Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Гендерная психология (220,00 руб.)

0   0
АвторыЕсманская Наталья Евгеньевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц75
ID437105
Аннотация Учебно-методическое пособие содержит: краткий теоретический курс по дисциплине «Гендерная психология»; вопросы для самопроверки на закрепление изучаемого материала; задания для исследовательской работы студентов, дополнительные материалы для самостоятельной проработки некоторых тем и проблем, вариативные формы организации аттестации студентов, список литературы и тесты для самоконтроля знаний студентов.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 3-го курса очной формы обучения и магистрантов направления «Психология» факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Гендерная психология / Н.Е. Есманская .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 75 с. — 75 с. — URL: https://rucont.ru/efd/437105 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Н. Е. Есманская ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 1 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 8 октября 2015 г., протокол № 1400-07 Рецензент – доктор педагогических наук, профессор Н. И. Вьюнова Учебно-методическое пособие для вузов подготовлено на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. <...> Краткий курс лекций по дисциплине «Гендерная психология» . <...> Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики мужчин и женщин . <...> Художественная литература как источник психологических знаний о гендерных особенностях детей . <...> Место и роль художественной литературы в процессе личностного развития в период детства . <...> Женские и мужские образы в произведениях художественной литературы . <...> 66 Приложение Б Гендерные стереотипы в поведении мужчины на любовном свидании . <...> В процессе усвоения данного курса студенты должны изучить основные этапы становления гендерной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки; ознакомиться с методами и методиками изучения гендерных аспектов личности; установить взаимосвязи теоретических знаний с практической деятельностью психологов; сформировать умения учитывать гендерные особенности в процессе профессионального взаимодействия с людьми; выработать умения и навыки решения психологических задач и ситуаций, связанных с реализацией гендерного подхода. <...> Гендерный подход должен стать неотъемлемой частью работы психолога-исследователя, консультанта и руководителя тренинговых групп, он предоставляет широкие возможности для помощи практикам, работающим с людьми: менеджерам, юристам, учителям и воспитателям, медицинским <...>
Гендерная_психология.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Гендерная_психология.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Н. Е. Есманская ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 1
Стр.1
Содержание Предисловие ..................................................................................................................4 1. Краткий курс лекций по дисциплине «Гендерная психология» ...........................5 1.1. Краткая история формирования гендерной психологии ................................5 1.2. Основные разделы гендерной психологии .....................................................7 Вопросы для самопроверки ................................................................................... 12 Исследовательская работа студентов ................................................................... 13 Учебные задания .................................................................................................... 20 1.3. Методы гендерной психологии ...................................................................... 20 1.4. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики мужчин и женщин .................................................................................................. 21 Вопросы для самопроверки ................................................................................... 23 Учебные задания ................................................................................................... 24 1.5. Личностные характеристики мужчин и женщин ......................................... 24 Вопросы для самопроверки ................................................................................... 27 Учебные задания .................................................................................................... 27 1.6. Социальное поведение мужчин и женщин ................................................... 28 Вопросы для самопроверки ................................................................................... 30 1.7. Родительство в гендерном аспекте ................................................................ 31 Вопросы для самопроверки ................................................................................... 39 Учебные задания .................................................................................................... 