Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Спортивная культура личности: Учебное пособие для студентов (360,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
АвторыБаринов С. Ю.
ИздательствоМ.: Издательство «Университетская книга»
Страниц113
ID543093
АннотацияДанная работа – пособие для студентов, специализирующихся по направлению подготовки 030800 – международные отношения и изучающих спецкурс «Спортивная культура личности». Основная цель спецкурса: – повысить уровень спортивной и общекультурной подготовки студентов Уни-верситета на основе формирования у них комплекса научно обоснованных знаний о спортивной культуре как важном элементе культуры личности; – содействовать формированию у каждого личности спортивно-гуманистической культуры личности, которая предполагает полноценные знания о спорте и его гуманистическом значении, устойчивый интерес к спорту, желание активно заниматься спортом, рассматривая эти занятия как важный фактор гармоничного развития личности: физического совершенствования, сохранения и укрепления здоровья, формирования и повышения уровня физической, нравственной и эстетической культуры, других аспектов культуры личности, а также содержательного проведения досуга. В Пособии дается характеристика содержания, структуры, форм и значения спортивной культуры личности. Особое внимание уделяется характеристике спортив-но-гуманистической культуры личности, основу которой составляет позитивное цен-ностное отношение к спорту, к различным его компонентам (спортивной тренировке, спортивным соревнованиям и др.), видам, разновидностям, их аспектам, функциям и т.д. с позиций гуманизма, с точки зрения его идеалов и ценностей – целостного разви-тия личности и гуманных отношений к другим людям, нациям, культурам, верованиям. Анализируются две основные формы (разновидности) этой культуры – олимпийская и спартианская. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ
ISBN978-5-91304-162-3
Столяров, В.И. Спортивная культура личности: Учебное пособие для студентов / С.Ю. Баринов; В.И. Столяров .— Москва : Издательство «Университетская книга», 2009 .— 113 с. — ISBN 978-5-91304-162-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/543093 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Особое внимание уделяется характеристике спортивно-гуманистической культуры личности, основу которой составляет позитивное ценностное отношение к спорту, к различным его компонентам (спортивной тренировке, спортивным соревнованиям и др.), видам, разновидностям, их аспектам, функциям и т.д. с позиций гуманизма, с точки зрения его идеалов и ценностей – целостного развития личности и гуманных отношений к другим людям, нациям, культурам, верованиям. <...> Базис и надстройка спортивной культуры личности …………… 39 Базис спортивной культуры личности (39). <...> Понятие, структура и значение спортивно-гуманистической культуры личности …………………………………………………… 48 Понятие спортивно-гуманистической культуры личности (48). <...> Понятие, структура и значение олимпийской культуры личности ………………………………………………………………… 70 Понятие олимпийской культуры личности (70). <...> Значение культуры личности (78). олимпийской Вопросы для повторения (самопроверки)……………………………. <...> Спортивные соревнования, особенно Олимпийские игры, вызывают огромный интерес у зрителей, число которых постоянно увеличивается. <...> 6 Основные задачи курса:  ознакомить студентов с понятийным аппаратом теории спортивной культуры личности, в том числе с такими понятиями как «спортивное соревнование», «спорт», «игра», «культура», «спортивная культура» и др.;  помочь студентам в понимании структуры спортивной культуры личности, ее различных форм (разновидностей) и других важных проблем, касающихся этой культуры, ознакомить их с современными подходами к решению данных проблем;  содействовать повышению привлекательности спортивной деятельности для студентов и тем самым вовлечению их в активные и регулярные занятия спортом;  содействовать формированию у каждого студента спортивногуманистической культуры личности, которая предполагает полноценные знания о спорте и его гуманистическом значении, устойчивый интерес к спорту, желание <...>
Спортивная_культура_личности_Учебное_пособие_для_студентов.pdf
В.И. Столяров В.И., С.Ю. Баринов, СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ Москва 2009
Стр.1
