Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Специальная психология (220,00 руб.)

0   0
АвторыБабич Ольга Митрофановна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц67
ID643204
АннотацияВ учебно-методическом пособии в краткой форме излагаются базовые категории специальной психологии, освещаются некоторые концептуальные подходы к пониманию проблемы отклоняющегося развития, базирующиеся на гуманистической парадигме, что способствует становлению позиции без- условного принятия и понимания каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии, стремлению студентов к получению знаний, дающих возможность оказывать таким детям помощь и поддержку.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 3 курса очной формы обучения факультета философии и психологии.
Специальная психология / О.М. Бабич .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016 .— 67 с. — 67 с. — URL: https://rucont.ru/efd/643204 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Специальная_психология.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Специальная_психология.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие Составитель О. М. Бабич Воронеж Издательский дом ВГУ 2016
Стр.1
Содержание Введение ...............................................................................................................4 РАЗДЕЛ 1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ............................................................................6 1.1. Учебная программа дисциплины «Специальная психология» .................6 1.2. Содержание учебной дисциплины «Специальная психология» ..............9 1.3. Планы семинарских занятий ......................................................................15 Раздел 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ..............25 2.1. Предмет и задачи специальной психологии. Закономерности нарушенного развития .......................................................................................25 2.2. Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития ..............................................................................................................31 2.3. Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями: проблемы и новые подходы ..............................................................................37 РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМА НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ..................................................................................................48 3.1. Теоретические подходы к решению проблемы «норма-патология» ......48 3.2. Виды нормы в специальной психологии. Критерии и условия нормального развития личности ......................................................................50 3.3. Компенсация, коррекция, реабилитация и абилитация как категории специальной психологии ...................................................................................56 3
Стр.3
РАЗДЕЛ 1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 1.1. Учебная программа дисциплины «Специальная психология» Учебная дисциплина «Специальная психология» относится к циклу «Дисциплины» Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 – Психология (бакалавриат) и входит в базовую часть этого цикла. Цель изучения учебной дисциплины – формирование у студентов систематизированных научных представлений о множественности вариантов аномального психического развития личности ребенка. Основными задачами учебной дисциплины являются: 1) формирование у студентов знаний о психологических феноменах, категориях, методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики в дизонтогенезе с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; о многообразии аномалий психического развития детей; 2) выработка умений составления программы изучения отдельных личностных и интеллектуальных свойств аномального ребенка с последующей их коррекцией и формированием; 3) воспитание гуманного отношения к детям с аномалиями в психическом развитии; 4) укрепление у студентов устойчивого интереса к специальной психологии и применению соответствующих знаний в практической деятельности психолога. Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь подготовку по общей психологии, психологии развития и возрастной психологии, основам патопсихологии и организации психологической службы. У студентов должны быть сформированы элементы следующих компетенций: – способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1) – в части знания базовых диагностических, консультативных, психокоррекционных технологий, позволяющих решать типовые задачи в различных областях практики; основные подходы к психологическому воздействию на индивида; – способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3) – в части знания психологических основ социальной работы, ее специфику с различными ка6
Стр.6
тегориями населения, в том числе с проблемными; владения навыками составления консультативных, развивающих, реабилитационных и психокоррекционных программ; – способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7) – в части знания профессионально-этических норм и принципов работы психолога; владения навыками применения знаний различных отраслей психологии для правильного психологического объяснения и интерпретации жизненных ситуаций, фактов повседневной жизни, в которых проявляются поведение людей, индивидуально-психологические особенности личности, ее сознания и самосознания, познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сфер; – способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9) – в части знания категориального аппарата, методологических принципов, основных направлений, проблем и феноменологию различных отраслей психологии. Учебная дисциплина «Специальная психология» является предшествующей для следующих дисциплин: «Психология социальной работы», «Психология семьи», «Перинатальная психология», «Психология девиантного поведения». В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК): – способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4) – в части знания факторов риска аномального развития; умений применять знания факторов риска аномального развития для описания закономерностей функционирования и развития психики при аномальном развитии; – способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9) – в части знания закономерностей функционирования и развития психики при нарушенном развитии; умений интерпретации жизненных ситуаций, фактов повседневной жизни, в которых проявляются индивидуально-психологические особенности личности, ее сознания и самосознания, познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сфер; 7
