МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Н. Е. Есманская
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие для вузов
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2015
1
Стр.1
Содержание
Предисловие ..................................................................................................................4
1. Краткий курс лекций по дисциплине «Гендерная психология» ...........................5
1.1. Краткая история формирования гендерной психологии ................................5
1.2. Основные разделы гендерной психологии .....................................................7
Вопросы для самопроверки ................................................................................... 12
Исследовательская работа студентов ................................................................... 13
Учебные задания .................................................................................................... 20
1.3. Методы гендерной психологии ...................................................................... 20
1.4. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики
мужчин и женщин .................................................................................................. 21
Вопросы для самопроверки ................................................................................... 23
Учебные задания ................................................................................................... 24
1.5. Личностные характеристики мужчин и женщин ......................................... 24
Вопросы для самопроверки ................................................................................... 27
Учебные задания .................................................................................................... 27
1.6. Социальное поведение мужчин и женщин ................................................... 28
Вопросы для самопроверки ................................................................................... 30
1.7. Родительство в гендерном аспекте ................................................................ 31
Вопросы для самопроверки ................................................................................... 39
Учебные задания .................................................................................................... 39
1.8. Девиантные отношения мужчин и женщин ................................................. 39
Вопросы для самопроверки ................................................................................... 46
Учебные задания .................................................................................................... 46
2. Художественная литература как источник психологических знаний
о гендерных особенностях детей .............................................................................. 47
2.1. Место и роль художественной литературы в процессе личностного
развития в период детства ..................................................................................... 47
Вопросы для группового обсуждения .................................................................. 48
Исследовательская работа студентов ................................................................... 48
2.2. Женские и мужские образы в произведениях художественной
литературы .............................................................................................................. 48
Исследовательская работа студентов ................................................................... 51
3. Аттестация студентов ............................................................................................ 53
3.1. Текущая аттестация ........................................................................................ 53
3.2. Промежуточная аттестация ............................................................................ 55
3.3. Проблемные задания по курсу «Гендерная психология» .......................... 55
3.4. Задания для творческого прохождения промежуточной аттестации ........ 56
Словарь терминов ....................................................................................................... 57
Литература ................................................................................................................... 64
Приложение А Отражение в художественной литературе образов родителей .... 66
Приложение Б Гендерные стереотипы в поведении мужчины на
любовном свидании ................................................................................................... 68
Приложение В Тесты для самоконтроля знаний студентов ................................... 71
3
Стр.3
женщин и мужчин является результатов воспитания, с ним связаны и различия
в играх детей разного пола. Французский мыслитель Франсуа Фурье
обратил внимание на отражение в языке статуса женщин и мужчин в обществе,
рассматривал проблемы лидерства мужчин и женщин, взаимоотношений
между полами (сексуальных и супружеских), выступил за ограничение
рождаемости. Немецкий романтик Фридрих Шлегель писал о целостной
личности, которая соединяет в себе личностные характеристики и мужчины
и женщины, и советовал каждому полу перенимать у другого недостающие
качества. Артур Шопенгауэр обратил внимание на различие психических
процессов мужчины и женщины по абстрактности-конкретности и проявление
этих различий в нравственных идеалах.
Второй этап (конец XIX – начало XX в.) характеризовался формированием
предмета и естественно-научных основ гендерной психологии. Этому
способствовало движение за освобождение женщин и начало совместного
обучения представителей обоих полов в различных учебных заведениях.
Параллельно сформировались две ветви новой отрасли: психология женщины
и психология половых различий. Появились первые книги, специально
посвященные гендерной психологии: русского ученого П. Е. Астафьева, где
речь шла о различии психических типов мужчин и женщин по фактору времени:
у первых замедленный, у вторых – быстрый темп, остальные характеристики
обусловлены этими различиями, и работа австрийца Отто Вейнингера,
посвященная бисексуальности и андрогинии, половым различиям в
психике и сексуальным взаимоотношениям между полами.
В конце XIX в. начали проводиться первые исследования женщин – в
Германии, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах. Появилось
несколько монографий, посвященных женщинам или их сравнению с мужчинами.
Настоящим
пионером новой отрасли психологии стал голландский
ученый Г. Гейманс. В своей монографии «Психология женщины» он дал
научный обзор исследований половых различий по данным физиологов,
врачей и психологов, а также описал два собственных масштабных исследования.
Гейманс высказал идею о необходимости изучения психологии
мужчин, а не только женщин, об учете пола исследователя при анализе данных
и различий женщин и мужчин по темпераменту при их сравнении.
Третий этап (начало XX в. – 1930-е гг.) носит название психоаналитического
и связан с деятельностью 3. Фрейда, опубликовавшего работу
«Психология женщины», статью «Женственность» и другие очерки о развитии
женщины. К этому периоду относится разработка представления о нарциссизме
у мужчин и женщин, об их сексуальных переживаниях, о влиянии
на длительное существование множества гендерных стереотипов. Критика
фрейдизма и противостояние ему выразились в дискуссии Фрейда и Хорни
о том, какой пол завидует другому, в резкой критике со стороны феминизма
6
Стр.6
и породили противоречивые отношения между психоанализом и психологией
женщины.
