD in History, Academician, Russian
Academy of Sciences, Academic Director, Institute of World History,
Russian Academy of Sciences
© MPGU, 2020
Стр.4
Editorial Board
Olga V. Vorobyova (Executive Editor), PhD in History, Leading Researcher, Department of Historical
and Theoretical Research, Institute of World History, Russian Academy of Sciences; Associate Professor, History
and Theory of Humanitarian Knowledge Department, Russian State University for the Humanities; Academic
Secretary, Russian Society of Intellectual History
Svetlana S. Boiko, ScD in Philology, Professor, Modern Russian Literature Department, Institute of Philology
and History, Russian State University for the Humanities
Irina A. Bubnova, ScD in Philology, PhD in Psychology, Professor, Chairperson, Foreign Philology Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University
Eleonora K. Breitigam, ScD in Pedagogy, Professor, Department of Algebra and Mathematics Teaching
Methods, Altai State Pedagogical University
Anatoly A. Veryaev, ScD in Pedagogy, Professor, Information Technologies Department, Altai State
Pedagogical University; Professor, Higher School of Pedagogy and Information Educational Technologies
Department, Altai State University
Mikhail A. Goncharov, ScD in Pedagogy, Professor, Director, Institute “Higher School of Education”, Moscow
Pedagogical State University; Associate Professor, Member of the Bureau of the Scientific Council on the Issues
of History of Education and Pedagogical Science
Irina N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Chairperson, Philosophy Department, Institute of Social
and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University
Natalya Y. Gvozdetskaya, ScD in Philology, Professor, Chairperson, English Philology Department, Institute
of Philology and History, Russian State University for the Humanities
Anatolii R. Kantorovich, ScD in History, Professor, Chairperson, Archeology Department, Historical Faculty,
M.V. Lomonosov Moscow State University
Yulia F. Kathanova, ScD in Pedagogy, Professor, Design and Media Technologies in Art Department, Institute
of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University
Svetlana M. Kolesnikova, ScD in Philology, Professor, Chairperson, Russian Language Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University
Sergey I. Malovichko, ScD in History, Professor, History Department, State Humanitarian-Technological
University, Head of the Scientific and Educational Center “New Local History”; Professor, Theory and History
of Humanitarian Knowledge Department, Russian State University for the Humanities; Member of the Board
of the Russian Society of Intellectual History
Fyodor V. Nikolai, PhD in History, Associate Professor, World History, Classical Disciplines and Law Department,
K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Natalya N. Nikolina, PhD in Philology, Professor, Russian Language Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University
Elena A. Nikulina, ScD in Philology, Professor, Chairperson, English Phonetics and Lexicology Department,
Institute of Foreign Languages, Moscow Pedagogical State University
Olga P. Osipova, ScD in Pedagogy, Professor, T.I. Shamova Department of Educational Systems Management,
Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University
Natalya I. Ryzhova, ScD in Pedagogy, Professor, Chief Researcher, Institute of Contents and Teaching Methods,
Russian Academy of Education
Lyudmila A. Trubina, ScD in Philology, Professor, Vice-Rector of Training Development, Moscow Pedagogical
State University; Honorary Worker of Higher Education, Member of the Russian Union of Journalists
Anna V. Khazina, PhD in History, Chairperson, World History, Classical Disciplines and Law Department,
K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Viktoria E. Tsibulnikova, PhD in Pedagogy, Assistant to the Deputy Head of Federal Service for Supervision
in Education and Science (Rosobrnadzor), Associate Professor, V.A. Slastyonin Department of Pedagogics
and Psychology of Professional Education, Moscow Pedagogical State University
Margarita I. Shutikova, ScD in Pedagogy, Professor, General Education Disciplines Department, Academy
of Public Administration
Vladislav D. Yanchenko, ScD in Pedagogy, Professor, Chairperson, Department of Russian Language Teaching
Methods, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University
Designer N.I. Lisova
Подписано в печать 18.12.2020.
Формат 70х100/16.
Тираж 1000 экз.
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым издание включено
в Перечень рецензируемых научных журналов ВАК РФ:
10.02.00 – Языкознание (10.02.01; 10.02.02; 10.02.03; 10.02.04; 10.02.05; 10.02.19; 10.02.20;
10.02.22)
13.00.00 – Педагогические науки (13.00.01; 13.00.02; 13.00.04; 13.00.05; 13.00.08)
07.00.00 – Исторические науки и археология (07.00.02; 07.00.03; 07.00.06; 07.00.09; 07.00.10;
07.00.15)
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Педагогические науки (13.00.00)
Юбилей
Грифцова И.Н. Размышляя об эпистемологии…
Боронин А.А. К юбилею ученого (80-летие профессора
Льва Александровича Телегина)
Педагогика профессионального образования
Царькова В.Б. Стратегии иноязычного образования: предназначение
и возможности
Рыжова Н.И., Свириденко Т.Е., Ерошенко В.И. Тенденции
и актуальные задачи экологического образования и просвещения
в условиях угроз современного социума
Босова Л.Л., Шилтова О.И. Подготовка учителя начальных классов
к формированию алгоритмического мышления обучающихся
Чепурных Н.К. Некоторые особенности обучения сотрудников полиции
основам общения с глухими людьми
Стабровская А.В. Информационные технологии как ресурс
социокультурного взаимодействия участников академической
мобильности в высшей школе
Содержание и технологии образования
Зильбербранд Н.Ю., Мироненкова Н.Н., Шкрылева Ю.С.