2 УДК 796 Ббк 75.4 C81 Столяров В.И., Баринов С.Ю. Спортивная культура личности: Учебное пособие для студентов. – М.: Издательство «Университетская книга», 2009. – 128 с. Данная работа – пособие для студентов, специализирующихся по направлению подготовки 030800 – международные отношения и изучающих спецкурс «Спортивная культура личности». Основная цель спецкурса: – повысить уровень спортивной и общекультурной подготовки студентов Университета на основе формирования у них комплекса научно обоснованных знаний о спортивной культуре как важном элементе культуры личности; – содействовать формированию у каждого личности спортивно-гуманистической культуры личности, которая предполагает полноценные знания о спорте и его гуманистическом значении, устойчивый интерес к спорту, желание активно заниматься спортом, рассматривая эти занятия как важный фактор гармоничного развития личности: физического совершенствования, сохранения и укрепления здоровья, формирования и повышения уровня физической, нравственной и эстетической культуры, других аспектов культуры личности, а также содержательного проведения досуга. В Пособии дается характеристика содержания, структуры, форм и значения спортивной культуры личности. Особое внимание уделяется характеристике спортивно-гуманистической культуры личности, основу которой составляет позитивное ценностное отношение к спорту, к различным его компонентам (спортивной тренировке, спортивным соревнованиям и др.), видам, разновидностям, их аспектам, функциям и т.д. с позиций гуманизма, с точки зрения его идеалов и ценностей – целостного развития личности и гуманных отношений к другим людям, нациям, культурам, верованиям. Анализируются две основные формы (разновидности) этой культуры – олимпийская и спартианская. Рецензенты: член-корреспондент РАО, д.ф.н., профессор С.Д. Неверкович д.ф.н. М.Я. Сараф ISBN 978-5-91304-162-3 © В.И.Столяров, © С.Ю. Баринов
Стр.2
3 СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………… 5 1. Основные понятия…………………………………………… 7 1.1. Спорт……………………………………………………………………. 7 Дискуссии о понятии «спорт» (7). Соревнование (8). Формы и виды соревнований (10). Споры о специфике спортивного соревнования (11). Особенности спортивного соревнования (12). Спорт в узком и широком смыслах (15). Разнообразие спорта (15). Физкультурно-спортивная деятельность (17). 1.2. Игра, игровая деятельность …………………………………………… 18 Понятие игры (18). Взаимоотношение спортивной и игровой деятельности (21). 1.3. Культура…………………………………………………………………… 22 Различные подходы к пониманию культуры (22). Ценностное отношение (24). Ценности (26). Многообразие ценностей (26). Культура (27). Процесс освоения индивидом ценностей культуры (29). 1.4. Спортивная культура, спортивная культура личности и ее формы (разновидности) ………………………………………….. 30 Спортивная культура (30). Спортивная культура личности (31). Формы (разновидности) спортивной культуры личности (31). Вопросы для повторения (самопроверки)………………………… 33 Рекомендуемая литература…………………………………………. 2. Структура спортивной культуры личности ………………. 34 35 2.1. Основные элементы структуры спортивной культуры личности ………………………………………………………………….. 35 Предпосылочный блок (35). Оценочные компоненты (35). Рефлексивно-аналитический компонент (36). Результирующий компонент (37). Общая структура спортивной культуры личности (37). 2.2. Базис и надстройка спортивной культуры личности …………… 39 Базис спортивной культуры личности (39). Надстройка спортивной культуры личности (40). Вопросы для повторения (самопроверки)………………………… 42 Рекомендуемая литература………………………………………… 42 3. Спортивно-гуманистическая культура личности………… 43 3.1. Основные идеи, идеалы и ценности гуманизма………….… 43 Понятие гуманизма (43). Гуманистический идеал личности (44). Гуманистический идеал социальных отношений (45). 3.2. Понятие, структура и значение спортивно-гуманистической культуры личности …………………………………………………… 48 Понятие спортивно-гуманистической культуры личности (48). Структура спортивно-гуманистической культуры личности (49). Значение спортивно-гуманистической культуры личности (55). Вопросы для повторения (самопроверки)……………………………. 57 Рекомендуемая литература……………………………………………. 57
Стр.3