В 1920–1930-е гг. отечественные психологи были знакомы с зарубежными
работами того же периода (в том числе и с работами Фрейда). Направленность
их исследований имела общие черты с зарубежными: изучение
половых различий лидеров (Е. А. Аркин), сексуальности девочек и
мальчиков (П. П. Блонский), но имели и свою самобытность. Однако затем
политические причины привели к господству «бесполой психологии» и вынужденному
перерыву в гендерных исследованиях в нашей стране.
Четвертый период (1960–1980-е гг.) – это начало широких экспериментальных
исследований и появление первых теорий. Здесь выделяются
исследования Мартины Хорнер (феномен боязни успеха), Элеонор Маккоби
(обзоры половых различий и собственные эксперименты), Сандры Бэм
(концепции андрогинии и гендерной схемы), Нэнси Ходоров (работа о материнстве)
и Кэрол Гиллиган (идея о ценности нравственных суждений
женщин, отличных от взглядов мужчин). В 1960-е гг. возобновились широкие
отечественные исследования (от психофизиологии до социальной психологии).
Ведущая роль в этих исследованиях принадлежала лениградскопетербургской
школе психологов под руководством Б. Г. Ананьева, заложившего
глубокие теоретические основы гендерной психологии: выделение
глобальных различий женщин и мужчин, рассмотрение полового диморфизма
в качестве общего принципа филогенеза, онтогенеза и социогенеза.
Пятый период (с 1990-х гг. по настоящее время) – это бурное развитие
зарубежной гендерной психологии. Признаки расцвета этой области – новый
всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление
эмпирических фактов, начало кросс-культурных исследований во всем мире,
адаптирование известных методов и методик для изучения гендерной
проблематики и создание специфических гендерных методик. Интерес к
гендерной психологии растет и в нашей стране.
На стратификацию полов (их неравенство), которая отмечена во многих
культурах, оказали влияние несколько факторов: а) половое разделение
труда; б) образование; в) собственность; г) обладание властью; д) отношение
церкви и власти в целом; е) сексуальное поведение.
1.2. Основные разделы гендерной психологии
Предметом гендерной психологии в самом широком смысле являются
особенности психики, которые связаны с полом.
Можно выделить шесть больших разделов: 1) психология сравнения
мужчин и женщин; 2) психология женщины; 3) психология мужчины; 4)
гендерная социализация; 5) психология гендерных отношений; 6) гендерная
психология лидерства.
7
Стр.7
Психология сравнения мужчин и женщин
По ходу истории гендерной психологии этот раздел носил различные
названия: половой диморфизм, половой дипсихизм, половые различия, гендерные
различия. Мужчины и женщины, мальчики и девочки сравниваются
по различным параметрам – от психофизиологических и нейропсихологических
до социально-психологических особенностей психики. При этом устанавливаются
различия и сходства.
Цель этого сравнения – установить своеобразие полов, специфические
особенности мужчин и женщин. Этот раздел гендерной психологии наиболее
развит. Однако пока исследованы далеко не все параметры психики.
Исследовательский потенциал новой отрасли психологии очень велик:
можно повторить практически все исследования в нашей науке – от психофизики
до социальной психологии, но на равных выборках мужчин и женщин.
Психология
женщины
Этот раздел изучает те особенности психики и поведения женщин, которые
не стали предметом первого раздела. Очень часто в зарубежных работах
переплетаются психология женщины и психология гендерных различий
– и по экспериментам, на которые ссылаются, и по концепциям, которые
лежат в их основе и которые их объясняют, поскольку, характеризуя
женщин или девочек, непременно обращаются и к мужчинам. Эта традиция
– изучать женщин и мужчин в сравнении – делает размытой границу
между обоими разделами, однако у психологии женщин существует и свой
специфический предмет: те особенности психики, которых нет у мужчин,
прежде всего – связанные с женской физиологией.
Здесь изучается психическое состояние женщин во время менструального
цикла, дефлорации, беременности, родов и климакса.
Помимо этого, предметом психологии женщины становятся материнство
(особенно в ситуации неполной семьи, когда нет феномена, с которым
можно было бы провести сравнение, – отцовства), женская занятость и женские
профессии (особенно те, где нет мужчин или их так мало, что сравнение
не может быть адекватным), женская безработица, женское девиантное
поведение и специфические женские заболевания.
Психология мужчины
Предметом являются те особенности психики, которых нет у женщин.
В частности, изучается влияние мужских гормонов на способность мужчин
решать пространственные задачи. Часто сравнение с женщинами также нерелевантно
– ибо самая маскулинная женщина отличается от самого фемининного
мужчины. Также существуют специфические мужские заболевания
(например, связанные с половой сферой), которые влияют на психику мужчин
и которых нет у женщин. Важно изучить психологические факторы
мужской смертности. Можно исследовать мужские профессии, где нет ни
8
Стр.8