39 1.8. Девиантные отношения мужчин и женщин ................................................. 39 Вопросы для самопроверки ................................................................................... 46 Учебные задания .................................................................................................... 46 2. Художественная литература как источник психологических знаний о гендерных особенностях детей .............................................................................. 47 2.1. Место и роль художественной литературы в процессе личностного развития в период детства ..................................................................................... 47 Вопросы для группового обсуждения .................................................................. 48 Исследовательская работа студентов ................................................................... 48 2.2. Женские и мужские образы в произведениях художественной литературы .............................................................................................................. 48 Исследовательская работа студентов ................................................................... 51 3. Аттестация студентов ............................................................................................ 53 3.1. Текущая аттестация ........................................................................................ 53 3.2. Промежуточная аттестация ............................................................................ 55 3.3. Проблемные задания по курсу «Гендерная психология» .......................... 55 3.4. Задания для творческого прохождения промежуточной аттестации ........ 56 Словарь терминов ....................................................................................................... 57 Литература ................................................................................................................... 64 Приложение А Отражение в художественной литературе образов родителей .... 66 Приложение Б Гендерные стереотипы в поведении мужчины на любовном свидании ................................................................................................... 68 Приложение В Тесты для самоконтроля знаний студентов ................................... 71 3
Стр.3
женщин и мужчин является результатов воспитания, с ним связаны и различия в играх детей разного пола. Французский мыслитель Франсуа Фурье обратил внимание на отражение в языке статуса женщин и мужчин в обществе, рассматривал проблемы лидерства мужчин и женщин, взаимоотношений между полами (сексуальных и супружеских), выступил за ограничение рождаемости. Немецкий романтик Фридрих Шлегель писал о целостной личности, которая соединяет в себе личностные характеристики и мужчины и женщины, и советовал каждому полу перенимать у другого недостающие качества. Артур Шопенгауэр обратил внимание на различие психических процессов мужчины и женщины по абстрактности-конкретности и проявление этих различий в нравственных идеалах. Второй этап (конец XIX – начало XX в.) характеризовался формированием предмета и естественно-научных основ гендерной психологии. Этому способствовало движение за освобождение женщин и начало совместного обучения представителей обоих полов в различных учебных заведениях. Параллельно сформировались две ветви новой отрасли: психология женщины и психология половых различий. Появились первые книги, специально посвященные гендерной психологии: русского ученого П. Е. Астафьева, где речь шла о различии психических типов мужчин и женщин по фактору времени: у первых замедленный, у вторых – быстрый темп, остальные характеристики обусловлены этими различиями, и работа австрийца Отто Вейнингера, посвященная бисексуальности и андрогинии, половым различиям в психике и сексуальным взаимоотношениям между полами. В конце XIX в. начали проводиться первые исследования женщин – в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах. Появилось несколько монографий, посвященных женщинам или их сравнению с мужчинами. Настоящим пионером новой отрасли психологии стал голландский ученый Г. Гейманс. В своей монографии «Психология женщины» он дал научный обзор исследований половых различий по данным физиологов, врачей и психологов, а также описал два собственных масштабных исследования. Гейманс высказал идею о необходимости изучения психологии мужчин, а не только женщин, об учете пола исследователя при анализе данных и различий женщин и мужчин по темпераменту при их сравнении. Третий этап (начало XX в. – 1930-е гг.) носит название психоаналитического и связан с деятельностью 3. Фрейда, опубликовавшего работу «Психология женщины», статью «Женственность» и другие очерки о развитии женщины. К этому периоду относится разработка представления о нарциссизме у мужчин и женщин, об их сексуальных переживаниях, о влиянии на длительное существование множества гендерных стереотипов. Критика фрейдизма и противостояние ему выразились в дискуссии Фрейда и Хорни о том, какой пол завидует другому, в резкой критике со стороны феминизма 6
