Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Психологическое сопровождение семей группы риска : коллективная монография (190,00 руб.)

0   0
Первый авторМедведева Н. И.
АвторыСобильская А. С., Офицерова С. В., Рогожина О. А.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц191
ID578841
АннотацияВ монографии рассматриваются актуальные вопросы современной психологической науки, обоснованы теоретические подходы и концепции к оказанию психологической помощи семьям группы риска. Представлены результаты собственных лонгитюдных клинико-психологических и экспериментально-психологических исследований и наблюдений, проведенных сотрудниками кафедры психологии ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет». Предназначена для специалистов направления «Психология», студентов, практических психологов, преподавателей вузов, магистров, аспирантов
Кому рекомендованоПредназначена для специалистов направления «Психология», студентов, практических психологов, преподавателей вузов, магистров, аспирантов
ISBN978-5-9296-0754-7
УДК376:37.018
ББК74.9:88
Медведева, Н. И. Психологическое сопровождение семей группы риска : коллективная монография / А. С. Собильская, С. В. Офицерова, О. А. Рогожина; Н. И. Медведева .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015 .— 191 с. — ISBN 978-5-9296-0754-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/578841 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА КОЛЛЕКТИВНАЯ МОНОГРАФИЯ Ставрополь 2015 УДК 376:37.018 ББК 74.9:88 П 86 Рецензенты: д-р психол. наук, профессор М. И. Плугина, д-р психол. наук, профессор О. В. Соловьева П 86 Психологическое сопровождение семей группы риска: коллективная монография / Н. И. Медведева, А. С. Собильская, С. В. Офицерова, О. А. Рогожина; под общ. ред. проф. <...> В то же время отсутствие в семье искренней любви к детям, значит, отсутствие у малышей права на ошибку, влечет серьезные проблемы в системе детско-родительских отношений в целом. <...> Формальный, нормативно-усредненный подход к обучению и воспитанию – вот та критическая граница, за которой начинается зона педагогического риска, когда в «гадком утенке» родители и педагоги не могут разглядеть «сказочного лебедя», а собственную профессиональную несостоятельность пытаются спрятать за дежурный диагноз «неуспевающий ученик». <...> Часто взрослые искренне не понимают, когда и как произошел переход ребенка из зоны риска в группу риска, когда подросток превратился в неуправляемого, агрессивного, приобрел аддиктивные формы поведения. <...> Семьи, пренебрегающие нуждами своих детей, в том числе и в общении, способствуют их попаданию в зону риска, наносят значительный вред нормальному развитию ребенка. <...> 7 Основные проблемные группы детей в общеобразовательной школе, находящиеся в зоне риска: - педагогически запущенные дети; - дети из проблемных и неблагополучных семей; - слабо обучаемые дети (дети с проблемами в развитии и обучении); - дети со слабым здоровьем, инвалиды; - одаренные дети. <...> Так, например, ребенок может подражать деструктивному поведению своих родителей, проявляя тот же самый тип агрессивности и возбудимости с целью предотвращения <...>
Психологическое_сопровождение_семей_группы_риска_коллективная_монография.pdf
УДК 376:37.018 ББК 74.9:88 П 86 Рецензенты: д-р психол. наук, профессор М. И. Плугина, д-р психол. наук, профессор О. В. Соловьева П 86 Психологическое сопровождение семей группы риска: коллективная монография / Н. И. Медведева, А. С. Собильская, С. В. Офицерова, О. А. Рогожина; под общ. ред. проф. Н. И. Медведевой. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 191 с. ISBN 978-5-9296-0754-7 В монографии рассматриваются актуальные вопросы современной психологической науки, обоснованы теоретические подходы и концепции к оказанию психологической помощи семьям группы риска. Представлены результаты собственных лонгитюдных клинико-психологических и экспериментально-психологических исследований и наблюдений, проведенных сотрудниками кафедры психологии ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет». Предназначена для специалистов направления «Психология», студентов, практических психологов, преподавателей вузов, магистров, аспирантов. УДК 376:37.018 ББК 74.9:88 Авторский коллектив: д-р психол. наук, профессор Н. И. Медведева (ред.), канд. психол. наук, доцент А. С. Собильская, канд. психол. наук, доцент С. В. Офицерова, канд. психол. наук, доцент О. А. Рогожина ISBN 978-5-9296-0754-7 © Коллектив авторов, 2015 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Непрерывный рост контингента детей и подростков с различными формами школьной дезадаптации, по мнению психологов, педагогов, родителей и широкой общественности, обеспечивается отсутствием целостной и действенной системы социальной поддержки различных категорий детей, имеющих внутренние и внешние проблемы развития. Поэтому задача реализации в отечественных общеобразовательных школах целевых комплексных программ, сдерживающих переход детей из зоны риска (по имеющимся негативным условиям жизни и развития) в группу риска, где существует угроза жизни, здоровью и