Задачи на смысл: технологии реализации в практике
образовательного процесса
Баженова В.В. Развитие логического мышления студентов — будущих
педагогов на практических занятиях по психологии посредством
применения логических упражнений
Щипицина Л.Ю., Дроздова Н.А. Интегрированное обучение
иностранному языку и методике его преподавания в магистратуре
Паршуткина Т.А., Осипова Н.В. Теоретическое моделирование
компонентного состава профессиональной коммуникативной
компетенции студентов-филологов в процессе обучения
иностранным языкам
Ефимова А.Д. Использование метода концептуального
анализа при обучении иностранному языку в вузе (на примере
лингвокультурного концепта «джентльмен»)
75
84
100
117
126
27
36
49
60
67
5
11
22
4 / 2020
Преподаватель XXВЕК
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
Баранова И.В., Мирюгина Н.А., Смотряева К.С. Лингвокоучинг
как современная технология обучения немецкому языку
Орлова Л.К. Формирование иноязычной коммуникативной
компетенции с помощью компьютерных игр
Ванягина М.Р. Содержание иноязычного обучения в системе высшего
образования нелингвистического профиля
Гилязова И.Б., Курдуманова О.И., Уварова Т.А. Характеристика
современного дидактического инструментария для образовательного
процесса по химии в вузе
Язык и образование
Позднякова А.А., Кабак М.А., Чепкова Т.П. Принципы отбора
орфографического материала для обучения иностранных студентов
письменной речи
Лагай Е.А. Лингводидактические аспекты обучения научной речи
студентов-филологов
Мартыненко Ю.Б. Обучение иностранных учащихся антропонимам
в деловой и разговорной сферах общения (функциональнокоммуникативный
подход)
Матвеева М.Д. Проблема классификации обучающих игр для работы
на уроках русского языка
Ли Цзяци. Анализ образной составляющей русских фразеологизмов
на занятиях по русскому языку в китайской аудитории
Ли Баохун. Развитие и практика использования информационных
технологий в обучении русскому языку студентов вузов КНР
Образование и физическая культура
6
Кручинина Г.А., Седов Д.С. Обучение будущих бакалавров
направления подготовки «Физическая культура» с применением
цифровых технологий и метода проектов
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Исторические науки (07.00.00)
Приглашение к дискуссии
Буданова В.П. Граница цивилизации и варварства: исторический
аспект исследования
Исторические заметки
Строганов Д.А. Концепт гностического баптистерия в герметическом
трактате «Кратер»
Воробьева О.В., Вуколова И.И. Реставрация Мейдзи и историческое
образование в Японии
266
277
257
235
176
187
196
210
219
226
136
145
153
167
Преподаватель XXВЕК
4 / 2020
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
В пространстве социальной и экономической истории
Бенда В.Н. Производство дымного пороха в Российской империи
в XIX веке
Климченков О.И. Кризис промышленности Нижегородской губернии
в преддверии новой экономической политики
Рыбаков П.А. Хлебозаготовительная и налоговая политика
государства в российской деревне во второй половине 1920-х годов
и отношение к ней крестьянства (на материалах Московской губернии)
Ногина Е.В., Ушмаева К.А. Механизмы хищения государственной
собственности в условиях плановой экономики 1930-х годов
Политическая история и мировая политика
Ночвина Б.А., Старикова Н.В. Веймарская демократия и левый
интернационализм: кризис идентичности
Филологические науки
Языкознание (10.02.00)
История языка
Гвоздецкая Н.Ю. Древнеанглийский поэтический язык в русском
художественном переводе
Лексикология и лингводидактика
Ефаева Л.С., Тихонова О.В. Слитное начертание слов в текстах на
алхамиадо (на материале рукописи Ms Res/247 «Поэмы о Йусуфе»)
Богданова Е.В. Литературные антропонимы в испанском языке
Еленская К.В. Лингвистический паспорт лексемы «насилие»
Баско Н.В. Прецедентные тексты из сферы «Кино» в российских СМИ:
лингвистический и методический аспекты
Фрейдина Е.Л., Сейранян М.Ю. Мастер-класс на английском языке
как жанр онлайн дискурса в сфере образования: риторический
и фонетический аспекты
Грамматика и прагматика
Шипова И.А. Специфика функций причастий и форм их реализации
в художественном тексте Томаса Манна
Дискурсивные исследования
Гончаров А.С., Макарова О.С., Павленко В.Г. Раскрытие вечных
образов «тоски» и «скуки» в произведениях классиков американской
литературы ужасов второй половины XX века (на основе интраи
интеркультурного взаимодействия)
Корзун О.В. Интертекстуальность в современном интернет дискурсе
(на примере социального новостного сайта Reddit com)
Листопадова М.В. Интонационные показатели полифункциональности
дискурсивных маркеров в англоязычном дискурсе дебатов
427
440
451
414
355
372
386
393
404
7
345
335
290
303
313
322
4 / 2020
Преподаватель XXВЕК
Стр.8
CONTENTS
SCIENCE, EDUCATION, CULTURE
Anniversary
Griftsova I.N. A Reflection on Epistemology
Borinin A.A. To the Anniversary of the Scientist (80th Anniversary
of Professor Lev Alexandrovich Telegin)
Profession Education Pedagogy
Tsarkova V.B. Strategies for Foreign Language Education: Role
and Potential
Ryzhova N.I., Sviridenko T.E., Eroshenko V.I. Trends and Current Tasks
of Environmental Education and Awareness in Conditions of Threats
to Modern Society
Bosova L.L., Shiltova O.I. Primary School Teachers Training
for the Algorithmic Thinking Perspective of Students
Chepurnyh N.K. Some Features of Teaching Police Officers the Basics
of Communicating With Deaf People