Стр.6
и породили противоречивые отношения между психоанализом и психологией женщины. В 1920–1930-е гг. отечественные психологи были знакомы с зарубежными работами того же периода (в том числе и с работами Фрейда). Направленность их исследований имела общие черты с зарубежными: изучение половых различий лидеров (Е. А. Аркин), сексуальности девочек и мальчиков (П. П. Блонский), но имели и свою самобытность. Однако затем политические причины привели к господству «бесполой психологии» и вынужденному перерыву в гендерных исследованиях в нашей стране. Четвертый период (1960–1980-е гг.) – это начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий. Здесь выделяются исследования Мартины Хорнер (феномен боязни успеха), Элеонор Маккоби (обзоры половых различий и собственные эксперименты), Сандры Бэм (концепции андрогинии и гендерной схемы), Нэнси Ходоров (работа о материнстве) и Кэрол Гиллиган (идея о ценности нравственных суждений женщин, отличных от взглядов мужчин). В 1960-е гг. возобновились широкие отечественные исследования (от психофизиологии до социальной психологии). Ведущая роль в этих исследованиях принадлежала лениградскопетербургской школе психологов под руководством Б. Г. Ананьева, заложившего глубокие теоретические основы гендерной психологии: выделение глобальных различий женщин и мужчин, рассмотрение полового диморфизма в качестве общего принципа филогенеза, онтогенеза и социогенеза. Пятый период (с 1990-х гг. по настоящее время) – это бурное развитие зарубежной гендерной психологии. Признаки расцвета этой области – новый всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, начало кросс-культурных исследований во всем мире, адаптирование известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик. Интерес к гендерной психологии растет и в нашей стране. На стратификацию полов (их неравенство), которая отмечена во многих культурах, оказали влияние несколько факторов: а) половое разделение труда; б) образование; в) собственность; г) обладание властью; д) отношение церкви и власти в целом; е) сексуальное поведение. 1.2. Основные разделы гендерной психологии Предметом гендерной психологии в самом широком смысле являются особенности психики, которые связаны с полом. Можно выделить шесть больших разделов: 1) психология сравнения мужчин и женщин; 2) психология женщины; 3) психология мужчины; 4) гендерная социализация; 5) психология гендерных отношений; 6) гендерная психология лидерства. 7
Стр.7
Психология сравнения мужчин и женщин По ходу истории гендерной психологии этот раздел носил различные названия: половой диморфизм, половой дипсихизм, половые различия, гендерные различия. Мужчины и женщины, мальчики и девочки сравниваются по различным параметрам – от психофизиологических и нейропсихологических до социально-психологических особенностей психики. При этом устанавливаются различия и сходства. Цель этого сравнения – установить своеобразие полов, специфические особенности мужчин и женщин. Этот раздел гендерной психологии наиболее развит. Однако пока исследованы далеко не все параметры психики. Исследовательский потенциал новой отрасли психологии очень велик: можно повторить практически все исследования в нашей науке – от психофизики до социальной психологии, но на равных выборках мужчин и женщин. Психология женщины Этот раздел изучает те особенности психики и поведения женщин, которые не стали предметом первого раздела. Очень часто в зарубежных работах переплетаются психология женщины и психология гендерных различий – и по экспериментам, на которые ссылаются, и по концепциям, которые лежат в их основе и которые их объясняют, поскольку, характеризуя женщин или девочек, непременно обращаются и к мужчинам. Эта традиция – изучать женщин и мужчин в сравнении – делает размытой границу между обоими разделами, однако у психологии женщин существует и свой специфический предмет: те особенности психики, которых нет у мужчин, прежде всего – связанные с женской физиологией. Здесь изучается психическое состояние женщин во время менструального цикла, дефлорации, беременности, родов и климакса. Помимо этого, предметом психологии женщины становятся материнство (особенно в ситуации неполной семьи, когда нет феномена, с которым можно было бы провести сравнение, – отцовства), женская занятость и женские профессии (особенно те, где нет мужчин или их так мало, что сравнение не может быть адекватным), женская безработица, женское девиантное поведение и специфические женские заболевания. Психология мужчины Предметом являются те особенности психики, которых нет у женщин. В частности, изучается влияние мужских гормонов на способность мужчин решать пространственные задачи. Часто сравнение с женщинами также нерелевантно – ибо самая маскулинная женщина отличается от самого фемининного мужчины. Также существуют специфические мужские заболевания (например, связанные с половой сферой), которые влияют на психику мужчин и которых нет у женщин. Важно изучить психологические факторы мужской смертности. Можно исследовать мужские профессии, где нет ни 8
Стр.8