психике ребенка, приобретает особую актуальность и очевидную значимость. Основной проблемой общеобразовательной школы становится создание образовательного пространства для детей, переживающих дезадаптацию в силу неблагополучных условий их содержания, образования, развития. Современная школа обязана обеспечить комплексный подход к обучению и воспитанию детей, включающий меры педагогической, социальной, психологической и медицинской реабилитации, создавая обогащенную социально-культурную ситуацию развития для каждого ребенка. Несмотря на приоритетность цели выполнения государственных учебных стандартов, школа должна решать сверхзадачу, поставленную государством и обществом – воспитывать культурного, образованного и социально ответственного гражданина. Социальная адаптация ребенка – серьезная проблема современной школы. В практике школьного обучения к группе риска принято относить детей, наиболее часто выпадающих из размеренного ритма «школьного улья», попадающих в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних, тех детей, чьи имена звучат на педагогических советах и консилиумах, чьи поступки обсуждаются на родительских собраниях, чье присутствие в классе воспринимается как досадная помеха благополучно текущему педагогическому процессу. Многие школы с удовольствием избавляются от отдельных школьных «знаменитостей» в полной уверенности в том, что свалили с плеч тяжелую ношу и все проблемы. На самом деле непонимание или нежелание вовремя вникнуть в проблемы каждого отдельного ребенка кратно увеличи3
Стр.3
вают его риск стать социальным дезадаптантом, необратимо деформируют и личность, и человеческую судьбу. Главное условие благополучного развития ребенка – внимательная забота и безграничная любовь взрослых – родителей, педагогов. Но в функциональных обязанностях классного руководителя ничего не написано об обязанности – любить детей. Государственные законы требуют от граждан выполнять свой родительский долг, но каждый родитель имеет индивидуальное представление о долге и любви к своему ребенку. В то же время отсутствие в семье искренней любви к детям, значит, отсутствие у малышей права на ошибку, влечет серьезные проблемы в системе детско-родительских отношений в целом. Когда на уроке учитель в присутствии всего класса делит детей на группы сильных, слабых и неуспевающих, практические психологи категорически отвергают такую негуманную дидактику, заявляя об унижении человеческого достоинства ребенка. Однако это общепринятый и бытующий способ дифференциации детей в традиционной педагогике. Формальный, нормативно-усредненный подход к обучению и воспитанию – вот та критическая граница, за которой начинается зона педагогического риска, когда в «гадком утенке» родители и педагоги не могут разглядеть «сказочного лебедя», а собственную профессиональную несостоятельность пытаются спрятать за дежурный диагноз «неуспевающий ученик». Часто никого не заботит тот факт, что ребенок страдает в системе деструктивных семейных отношений, «застревает» в комплексе неполноценности, переживает межличностные конфликты, замыкается в себе. Создается негативная картина, когда у каждого участника воспитательной ситуации – родителей, педагогов, ребенка – формируется особая система ценностных установок, не связанная с представлениями самого ребенка о себе самом и окружающем мире. Монологичность родителей и педагогов приводит к замкнутости ребенка, к поиску им другой, более оптимистичной для возраста и благополучной для восприятия картины мира, в которой всегда есть надежда на успех и право на любовь. Часто взрослые искренне не понимают, когда и как произошел переход ребенка из зоны риска в группу риска, когда подросток превратился в неуправляемого, агрессивного, приобрел аддиктивные формы поведения. Психологи утверждают, что многие проблемы «трудных» детей (гиперактивность, импульсивное поведение и т. п.) 4
Стр.4
являются результатом плохого обращения с ними взрослых. Ребенок оказывается не способным усвоить общепринятые нормы поведения и поступать «как все дети», становится нестандартным, изгоем, дезадаптантом в том случае, когда взрослые не сумели найти с ним общего языка, договориться о правилах, привить самоуважение, помочь усвоить культуру человеческого общения. Отечественные и зарубежные психологи неоднократно подчеркивали, что нормальное развитие ребенка связано с удовлетворением его основных потребностей в познании и общении. Семьи, пренебрегающие нуждами своих детей, в том числе и в общении, способствуют их попаданию в зону риска, наносят значительный вред нормальному развитию ребенка. В зоне риска находятся те дети, которые имеют проблемы со здоровьем, обучением, проявляют асоциальные формы поведения. Эти дети переходят в группу риска в том случае, если в семье и школе им не будут созданы специальные коррекционно-реабилитационные условия. Отсутствие этих условий станет той границей, которую ребенок может пересечь и оказаться в группе риска. Часто насилие над ребенком со стороны ответственных за него взрослых является границей в его развитии между нормой и патологией. Насилие как физическое, так и психологическое