Stabrovskaya A.V. Information Technologies as a Resource for SocioCultural
Interaction Between Participants of Academic Mobility
in Higher School
8
Educational Topics and Techniques
Zilberbrand N.Yu., Mironenkova N.N., Shkryleva Yu.S. Tasks for Meaning:
Technologies of Implementating the Educational Process in Practice
Bazhenova V.V. Development of Future Teachers’ Logical Thinking
at Practical Lessons in Psychology Through the Use of Logical Exercises
Shchipitsina L.Yu., Drozdova N.A. Integrated Teaching
of a Foreign Language and the Methods of Its Teaching in the Master’s
Degree Program
Parshutkina T.A., Osipova N.V. Theoretical Modeling of the Component
Composition of Professional Communicative Competence of Philologists
in the Process of Teaching Foreign Languages
Efimova A.D. Using the Method of Conceptual Analysis When Teaching
a Foreign Language at a University (On the Example of the Linguistic
and Cultural Concept “Gentleman”)
75
84
100
117
126
27
36
49
60
67
11
22
Преподаватель XXВЕК
4 / 2020
Стр.9
CONTENTS
Baranova I.V., Miryugina N.A., Smotryaeva K.S. Linguo-Coaching
as Modern Technology of German Language Teaching
Orlova L.K. A Foreign Language Communicative Competence Formation
via Computer Games
Vanyagina M.R. Content of Foreign Language Education in the Higher
Education System of Non-Linguistic Profile
Gilyazova I.B., Kurdumanova O.I., Uvarovа T.А. Characteristics of Modern
Didactic Tools for the Educational Process in Chemistry at the University
Language and Education
Pozdnyakova A.A., Kabak M.A., Chepkova T.P. Principles of Selecting
Spelling Material for Teaching Foreign Students to Write
Lagay E.А. Linguistic and Didactic Aspects of Teaching Scientific Speech
to Philology Students
Martynenko Yu.B. Teaching Anthroponyms to Foreign Students
in Business and Conversational Spheres of Communication (Functional
and Communicative Approach)
Matveeva M.D. The Problem of Classifying Educational Games for Studying
on the Lessons of Russian Language
Li Jiaqi. Analysing the Figurative Component of Russian Idioms
When Teaching Chinese Students the Russian Language
Li Baohong. Development and Practice of Using Information Technologies
in Teaching Russian Language to Chinese University Students
Education and Physical Culture
Kruchinina G.A., Sedov D.S. Teaching Future Bachelors in the Field
of “Physical Education” Using Digital Technologies and Project Methods
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
Invitation for Discussion
Budanova V.P. Borderline of Civilization and Barbarism: a Historical Aspect
of Research
Historical Notes
Stroganov D.А. The Concept of Gnostic Baptistery in the Hermetic
Treatise “Crater”
Vorobyeva O.V., Vukolova I.I. The Meiji Restoration and Historical
Education in Japan
266
277
257
235
9
176
187
196
210
219
226
136
145
153
167
4 / 2020
Преподаватель XXВЕК
Стр.10
CONTENTS
In the Field of Social and Economic History
Benda V.N. Production of Smoke Powder in the Russian Empire
in the XIX Century
Klimchenkov O.I. Industry Crisis in Nizhny Novgorod Province
on the Threshold of New Economic Policy
Rybakov P.A. Grain Procurement and Tax Policy of the State in the Russian
Countryside in the Second Half of 1920s and the Attitude of the Peasantry
(On the Materials of the Moscow Province)
Nogina E.V., Ushmaeva K.A. Mechanisms of Stealing State Property
in a Planned Economy of the 1930s
Political History and World Politics
Nochvina B.A., Starikova N.V. Weimar Democracy and Leftist
Internationalism: Identity Crisis
Linguistics
History of Language
Gvozdetskaya N.Yu. Old English Poetic Language in Russian
Literary Translation
Lexicology and Linguodidactics
Efaeva L.S., Tikhonova O.V. Particularities of the Word Separation
in the Texts in Aljamiado (A Case Study of the Manuscripts
of the “Poem About Yusuf”)
Bogdanova E.V. Literary Anthroponyms in Spanish
Elenskaia K.V. Linguistic Passport of the Lexeme “Violence”
10
Basko N.V. Precedent Texts from the “Cinema” Sphere in the Russian
Media: Linguistic and Methodological Aspects
Freydina E.L., Seiranian M.Yu. Masterclass in English as a Genre of Online
Discourse in the Sphere of Education: Rhetorical and Phonetic Aspects
Grammar and Pragmatics
Shipova I.A. Specifics of the Functions of Participles and Forms
of Their Implementation in Thomas Mann’s Literary Text
Discourse Studies
Goncharov A.S., Makarova O.S., Pavlenko V.G. Revealing the Eternal
Images of “Sadness” and “Boredom” in the Works of American Horror
Literature Classicists of the Second Half of the XX Century
(Based on Intra- and Inter-Cultural Interaction)
Korzun O.V. Intertextuality in Modern Internet-Discourse (On the Example
of Social News Website Reddit com)
Listopadova M.V. Intonation Indicators of Polyfunctionality of Discursive
Markers in the English-Speaking Debate Discourse
427
440
451
414
355
372
386
393
404
345
335
290
303
313
322
Преподаватель XXВЕК
4 / 2020
Стр.11
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
I
Подписной индекс журнала
по Объединенному каталогу
«Пресса России» — 85009
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
4/2020
I
Общероссийский
журнал
о мире образования
Общероссийский
журнал
о мире образования
4/2020
часть 2
4/2020 часть 2
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
I
Стр.248
16+
ISSN 2073-9613
20204
часть 2
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
Учредитель и издатель:
федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
образования «Московский
педагогический
государственный
университет»
Журнал входит в Перечень
ведущих рецензируемых
научных журналов и изданий
Высшей аттестационной
комиссии (ВАК)
Журнал зарегистрирован
Федеральным агентством
по печати и массовым
коммуникациям РФ.
Свидетельство ПИ № 7714961
от 03 апреля 2003 г.
Подписной индекс журнала
по Объединенному каталогу
«Пресса России» — 85009
Адрес редакции: 117571,
Москва, пр-т Вернадского,
д. 88, комн. 446
Тел.: +7 (499) 730-38-61,
e-mail: prepodavatel-XXI@
inbox.ru
Сайт журнала:
prepodavatel-xxi.ru
При полной или частичной
перепечатке материалов
ссылка на журнал
«Преподаватель XXI век»
обязательна
Мнение редакционной
коллегии по материалам
дискуссионного характера
может не совпадать
с мнением авторов
Редакционный совет
Каракозов Сергей Дмитриевич (главный редактор), доктор
педагогических наук, профессор, директор Института математики
и информатики МПГУ
Блох Марк Яковлевич, доктор филологических наук, профессор,
заведующий кафедрой грамматики английского языка МПГУ,
почетный академик Российской академии естественных
наук, почетный академик Международной академии наук
педагогического образования
Демьянков Валерий Закиевич, доктор филологических наук,
профессор, заместитель директора Института языкознания РАН
Кузнецов Александр Андреевич, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО, отделение общего и среднего образования
Левицкий Михаил Львович, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО
Мурын Тереза, доктор наук, профессор французской филологии,
Краковский педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович, доктор исторических наук,
директор Института российской истории РАН
Попова-Велева Иванка, кандидат филологических наук, кафедра
романистики, Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново
(Болгария)
Рогожин Николай Михайлович, доктор исторических наук,
профессор, директор Центра истории русского феодализма
Института российской истории РАН
Смолянинова Ольга Георгиевна, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО; директор Института педагогики,
психологии и социологии Сибирского федерального университета
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник Института образовательной информатики
ФИЦ «Информатика и управление» Российской академии наук
Уваров Павел Юрьевич, доктор исторических наук,
профессор, член-корреспондент РАН, заведующий Отделом
западноевропейского средневековья и раннего нового времени
Института всеобщей истории РАН
Чубарьян Александр Оганович, доктор исторических наук, академик
РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген, доктор философии, профессор, кафедра
истории философии, Университет Мартина Лютера,
Галле-Виттенберг (Германия)
© МПГУ, 2020
Стр.249
Редакционная коллегия
Воробьева Ольга Владимировна (ответственный редактор), кандидат исторических наук, ведущий
научный сотрудник Отдела историко-теоретических исследований Института всеобщей истории РАН;
доцент кафедры теории и истории гуманитарного знания Российского государственного гуманитарного
университета; член правления Российского общества интеллектуальной истории
Бойко Светлана Сергеевна, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской
литературы новейшего времени Института филологии и истории Российского государственного
гуманитарного университета
Бубнова Ирина Александровна, доктор филологических наук, кандидат психологических наук,
профессор, заведующий кафедрой зарубежной филологии Института филологии Московского
педагогического государственного университета
Брейтигам Элеонора Константиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры алгебры
и методики обучения математике Алтайского государственного педагогического университета
Веряев Анатолий Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных
технологий Алтайского государственного педагогического университета; профессор кафедры педагогики
высшей школы и информационных образовательных технологий Алтайского государственного университета
Гвоздецкая Наталья Юрьевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой английской
филологии Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета
Гончаров Михаил Анатольевич, доктор педагогических наук, директор Института «Высшая школа
образования» Московского педагогического государственного университета; доцент, член бюро
Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки
Грифцова Ирина Николаевна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии
Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного
университета
Канторович Анатолий Робертович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой
археологии исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Катханова Юлия Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна
и медиатехнологий в искусстве Института изящных искусств Московского педагогического
государственного университета
Колесникова Светлана Михайловна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
русского языка Института филологии Московского педагогического государственного университета
Маловичко Сергей Иванович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории
Государственного гуманитарно-технологического университета, руководитель научно-образовательного
центра «Новая локальная история»; профессор кафедры теории и истории гуманитарного знания
