Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия "Гуманитарные и социальные науки".  / № 4 2016

Есенин и фольклор: «ритуальный хаос» в поэме «Анна Снегина» (90,00 руб.)

0   0
Первый авторДударева Марианна Андреевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц9
ID478595
АннотацияВ статье рассматривается поэма С.А. Есенина «Анна Снегина» в контексте фольклорной традиции. Образ главных героев раскрывается в неразрывной связи с фольклором, в частности с традицией скоморошества. Ритуальный орнамент поэмы связан с архетипическими моделями. В статье большое внимание уделено архетипам Луны и Пути, рассматривается семантика цвета в поэме. «Лунарный миф» отразился как в раннем творчестве поэта, так и в позднем: в поэмах «Анна Снегина» и «Черный человек», которые воспринимаются в контексте фольклорной традиции и обрядовой реальности как единое целое. Историческая поэтика позволяет по-новому взглянуть на тексты Есенина – речь идет о внутреннем преломлении фольклорной традиции. В научном пространстве эта проблема разрабатывалась В.А. Смирновым. Обращение к фольклорной традиции разрешает научный спор относительно образности, поэтики поэмы. Образы поэта и его возлюбленной Анны связаны не только с любовной линией в поэме, но и с философской проблемой роста героя над самим собой: его воспоминания носят сакральный, ритуальный характер. Таким образом выстраивается Путь героя, на что указывают и архетипические составляющие. На встречу к Анне, в деревню, лирического героя ведет Прон, чей образ тоже связан с фольклорной традицией, с архетипом шута, однако качества трикстера в его образе трансформируются. Подобную ритуальную ситуацию мы наблюдаем и в поэме «Страна негодяев», где актуализированы травестийный комплекс и архетип Луны, важный для художественного мира Есенина.
Дударева, М.А. Есенин и фольклор: «ритуальный хаос» в поэме «Анна Снегина» / М.А. Дударева // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия "Гуманитарные и социальные науки". .— 2016 .— № 4 .— С. 88-96 .— doi: 10.17238/issn2227-6564.2016.4.88 .— URL: https://rucont.ru/efd/478595 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В статье рассматривается поэма С.А. Есенина «Анна Снегина» в контексте фольклорной традиции. <...> Образ главных героев раскрывается в неразрывной связи с фольклором, в частности с традицией скоморошества. <...> Ритуальный орнамент поэмы связан с архетипическими моделями. <...> В статье большое внимание уделено архетипам Луны и Пути, рассматривается семантика цвета в поэме. <...> «Лунарный миф» отразился как в раннем творчестве поэта, так и в позднем: в поэмах «Анна Снегина» и «Черный человек», которые воспринимаются в контексте фольклорной традиции и обрядовой реальности как единое целое. <...> Историческая поэтика позволяет по-новому взглянуть на тексты Есенина – речь идет о внутреннем преломлении фольклорной традиции. <...> В научном пространстве эта проблема разрабатывалась В.А. Смирновым. <...> Обращение к фольклорной традиции разрешает научный спор относительно образности, поэтики поэмы. <...> Образы поэта и его возлюбленной Анны связаны не только с любовной линией в поэме, но и с философской проблемой роста героя над самим собой: его воспоминания носят сакральный, ритуальный характер. <...> Таким образом выстраивается Путь героя, на что указывают и архетипические составляющие. <...> На встречу к Анне, в деревню, лирического героя ведет Прон, чей образ тоже связан с фольклорной традицией, с архетипом шута, однако качества трикстера в его образе трансформируются. <...> Подобную ритуальную ситуацию мы наблюдаем и в поэме «Страна негодяев», где актуализированы травестийный комплекс и архетип Луны, важный для художественного мира Есенина. <...>