4 4. Олимпийская разновидность спортивно-гуманистической культуры личности……………………………………………… 58 4.1. Идеалы и ценности олимпизма……………………………………… 58 Педагогический замысел Кубертена (58). Оценка Кубертеном роли спорта (59). Обоснование необходимости олимпийского движения (61). Идеал личности и поведения олимпийца (63). Принципы Фэйр Плэй (68). Олимпийский идеал социальных отношений (69). 4.2. Понятие, структура и значение олимпийской культуры личности ………………………………………………………………… 70 Понятие олимпийской культуры личности (70). Структура олимпийской культуры личности (72). Значение культуры личности (78). олимпийской Вопросы для повторения (самопроверки)……………………………. 80 Рекомендуемая литература……………………………………………. 5. Спартианская разновидность спортивно-гуманистической 80 культуры личности……………………………………………….. 81 5.1. Спартианские идеалы ……………………………………………… 81 Спартианский идеал целостного развития личности (81). Спартианский идеал социальных отношений (87). Интеграция спорта с искусством (88). 5.2. Понятие, структура и значение спартианской спортивно-гуманистической культуры личности……………… 91 Понятие спартианской спортивно-гуманистической культуры личности (91). Структура спартианской спортивно-гуманистической культуры личности (93). Значение спартианской спортивно-гуманистической культуры личности (100). Вопросы для повторения (самопроверки)……………………………. 106 Рекомендуемая литература…………………………………………….. 106 Заключение …………………………………………………………… 107 Терминологический словарь ……………………………………… 108
Стр.4
5 ВВЕДЕНИЕ Сложные социальные процессы, качественные изменения, происходящие во всех сферах современного общества, особенно в нашей стране, и связанная с этим необходимость существенного повышения эффективности системы образования предъявляют все более высокие требования к теоретико-методологической, мировоззренческой и общекультурной подготовке специалистов различных отраслей общественного производства, науки, техники, в том числе сферы международных отношений. Важное значение в системе этой подготовки имеет обязательный для всех студентов курс «Физическая культура», который призван приобщить их к сфере физической культуры и спорта. В настоящее время в физкультурно-спортивную деятельность включается все большее число людей. Спортивные соревнования, особенно Олимпийские игры, вызывают огромный интерес у зрителей, число которых постоянно увеличивается. Спорт оказывает воздействие практически на все слои и сферы современного общества, современной культуры, международных отношений, включает в свою орбиту образование, политику, экономику, технику, науку, искусство, средства массовой информации и т.д. Все более важной становится его роль в социализации подрастающего поколения, формировании образа и стиля жизни. Существенное влияние спорт оказывает и на культуру личности. Со спортом связано формирование и развитие такого элемента этой культуры, как спортивная культура. Относительно этой культуры личности возникает ряд сложных вопросов: что она представляет собой, каковы ее структура и разновидности, каким образом и под влиянием каких факторов она формируется у человека, какая ее форма имеет наиболее важное значение в современных условиях и др. Однако в курсе «Физическая культура» спорту уделяется крайне мало внимания, а спортивная культура личности вообще не включена в его содержание. С учетом этой ситуации кафедра физического воспитания МГИМО (У) МИД РФ разработала для студентов спецкурс, посвященной спортивной культуре личности. Основная цель спецкурса: повысить уровень спортивной и общекультурной подготовки студентов Университета на основе формирования у них комплекса научно обоснованных знаний о спортивной культуре как важном элементе культуры личности.
Стр.5
6 Основные задачи курса:  ознакомить студентов с понятийным аппаратом теории спортивной культуры личности, в том числе с такими понятиями как «спортивное соревнование», «спорт», «игра», «культура», «спортивная культура» и др.;  помочь студентам в понимании структуры спортивной культуры личности, ее различных форм (разновидностей) и других важных проблем, касающихся этой культуры, ознакомить их с современными подходами к решению данных проблем;  содействовать повышению привлекательности спортивной деятельности для студентов и тем самым вовлечению их в активные и регулярные занятия спортом;  содействовать формированию у каждого студента спортивногуманистической культуры личности, которая предполагает полноценные знания о спорте и его гуманистическом значении, устойчивый интерес к спорту, желание активно заниматься спортом, рассматривая эти занятия как важный фактор гармоничного развития личности: физического совершенствования, сохранения и укрепления здоровья, формирования и повышения уровня физической, нравственной и эстетической культуры, других аспектов культуры личности, а также содержательного проведения досуга. Данная работа – учебное пособие для слушателей этого спецкурса.
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.