Российского государственного гуманитарного университета; член правления Российского общества
интеллектуальной истории
Николаи Федор Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, классических
дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина
Николина Наталья Анатольевна, кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка
Института филологии Московского педагогического государственного университета
Никулина Елена Александровна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
фонетики и лексики английского языка Института иностранных языков Московского педагогического
государственного университета
Осипова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления
образовательными системами им. Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования
Московского педагогического государственного университета
Рыжова Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
Института содержания и методов обучения Российской академии образования
Трубина Людмила Александровна, доктор филологических наук, профессор, проректор по учебнометодической
работе, заведующий кафедрой русской литературы Института филологии Московского
педагогического государственного университета, член Союза журналистов РФ
Хазина Анна Васильевна, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, классических
дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина
Цибульникова Виктория Евгеньевна, кандидат педагогических наук, помощник заместителя
руководителя Рособрнадзора; доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования
имени академика РАО В.А. Сластёнина Московского педагогического государственного университета
Шутикова Маргарита Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры
общеобразовательных дисциплин Академии социального управления
Янченко Владислав Дмитриевич, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой методики
преподавания русского языка Института филологии Московского педагогического государственного
университета
Дизайнер: Н.И. Лисова
Стр.250
ISSN 2073-9613
20204
vol. 2
The journal was founded in 2003
Published quarterly
Issued in 2 volumes
Founder and Publisher:
Federal State Budgetary
Educational Institution of
Higher Education “Moscow
Pedagogical State University”
Journal is included by Higher
Attestation Commission of RF
in the List of leading peerreviewed
scientific editions,
published in the Russian
Federation
The Journal is registered in
the State Press Committee
of the Russian Federation
Certificate of registration ПИ
№ 77-14961 of April 03, 2003
Subscription index in the
United Catalogue «Pressa
Rossii» – 85009
Address: 119571, Moscow,
Vernadskogo avenue, 88,
office 446
Tel.: +7 (499) 730-38-61
E-mail: prepodavatel-XXI@
inbox.ru
Website: prepodavatel-xxi.ru
Editor’s views may differ from
the authors’ opinions
In case of partial or complete
reproduction of the journal
materials, the reference
to “Prepodavatel XXI vek”
journal is mandatory
Editorial Council
Sergey D. Karakozov (Editor-in-Chief), ScD in Pedagogy, Professor,
Director, Institute of Mathematics and Computer Science, Moscow
Pedagogical State University
Mark Ya. Bloch, ScD in Philology, Professor, Chairman, English
grammar Department, Moscow Pedagogical State University, Honorary
Member of Russian Academy of Natural Sciences, Honorary Member
of International Academy of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD in Philology, Professor, Deputy Director,
Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, ScD in Pedagogy, Professor, Academician,
Russian Academy of Education, Department of General and Secondary
Education
Mikhail L. Levitsky, ScD in Pedagogy, Professor, Academician, Russian
Academy of Education
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor in French Philology, Krakow
Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD in History, Director, Institute of Russian History,
Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology, Romance Philology
Department, St Cyril and St Methodius University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD in History, Professor, Director, Center
of Russian Feudalism History, Institute of Russian History, Russian
Academy of Sciences
Olga G. Smolyaninova, ScD in Pedagogy, Professor, Academician,
Russian Academy of Education; Director, Institute of Education,
Psychology and Sociology, Siberian Federal University
Jurgen Stoltzenberg (Germany), ScD in Philosophy, Professor, History
of Philosophy Department, Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Alexander Yu. Uvarov, ScD in Pedagogy, Professor, Chief Researcher,
Institute of Educational Informatics, Federal Research Center
“Informatics and Management”, Russian Academy of Science
Pavel Yu. Uvarov, ScD in History, Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department of West
European Middle Ages and Early Modern Times, Institute of World
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, ScD in History, Academician, Russian
Academy of Sciences, Academic Director, Institute of World History,
Russian Academy of Sciences
© MPGU, 2020
Стр.251
Editorial Board
Olga V. Vorobyova (Executive Editor), PhD in History, Leading Researcher, Department of Historical
and Theoretical Research, Institute of World History, Russian Academy of Sciences; Associate Professor, History
and Theory of Humanitarian Knowledge Department, Russian State University for the Humanities; Academic
