УДК 796/799
ББК 75.6
Ñ73
Программу разработал авторский коллектив кафедры теории и методики
гимнастики Российского государственного университета физической
культуры, спорта и туризма в составе:
Ю. К. Гавердовский, доктор пед. наук, профессор (составление и общая
редакция программы, разделы: «Объяснительная записка», «Возрастные
и половые особенности развития организма», «Техническая подготовка»,
«Психологическая подготовка в гимнастике», «Воспитательная
работа и теоретическая подготовка»);
Т. С. Лисицкая, канд. биолог. наук, профессор (разделы: «Хореографическая
подготовка»);
Е. Ю. Розин, канд. пед. наук, профессор (разделы: «Спортивный отбор
в гимнастике», «Физическая подготовка», «Тренерско-инструкторская и
судейская практика»);
В. М. Смолевский, канд. пед. наук, профессор (разделы: «Планирование
учебно-тренировочного процесса», «Учебно-тренировочные и соревновательные
нагрузки», «Педагогический контроль», «Врачебный контроль»).
Рецензент:
Ë.
Я. Аркаев, канд. пед. наук, профессор, заслуженный тренер России
Ñ73
Спортивная гимнастика (мужчины и женщины) : Примерная программа
спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных
детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего
спортивного мастерства [Òåêñò]. Ì. : Советский ñïîðò, 2005. 420 ñ.
ISBN 5-9718-0013-2
Программа содержит теоретико-методический и практический материал
для многолетней поэтапной подготовки гимнастов и гимнасток в
ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. В программе отражены все ключевые компоненты
технической, физической, психологической подготовки занимающихся
спортивной гимнастикой и связанные с ними установки на контроль
и мониторинг уровня подготовленности. Особое внимание уделяется
базовой технической и физической подготовке гимнастов и гимнасток,
начиная от этапа начальной подготовки и кончая уровнем высшего спортивного
мастерства.
УДК 796/799
ББК 75.6
ISBN 5-9718-0013-2
© Федеральное агентство по физической
культуре и ñïîðòó, 2005
© Коллектив àâòîðîâ, 2005
© Оформление. ОАО «Издательство
Советский ñïîðò», 2005
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа выполнена в соответствии с Типовым планом-проспектом
учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ и
СДЮСШОР, ШВСМ и УОР), утвержденным приказом Госкомспорта
Российской Федерации ¹ 390 от 28.06.2001 ã. Последние по времени
аналогичные программные документы по спортивной гимнастике выходили
в 1983 и 1986 ãã. отдельными изданиями для юношей и девушек
соответственно. В отличие от них данная программа выполнена как
общий документ, в котором предусмотрены разделы как общие для гимнастов
и гимнасток, так и дифференцированные с учетом специфики
мужского и женского спорта.
В начале программы кратко рассматривается ряд наиболее общих
естественно-научных положений, важных для понимания процесса развития
систем организма, двигательного аппарата, психики и свойств
личности занимающихся спортивной гимнастикой в детском и юношеском
возрастах.
В разделе «Отбор в спортивной гимнастике» даются как общетеоретические
основы отбора различных уровней, так и конкретные методические
рекомендации, позволяющие определять пригодность детей для
занятий спортивной гимнастикой, осуществлять отбор перспективных
гимнастов и гимнасток, а также комплектовать состав сборных команд
для участия в соревнованиях.
В разделе «Планирование учебно-тренировочного процесса» рассматриваются
основные принципы планирования работы в спортивной
гимнастике и необходимая для этого документация.
Ключевое место в материалах программы занимают разделы, посвященные
всем видам подготовки гимнастов и гимнасток, составляющим
в совокупности систему многолетней поэтапной подготовки спортсменов
в ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, УОР. Согласно принятой концепции
выделяются:
Этап начальной (предварительной) подготовки детей 78 лет
(ìàëü÷èêîâ) и 67 лет (äåâî÷åê);
Стр.2
416
Общие методические основы диагностики и контроля
за физической подготовленностью .................................................... 341
Организационно-методические требования к проведению
испытаний (ñîðåâíîâàíèé) по ÑÔÏ................................................... 342
Методика проведения тестов по СФП
(äëÿ ãèìíàñòîâ-ìóæ÷èí, ðèñ. 1).......................................................... 343
Методика проведения тестов по СФП (äëÿ гимнасток, ðèñ. 3) ......... 351
Тестирование специальной физической подготовленности .............. 353
Тестирование гимнастов (ìóæ÷èí) ............................................... 355
СФП гимнастов 58 лет .......................................................... 355
СФП гимнастов 910 ëåò......................................................... 356
СФП гимнастов 1112 ëåò....................................................... 357
СФП гимнастов 1315 ëåò....................................................... 358
СФП гимнастов 1617 лет и старше ....................................... 360
Тестирование гимнасток .............................................................. 362
СФП гимнасток 57 лет .......................................................... 362
СФП гимнасток 810 ëåò......................................................... 363
СФП гимнасток 1113 ëåò....................................................... 364
СФП гимнасток 1416 лет и старше ....................................... 365
Мониторинг росто-весовых показателей гимнастов
и гимнасток ........................................................................................ 367
VI. ПСИХОЛОГИчЕСКА ПОДГОТОВКА
В ГИМНАСТИКЕ ............................................................................ 370
Психологические и психомоторные особенности
спортивной ãèìíàñòèêè...................................................................... 370
Методы психодиагностики в гимнастике .......................................... 373
Методы ïñèõî- и саморегуляции в гимнастике ................................. 374
Психическая надежность в гимнастике ............................................. 376
Психологические аспекты тренировки в гимнастике ....................... 377
Психологические аспекты соревнований по гимнастике ................. 378
VII. ВОСПИТАТЕЛЬНА РАБОТА И ТЕОРЕТИчЕСКА
ПОДГОТОВКА В ÃÈÌÍÀÑÒÈÊÅ................................................ 379
417
Воспитательная работа ...................................................................... 379
Теоретическая подготовка ................................................................ 379
VIII. УчЕБНО-ТРЕНИРОВОчНЫЕ
И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ÍÀÃÐÓÇÊÈ....................................... 382
Управление тренировочными нагрузками ........................................ 382
Методика неоднократных занятий в один äåíü................................. 383
Особенности централизованной тренировки .................................... 389
Показатели тренировочной нагрузки в предсоревновательной
ïîäãîòîâêå.......................................................................................... 390
Соревнования в годичном плане ïîäãîòîâêè.................................... 390
IX. ПЕДАГОГИчЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ......................................... 391
Документы учета и контроля в работе тренера и гимнаста .............. 391
Типовое содержание тренировочного занятия .................................. 392
Контрольные карты ........................................................................... 393
Х. ВРАчЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ И МЕДИЦИНСКОЕ
ОБЕСПЕчЕНИЕ ÇÀÍÒÈÉ ГИМНАСТИКОЙ ......................... 404
Основные задачи медицинского обеспечения ................................... 404
Врачебные обследования ................................................................... 405
Восстановительные средства и мероприятия .................................... 406
XI. ТРЕНЕРСКО-ИНСТРУКТОРСКА И СУДЕЙСКА
ПРАКТИКА (Òàáë. 3738) ............................................................... 410
ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ................................................................................... 413
—Ó‰ÂʇÌËÂ
—ÔÓÚ˂̇ˇ „ËÏ̇ÒÚË͇
Стр.209