УДК 37:159.9
ISSN 2500-297Х
4.2016
Издается с 2001 г.
ИЗДАТЕЛЬ:
Московский
педагогический
государственный
университет
ПИ № ФС 77–63328
от 09.10.2015 г.
Журнал входит в Перечень
ведущих рецензируемых журналов
и изданий Высшей аттестационной
комиссии (ВАК)
ПЕДАГОГИКА
И ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
Электронная версия журнала:
www.мпгу.рф
Адрес редакции:
109240, Москва,
ул. В. Радищевская,
д. 16–18
Подписной индекс 65061
по каталогу «Издания органов
научно-технической информации»
ОАО Агентство «Роспечать»
© МПГУ, 2016
Стр.2
Редакционная коллегия
А.А. Вербицкий – академик РАО, д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры
психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии Московского
педагогического государственного университета (главный редактор).
Е.Е. Дурнева – канд. пед. наук; директор центра «Инновации в профессиональном образовании»
Московского педагогического государственного университета (заместитель главного редактора).
Э.В. Лихачева – канд. психол. наук; и.о. заведующего кафедрой психолого-педагогического образования
факультета психологии и педагогики Российского нового университета (ответственный секретарь).
А.Ф. Ануфриев – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
В.А. Барабанщиков – д-р психол. наук, профессор; заведующий лабораторией познавательных
процессов и математической психологии Института психологии РАН.
Ю.В. Варданян – д-р пед. наук, профессор; заведующая кафедрой психологии Мордовского государственного
педагогического института имени М.Е. Евсевьева.
О.Л. Жук – д-р пед. наук, профессор; заведующая кафедрой педагогики и проблем развития образования
Белорусского государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь.
Г.Л. Ильин – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры дошкольной педагогики
факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
Ш.М. Каланова – д-р пед. наук, канд. хим. наук, профессор; Президент Независимого казахстанского
агентства по обеспечению качества в образовании (НКАОКО), международный эксперт в сфере оценки
качества высшего образования, член Международной экспертной группы стран СНГ и международной
экспертной группы по академическим зарплатам; член Исполнительного Комитета международной
организации «IREG – международная обсерватория по академическому рейтингу и оценке», г. Астана,
Республика Казахстан.
Н.Б. Карабущенко – д-р психол. наук; заведующая кафедрой психологии и педагогики Российского
университета дружбы народов.
В.В. Кондратьев – д-р пед. наук, профессор; директор Центра подготовки и повышения квалификации
преподавателей вузов Поволжья и Урала; заведующий кафедрой методологии инженерной деятельности
Казанского национального исследовательского технологического университета.
О.Н. Олейникова – д-р пед. наук, профессор; директор Национального офиса программы Темпус
в России.
О.С. Орлова – д-р пед. наук, профессор; главный научный сотрудник Научно-клинического центра
оториноларингологии ФМБА России, председатель комиссии патологии речи и нейрореабилитации межведомственного
совета «Проблемы физиологии развития», главный редактор журналов «Школьный
логопед» и «Логопедия сегодня».
М.И. Розенова – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
К.М. Романов – д-р психол. наук; профессор кафедры психологии Мордовского государственного
университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск, Республика Мордовия.
А.И. Савенков – д-р психол. наук, д-р пед. наук; профессор кафедры психологии развития Московского
педагогического государственного университета.
В.И. Слободчиков – член-корр. РАО, д-р психол. наук, профессор; главный научный сотрудник
лаборатории психологической антропологии Института психолого-педагогических проблем детства РАО.
Э. Харрис – начальник отдела и директор по международному сотрудничеству факультета образования
и профессионального развития Университета Хаддерсфилд; член редакционного совета журнала
«Журнал профессионального обучения и образования», г. Хаддерсфилд, Великобритания.
Стр.3
Содержание № 4.2016
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.С. Самохин
Социокультурная и этно-экологическая адаптация
как основа методологии музейной педагогики . . . . . . . . . . . . . . 5
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
А.П. Аникина
Интеграция в художественно-эстетической области
дошкольного образования .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Я.В. Булгакова, М.С. Нечаева, Е.В. Дорохов,
А.В. Карпова, Н.С. Преображенская
Качества преподавателя вуза, важные для русскоговорящих
студентов и студентов-англофонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Д.К. Бартош, E.Л. Кабахидзе
О стимулирующих факторах реализации программ
двойных/совместных дипломов в российских вузах . . . . . . . . . . 29
М.С. Лежнева
Развитие готовности будущих IT-специалистов
к межпрофессиональному взаимодействию
посредством использования игровых технологий . . . . . . . . . . . 36
Н.Ю. Лесконог
Формирование у студенческой молодежи ценности
коллективной работы в вузе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Ли Линь
Коммуникативный подход в преподавании русской
грамматики в Китае . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
В.Д. Лобашев, А.А. Талых, Ф.Н. Зименкова
Элементы творческой деятельности
в технологическом образовании студентов . . . . . . . . . . . . . . . 59
Н.В. Неверова
Интеграция процесса овладения иностранным языком
с освоением профессии в техническом вузе .
.
С.А. Останина, Е.В. Птицына
Формирование педагогических ценностей
будущих преподавателей-музыкантов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 65
.
.
.
.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
.
.
.
.
.
.
. 12
Стр.4
4
П.П. Ростовцева, Н.В. Гусева, О.С. Соболева
Оптимизация профессионально ориентированной иноязычной
речевой подготовки студентов неязыковых вузов . . . . . . . . . . . 78
Э.А. Хапалажева
Организация контроля усвоения знаний и разработка
оценочных средств как факторы повышения качества
обучения студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
М.А. Янбухтина
Воспитание сплоченности в коллективе и толерантных
взаимоотношений в студенческой среде .
.
.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ,
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Н.Б. Карабущенко, Т.С. Пилишвили, С. Здилар
Сравнительный анализ ценностей и этнической идентичности
сербских студентов – билингвов и монолингвов . . . . . . . . . . . . 95
В.И. Чмель
Диагностический навык и его перенос в новые условия .
А.А. Яковлев, В.В. Манхирова, Е.К. Случаева
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Е.А. Быкова
Психологические аспекты инновационной деятельности
учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
З.К. Давлетбаева, В.М. Минияров
Содержание модели психологической превенции
асоциального поведения учащихся в образовательном
учреждении .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
О.Ю. Карташова
Взаимоотношения детей в общеобразовательной
и православной школе .
.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ
Т.С. Вотинцева, В.Р. Петренко
Взаимосвязь уровня толерантности к неопределенности
и психологического благополучия личности . . . . . . . . . . . . . 145
НАШИ АВТОРЫ .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . . . . . . . . . . . . . . 150
CONTENTS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 129
. 139
.
.
.
.
.
. 101
Особенности значений слов – наименований дней недели –
в языковом сознании русских и испанских студентов . . . . . . . . 113
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 88
Содержание
Стр.5