Secretary, Russian Society of Intellectual History
Svetlana S. Boiko, ScD in Philology, Professor, Modern Russian Literature Department, Institute of Philology
and History, Russian State University for the Humanities
Irina A. Bubnova, ScD in Philology, PhD in Psychology, Professor, Chairperson, Foreign Philology Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University
Eleonora K. Breitigam, ScD in Pedagogy, Professor, Department of Algebra and Mathematics Teaching
Methods, Altai State Pedagogical University
Anatoly A. Veryaev, ScD in Pedagogy, Professor, Information Technologies Department, Altai State
Pedagogical University; Professor, Higher School of Pedagogy and Information Educational Technologies
Department, Altai State University
Mikhail A. Goncharov, ScD in Pedagogy, Professor, Director, Institute “Higher School of Education”, Moscow
Pedagogical State University; Associate Professor, Member of the Bureau of the Scientific Council on the Issues
of History of Education and Pedagogical Science
Irina N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Chairperson, Philosophy Department, Institute of Social
and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University
Natalya Y. Gvozdetskaya, ScD in Philology, Professor, Chairperson, English Philology Department, Institute
of Philology and History, Russian State University for the Humanities
Anatolii R. Kantorovich, ScD in History, Professor, Chairperson, Archeology Department, Historical Faculty,
M.V. Lomonosov Moscow State University
Yulia F. Kathanova, ScD in Pedagogy, Professor, Design and Media Technologies in Art Department, Institute
of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University
Svetlana M. Kolesnikova, ScD in Philology, Professor, Chairperson, Russian Language Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University
Sergey I. Malovichko, ScD in History, Professor, History Department, State Humanitarian-Technological
University, Head of the Scientific and Educational Center “New Local History”; Professor, Theory and History
of Humanitarian Knowledge Department, Russian State University for the Humanities; Member of the Board
of the Russian Society of Intellectual History
Fyodor V. Nikolai, PhD in History, Associate Professor, World History, Classical Disciplines and Law Department,
K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Natalya N. Nikolina, PhD in Philology, Professor, Russian Language Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University
Elena A. Nikulina, ScD in Philology, Professor, Chairperson, English Phonetics and Lexicology Department,
Institute of Foreign Languages, Moscow Pedagogical State University
Olga P. Osipova, ScD in Pedagogy, Professor, T.I. Shamova Department of Educational Systems Management,
Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University
Natalya I. Ryzhova, ScD in Pedagogy, Professor, Chief Researcher, Institute of Contents and Teaching Methods,
Russian Academy of Education
Lyudmila A. Trubina, ScD in Philology, Professor, Vice-Rector of Training Development, Moscow Pedagogical
State University; Honorary Worker of Higher Education, Member of the Russian Union of Journalists
Anna V. Khazina, PhD in History, Chairperson, World History, Classical Disciplines and Law Department,
K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Viktoria E. Tsibulnikova, PhD in Pedagogy, Assistant to the Deputy Head of Federal Service for Supervision
in Education and Science (Rosobrnadzor), Associate Professor, V.A. Slastyonin Department of Pedagogics
and Psychology of Professional Education, Moscow Pedagogical State University
Margarita I. Shutikova, ScD in Pedagogy, Professor, General Education Disciplines Department, Academy
of Public Administration
Vladislav D. Yanchenko, ScD in Pedagogy, Professor, Chairperson, Department of Russian Language Teaching
Methods, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University
Designer N.I. Lisova
Подписано в печать 18.12.2020.
Формат 70х100/16.
Тираж 1000 экз.
Стр.252
СОДЕРЖАНИЕ
Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым издание включено
в Перечень рецензируемых научных журналов ВАК РФ:
10.02.00 – Языкознание (10.02.01; 10.02.02; 10.02.03; 10.02.04; 10.02.05; 10.02.19; 10.02.20;
10.02.22)
13.00.00 – Педагогические науки (13.00.01; 13.00.02; 13.00.04; 13.00.05; 13.00.08)
07.00.00 – Исторические науки и археология (07.00.02; 07.00.03; 07.00.06; 07.00.09; 07.00.10;
07.00.15)
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Педагогические науки (13.00.00)
Юбилей
Грифцова И.Н. Размышляя об эпистемологии…
Боронин А.А. К юбилею ученого (80-летие профессора
Льва Александровича Телегина)
Педагогика профессионального образования
Царькова В.Б. Стратегии иноязычного образования: предназначение
и возможности
Рыжова Н.И., Свириденко Т.Е., Ерошенко В.И. Тенденции
и актуальные задачи экологического образования и просвещения
в условиях угроз современного социума
Босова Л.Л., Шилтова О.И. Подготовка учителя начальных классов
к формированию алгоритмического мышления обучающихся
Чепурных Н.К. Некоторые особенности обучения сотрудников полиции
основам общения с глухими людьми
Стабровская А.В. Информационные технологии как ресурс
социокультурного взаимодействия участников академической
мобильности в высшей школе
Содержание и технологии образования
Зильбербранд Н.Ю., Мироненкова Н.Н., Шкрылева Ю.С.