Стр.7
– способность к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11) – в части знания психологических технологий, позволяющих решать типовые задачи в психокоррекционной и реабилитационной работе; умений применять знания о психологических технологиях, позволяющих решать типовые задачи практической деятельности; владения дидактическими приемами составления психокоррекционных и реабилитационных программ по оптимизации психической деятельности человека, в том числе с ограниченными возможностями. Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом — 2 ЗЕТ/72 часа. Виды учебной работы: Вид учебной работы Аудиторные занятия в том числе: лекции семинарские/практические Самостоятельная работа Итого: Трудоемкость (часы) По семестрам Всего В том числе в интерактивной форме 6 сем. 32032 16016 16016 лабораторные 000 40040 72072 Форма промежуточной аттестации зачет Тематический план № п/п Наименование раздела дисциплины 1 Введение в специальную психологию 2 Виды нарушений психического развития личности 3 Психокоррекционные технологии в специальной психологии Итого: Лекции Семинары / пр. занятия 4 10 2 4 10 2 1616 8 зачет Виды занятий (часов) Самостоятельная работа 12 18 10 Всего 20 38 14 4072
Стр.8
Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Специальная психология» продолжается в течение семестра (отводится 40 часов) и предполагает изучение и конспектирование рекомендуемой преподавателем литературы по вопросам семинарских занятий (приведены ниже), а также самостоятельное освоение понятийного аппарата, выполнение ряда практических и творческих заданий, выдаваемых студентам преподавателем на семинарских занятиях, и подготовку к текущей аттестации. В ходе изучения дисциплины предполагается проведение текущих аттестаций – в виде контрольных работ и практических заданий. Их успешное прохождение является обязательным условием допуска к промежуточной аттестации (зачету), который завершает изучение дисциплины «Специальная психология». 1.2. Содержание учебной дисциплины «Специальная психология» Тема 1. Введение в специальную психологию Аномальный ребенок в структуре общества. Объект, предмет и задачи специальной психологии. История развития специальной психологии. Источники возникновения специальной психологии: клиническая психология, возрастная психология, дефектология, коррекционная педагогика, специальная педагогика. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и теория деятельности А. Н. Леонтьева как теоретические основания специальной психологии. Этапы становления специальной психологии. Теоретическая и практическая значимость исследований А. Бине и Г. И. Россолимо. Проблема определения степени тяжести дефекта. Идея качественного своеобразия явлений и процессов, изучаемых дефектологией. Методологическое оформление дефектологии как науки. Междисциплинарный статус специальной психологии. Отрасли специальной психологии. Основные подходы к дихотомии «нормы и аномалии» развития. Возрастная, статистическая, индивидуальная и функциональная нормы развития. Понятие «аномальный ребенок». Условия нормального развития, сформулированные Г. М. Дульневым и А. Р. Лурия. Единство биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития. Понятие первичного и вторичных дефектов развития (Л. С. Выготский). Факторы, определяющие аномальное развитие личности. В. И. Лубовский о психической структуре дефекта (регистр-синдром). Понятие психического дизонтогенеза. Параметры дизонтогенеза. Классификация дизонтогений. 9
Стр.9
Тема 2. Виды нарушений психического развития личности Психология детей с отставанием и задержкой в развитии Определение умственной отсталости. История изучения нарушений умственного развития. Вклад Г. Я. Трошина и Л. С. Выготского в исследования личностных особенностей умственно отсталых детей. Разработка Л. В. Занковым теоретических основ специальной психологии. Причины умственной отсталости. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу. Дети-олигофрены: дебильность, имбецильность, идиотия. Особенности психического развития детей с умственной отсталостью. Определение задержки психического развития (ЗПР). Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии в зарубежной и отечественной психологии. Исследования Т. А. Власовой и М. С. Певзнер в области школьной неуспеваемости. Причины и механизмы слабовыраженных отклонений. Социальная и педагогическая запущенность как причины возникновения ЗПР. Классификация ЗПР по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу. Особенности развития личности с задержкой психического развития. Психология детей и подростков с диспропорциональным развитием Синдром раннего детского аутизма (РДА) как вариант искаженного развития. Понятие «аутизм». История изучения РДА. Причины и механизмы возникновения РДА. Психологическая сущность детского аутизма. Группы детей с РДА: аутизм как полная отрешенность от происходящего, как активное отвержение, как захваченность аутистическими интересами, как трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми. Разработка вопросов дисгармонического развития личности. Причины дисгармонического развития. Нарушение социально-психологической адаптации. Понятие «патологическое развитие». Начало изучения психопатий в 80-90-х гг. XIX века Х. Кандинским, В. М. Бехтеревым, С. С. Корсаковым. Дальнейшее развитие учения о психопатиях: уточнение и дифференциация клинических типологий (П. Б. Ганнушкин, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев). Разработка учения об акцентуированных личностях (К. Леонгард, А. Е. Личко). Разработка психолого-педагогических методов профилактики, выявления и коррекции психопатий и акцентуаций характера (С. А. Беличева, И. А. Коробейников и др.). Психология детей, развивающихся по типу поломки или выпадения определенной функции Развитие личности с нарушением слуха. Причины нарушений слуха. Психологическая классификация нарушений слуховых функций у детей. Особенности развития личности с нарушениями слуха. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.