принуждает ребенка к поступкам, действиям, которые он не хочет, но вынужден совершать под давлением, угрозами или путем обмана, манипуляции со стороны родителей или педагогов. Или, напротив, насилие взрослых создает препятствия желательным для ребенка действиям, поступкам, которые он хочет, но не может по настоянию взрослых выполнять. В результате неправильного поведения взрослых нарушается физическое и психическое развитие ребенка, развиваются личностные и эмоциональные комплексы, проявляются психосоматические заболевания, возникает тяжелая форма социальной дезадаптации. Таким образом, границей риска для ребенка школьного возраста мы считаем отсутствие любви и заботы взрослых как основополагающего условия, обеспечивающего его нормальную жизнедеятельность и благополучное психофизическое развитие. В ситуации школьного обучения в группе риска оказываются так называемые педагогически запущенные подростки или те дети, отношение взрослых (родителей, опекунов, педагогов, других специалистов, работающих с детством) к которым на протяжении нескольких лет носило насильственный или попустительский характер. 5
Стр.5
В этой связи у подростков сформировались стойкие асоциальные формы поведения (агрессивные, аутоагрессивные, девиантные), низкий уровень общечеловеческой культуры. Самой тяжелой группой, не поддающейся педагогической коррекции, становятся подросткидезадаптанты с признаками аддиктивных форм поведения. В организации системы школьного воспитания у педагогов нет права на ошибку, поскольку субъектом педагогических воздействий является живой, тонко чувствующий, имеющий собственную уникальную картину мира, а порой тяжело страдающий человек. Насколько необходимы ребенку какие-либо воздействия внешнего мира, какую именно пользу или непоправимый вред они могут принести его душевному здоровью – могут и должны доподлинно предвосхитить педагоги. Граница перехода ребенка в группу риска всегда рядом, и шансы переступить ее невероятно велики. Они удваиваются с появлением отрицательных воздействий среды и далеко не всегда начинаются с отрицательного воздействия улицы. Улица, с ее деструктивным влиянием, является скорее результатом, чем условием негативного воздействия или негативного бездействия ответственных за развитие ребенка социальных институтов – семьи и школы. Человеческий детеныш – самый неприспособленный из всех млекопитающих малышей живой природы, а потому весь период детства можно смело назвать зоной риска в онтогенезе. При этом, как считают ученые, психологическое взросление человека и его переход в последующие возрастные категории зависит от индивидуальных характерологических особенностей, а также от условий и стиля его воспитания. Поэтому в начальной школе встречаются дети с высоким уровнем социальной ответственности, а в старших классах – социальные дезадаптанты. Когда семья, находясь в зоне социально-экономического или педагогического риска, не в состоянии помочь ребенку пережить последствия психологической травмы, облегчить моральные страдания и потери; когда школа винит в неуспеваемости самого ребенка, а не профессиональную некомпетентность педагога; когда «нестандартный» ребенок не находит в школе и дома возможностей для развития, он вынужден уйти на улицу, у которой есть свои требования ко всему живому. И тогда по законам естественной природы в борьбе за место под солнцем первыми всегда погибают самые слабые и беспомощные дети. 6
Стр.6
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие .........................................................................................3 ГЛАВА 1. Психологические особенности семей группы риска 1.1. Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска ...............................................................7 1.2. Типология семейных проблем ...................................................16 1.3. Типы неблагополучных семей группы риска ...........................17 1.4. Семьи, находящиеся в пограничной зоне .................................22 1.5. Психологические причины нарушения социальноэмоционального развития детей, нуждающихся в помощи государства ..................................................................................24 ГЛАВА 2. Психологическое выявление проблем в семьях группы риска 2.1. Диагностика выявления проблем в поведенческой сфере школьников ......................................................................36 2.2. Методики обследования семей группы риска ..........................56 ГЛАВА 3. Психологическая помощь семьям группы риска 3.1. Психологическое консультирование неблагополучных семей группы риска ....................................................................84 3.2. Выбор оптимальных психологических средств для преодоления массового распространения деструктивного поведения детей и подростков ................................................133 3.3. Психологическая коррекция и профилактика детскородительских отношений .........................................................148 Литература .......................................................................................187 190
Стр.190