Задачи на смысл: технологии реализации в практике
образовательного процесса
Баженова В.В. Развитие логического мышления студентов — будущих
педагогов на практических занятиях по психологии посредством
применения логических упражнений
Щипицина Л.Ю., Дроздова Н.А. Интегрированное обучение
иностранному языку и методике его преподавания в магистратуре
Паршуткина Т.А., Осипова Н.В. Теоретическое моделирование
компонентного состава профессиональной коммуникативной
компетенции студентов-филологов в процессе обучения
иностранным языкам
Ефимова А.Д. Использование метода концептуального
анализа при обучении иностранному языку в вузе (на примере
лингвокультурного концепта «джентльмен»)
75
84
100
117
126
27
36
49
60
67
251
11
22
4 / 2020
Преподаватель XXВЕК
Стр.253
СОДЕРЖАНИЕ
Баранова И.В., Мирюгина Н.А., Смотряева К.С. Лингвокоучинг
как современная технология обучения немецкому языку
Орлова Л.К. Формирование иноязычной коммуникативной
компетенции с помощью компьютерных игр
Ванягина М.Р. Содержание иноязычного обучения в системе высшего
образования нелингвистического профиля
Гилязова И.Б., Курдуманова О.И., Уварова Т.А. Характеристика
современного дидактического инструментария для образовательного
процесса по химии в вузе
Язык и образование
Позднякова А.А., Кабак М.А., Чепкова Т.П. Принципы отбора
орфографического материала для обучения иностранных студентов
письменной речи
Лагай Е.А. Лингводидактические аспекты обучения научной речи
студентов-филологов
Мартыненко Ю.Б. Обучение иностранных учащихся антропонимам
в деловой и разговорной сферах общения (функциональнокоммуникативный
подход)
Матвеева М.Д. Проблема классификации обучающих игр для работы
на уроках русского языка
Ли Цзяци. Анализ образной составляющей русских фразеологизмов
на занятиях по русскому языку в китайской аудитории
Ли Баохун. Развитие и практика использования информационных
технологий в обучении русскому языку студентов вузов КНР
Образование и физическая культура
252
Кручинина Г.А., Седов Д.С. Обучение будущих бакалавров
направления подготовки «Физическая культура» с применением
цифровых технологий и метода проектов
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Исторические науки (07.00.00)
Приглашение к дискуссии
Буданова В.П. Граница цивилизации и варварства: исторический
аспект исследования
Исторические заметки
Строганов Д.А. Концепт гностического баптистерия в герметическом
трактате «Кратер»
Воробьева О.В., Вуколова И.И. Реставрация Мейдзи и историческое
образование в Японии
266
277
257
235
176
187
196
210
219
226
136
145
153
167
Преподаватель XXВЕК
4 / 2020
Стр.254
СОДЕРЖАНИЕ
В пространстве социальной и экономической истории
Бенда В.Н. Производство дымного пороха в Российской империи
в XIX веке
Климченков О.И. Кризис промышленности Нижегородской губернии
в преддверии новой экономической политики
Рыбаков П.А. Хлебозаготовительная и налоговая политика
государства в российской деревне во второй половине 1920-х годов
и отношение к ней крестьянства (на материалах Московской губернии)
Ногина Е.В., Ушмаева К.А. Механизмы хищения государственной
собственности в условиях плановой экономики 1930-х годов
Политическая история и мировая политика
Ночвина Б.А., Старикова Н.В. Веймарская демократия и левый
интернационализм: кризис идентичности
Филологические науки
Языкознание (10.02.00)
История языка
Гвоздецкая Н.Ю. Древнеанглийский поэтический язык в русском
художественном переводе
Лексикология и лингводидактика
Ефаева Л.С., Тихонова О.В. Слитное начертание слов в текстах на
алхамиадо (на материале рукописи Ms Res/247 «Поэмы о Йусуфе»)
Богданова Е.В. Литературные антропонимы в испанском языке
Еленская К.В. Лингвистический паспорт лексемы «насилие»
Баско Н.В. Прецедентные тексты из сферы «Кино» в российских СМИ:
лингвистический и методический аспекты
Фрейдина Е.Л., Сейранян М.Ю. Мастер-класс на английском языке
как жанр онлайн дискурса в сфере образования: риторический
и фонетический аспекты
Грамматика и прагматика
Шипова И.А. Специфика функций причастий и форм их реализации
в художественном тексте Томаса Манна
Дискурсивные исследования
Гончаров А.С., Макарова О.С., Павленко В.Г. Раскрытие вечных
образов «тоски» и «скуки» в произведениях классиков американской
литературы ужасов второй половины XX века (на основе интраи
интеркультурного взаимодействия)
Корзун О.В. Интертекстуальность в современном интернет дискурсе
(на примере социального новостного сайта Reddit com)
Листопадова М.В. Интонационные показатели полифункциональности
дискурсивных маркеров в англоязычном дискурсе дебатов
427
440
451
414
355
372
386
393
404
253
345
335
290
303
313
322
4 / 2020
Преподаватель XXВЕК
Стр.255
CONTENTS
SCIENCE, EDUCATION, CULTURE
Anniversary
Griftsova I.N. A Reflection on Epistemology
Borinin A.A. To the Anniversary of the Scientist (80th Anniversary
of Professor Lev Alexandrovich Telegin)
Profession Education Pedagogy
Tsarkova V.B. Strategies for Foreign Language Education: Role
and Potential
Ryzhova N.I., Sviridenko T.E., Eroshenko V.I. Trends and Current Tasks
of Environmental Education and Awareness in Conditions of Threats
to Modern Society
Bosova L.L., Shiltova O.I. Primary School Teachers Training
for the Algorithmic Thinking Perspective of Students
Chepurnyh N.K. Some Features of Teaching Police Officers the Basics
of Communicating With Deaf People
Stabrovskaya A.V. Information Technologies as a Resource for SocioCultural
Interaction Between Participants of Academic Mobility
in Higher School
254
Educational Topics and Techniques
Zilberbrand N.Yu., Mironenkova N.N., Shkryleva Yu.S. Tasks for Meaning:
Technologies of Implementating the Educational Process in Practice
Bazhenova V.V. Development of Future Teachers’ Logical Thinking
at Practical Lessons in Psychology Through the Use of Logical Exercises
Shchipitsina L.Yu., Drozdova N.A. Integrated Teaching
of a Foreign Language and the Methods of Its Teaching in the Master’s
Degree Program
Parshutkina T.A., Osipova N.V. Theoretical Modeling of the Component
Composition of Professional Communicative Competence of Philologists
in the Process of Teaching Foreign Languages
Efimova A.D. Using the Method of Conceptual Analysis When Teaching
a Foreign Language at a University (On the Example of the Linguistic
and Cultural Concept “Gentleman”)
75
84
100
117
126
27
36
49
60
67
11
22
Преподаватель XXВЕК
4 / 2020
Стр.256
CONTENTS
Baranova I.V., Miryugina N.A., Smotryaeva K.S. Linguo-Coaching
as Modern Technology of German Language Teaching
Orlova L.K. A Foreign Language Communicative Competence Formation
via Computer Games
Vanyagina M.R. Content of Foreign Language Education in the Higher
Education System of Non-Linguistic Profile
Gilyazova I.B., Kurdumanova O.I., Uvarovа T.А. Characteristics of Modern
Didactic Tools for the Educational Process in Chemistry at the University
Language and Education
Pozdnyakova A.A., Kabak M.A., Chepkova T.P. Principles of Selecting
Spelling Material for Teaching Foreign Students to Write
Lagay E.А. Linguistic and Didactic Aspects of Teaching Scientific Speech
to Philology Students
Martynenko Yu.B. Teaching Anthroponyms to Foreign Students
in Business and Conversational Spheres of Communication (Functional
and Communicative Approach)
Matveeva M.D. The Problem of Classifying Educational Games for Studying
on the Lessons of Russian Language
Li Jiaqi. Analysing the Figurative Component of Russian Idioms
When Teaching Chinese Students the Russian Language
Li Baohong. Development and Practice of Using Information Technologies
in Teaching Russian Language to Chinese University Students
Education and Physical Culture
Kruchinina G.A., Sedov D.S. Teaching Future Bachelors in the Field
of “Physical Education” Using Digital Technologies and Project Methods
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
Invitation for Discussion
Budanova V.P. Borderline of Civilization and Barbarism: a Historical Aspect
of Research
Historical Notes
Stroganov D.А. The Concept of Gnostic Baptistery in the Hermetic
Treatise “Crater”
Vorobyeva O.V., Vukolova I.I. The Meiji Restoration and Historical
Education in Japan
266
277
257
235
255
176
187
196
210
219
226
136
145
153
167
4 / 2020
Преподаватель XXВЕК
Стр.257
CONTENTS
In the Field of Social and Economic History
Benda V.N. Production of Smoke Powder in the Russian Empire
in the XIX Century
Klimchenkov O.I. Industry Crisis in Nizhny Novgorod Province
on the Threshold of New Economic Policy
Rybakov P.A. Grain Procurement and Tax Policy of the State in the Russian
Countryside in the Second Half of 1920s and the Attitude of the Peasantry
(On the Materials of the Moscow Province)
Nogina E.V., Ushmaeva K.A. Mechanisms of Stealing State Property
in a Planned Economy of the 1930s
Political History and World Politics
Nochvina B.A., Starikova N.V. Weimar Democracy and Leftist
Internationalism: Identity Crisis
Linguistics
History of Language
Gvozdetskaya N.Yu. Old English Poetic Language in Russian
Literary Translation
Lexicology and Linguodidactics
Efaeva L.S., Tikhonova O.V. Particularities of the Word Separation
in the Texts in Aljamiado (A Case Study of the Manuscripts
of the “Poem About Yusuf”)
Bogdanova E.V. Literary Anthroponyms in Spanish
Elenskaia K.V. Linguistic Passport of the Lexeme “Violence”
256
Basko N.V. Precedent Texts from the “Cinema” Sphere in the Russian
Media: Linguistic and Methodological Aspects
Freydina E.L., Seiranian M.Yu. Masterclass in English as a Genre of Online
Discourse in the Sphere of Education: Rhetorical and Phonetic Aspects
Grammar and Pragmatics
Shipova I.A. Specifics of the Functions of Participles and Forms
of Their Implementation in Thomas Mann’s Literary Text
Discourse Studies
Goncharov A.S., Makarova O.S., Pavlenko V.G. Revealing the Eternal
Images of “Sadness” and “Boredom” in the Works of American Horror
Literature Classicists of the Second Half of the XX Century
(Based on Intra- and Inter-Cultural Interaction)
Korzun O.V. Intertextuality in Modern Internet-Discourse (On the Example
of Social News Website Reddit com)
Listopadova M.V. Intonation Indicators of Polyfunctionality of Discursive
Markers in the English-Speaking Debate Discourse
427
440
451
414
355
372
386
393
404
345
335
290
303
313
322
Преподаватель XXВЕК
4 / 2020
Стр.258