ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
ISSN 2079-8717
2017. № 12
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации сериальных
изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN) с присвоением
международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ) Российской универсальной научной
библиотеки, id=30801.
Журнал включен в базу данных European Reference Index for the Humanities
(ERIH PLUS), id 486677.
Включен в Объединенный каталог «Пресса России». Подписку можно
оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и
науки РФ с 2010 года.
Стр.1
2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
доктор педагогических наук, профессор
А. П. УСОЛЬЦЕВ
главный редактор
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
заместители главного редактора
кандидат филологических наук И. С. ПИРОЖКОВА
заведующий отделом перевода
кандидат педагогических наук, доцент,
Министр общего и профессионального
образования Свердловской области
Ю. И. БИКТУГАНОВ (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
(Екатеринбург, Россия)
кандидат филологических наук, доцент М. Б. ВОРОШИЛОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат педагогических наук, профессор А. В. ГРИШИН
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. ГАЛАГУЗОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат технических наук, доцент
Н. Н. ДАВЫДОВА
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор педагогических наук, профессор
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
Е. В. КОРОТАЕВА
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
доктор педагогических наук, профессор И. Г. ЛИПАТНИКОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор наук, профессор
Г. В. ПШЕБИНДА
доктор педагогических наук, профессор Н. С. ПУРЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор Н. Н. СЕРГЕЕВА
(Екатеринбург, Россия)
(Кросно, Польша)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Б. Е. СТАРИЧЕНКО (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. Г. ТАГИЛЬЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук
Л. ЦВЕТАНОВАЧУРУКОВА
доктор
наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ЦИНЬ ХЭ
Т. Н. ШАМАЛО
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
(Чанчунь, Китай)
Стр.2
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2017. № 9
Ural State Pedagogical University
3
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2017. № 12
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
A. P. USOLTSEV
Editor-in-Chief
Doctor of Pedagogy, Professor А. А. SIMONOVA
Doctor of Philology, Professor А. P. CHUDINOV
Deputy Editors
Candidate of Philology, I. S. PIROZHKOVA
Head of Translation Department
Candidate of Pedagogy, Associate Professor,
Minister of General and Professional
Education of Sverdlovsk Oblast
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Philology, Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Pedagogy, Professor
Candidate of Technical Sciences, Associate
Professor
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian Academy
of Education
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Profesor
Doctor of Pedagogy, Profesor
Doctor of Pedagogy, Profesor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Profesor
Doctor of Pedagogy
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Profesor
YU. I. BIKTUGANOV
L. V. VORONINA
M. B. VOROSHILOVA
YU. N. GALAGUZOVA
A. V. CRISHIN
N. N. DAVYDOVA
E. F. ZEER
B. М. IGOSHEV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
I. G. LIPATNIKOVA
S. A. MINIUROVA
G. V. PRZEBINDA
N. S. PURYSHEVA
N. N. SERGEEVA
B. E. STARICHENKO
E. E. SYMANIUK
N. G. TAGILTSEVA
L. TSVETANOVACHURUKOVA
QIN
HE
T. N. SHAMALO
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Krosno, Poland)
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Бородин Б. Б.
Педагогические принципы В. И. Сафонова .......................................................................... 6
Тагильцева Н. Г., Грибан И. В.
Память о русско-турецкой войне 1877–1878 гг.:
отражение в отечественной культуре и школьных учебниках истории ......................... 12
Черноухов Э. А.
Горнозаводские школы России XIX в.:
общеобразовательные и / или специальные учебные заведения ....................................20
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Бабушкина А. С.
Сетевое взаимодействие образовательных организаций как ресурс повышения
профессиональной компетентности педагогов .................................................................. 25
Хван А. А., Заводская И. Н.
Стандарты высшего педагогического и начального общего образования:
проблемы координации и практической реализации ...................................................... 29
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Блехарская Е. В.
Пожилой возраст как переходный этап жизненного пути человека .............................. 36
ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ)
Галишева М. С., Зуев П. В.
Развитие исследовательской компетентности на основании принципа
дополнительности в естественно-научном образовании .................................................. 44
Симонова И. А., Кружкова О. В.
Проблемы теоретического и эмпирического исследования социального серфинга
современной молодежи: от методологии к инструментарию .......................................... 52
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Вершинина Т. С., Илюшкина М. Ю., Киряков О. В.
Экспериментальное исследование эффективности и механизмов реализации
ассоциативного метода обучения иностранному языку: перспективы внедрения ...... 57
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Мельникова М. Л., Белоусова Н. С.
Коррекция смысловой сферы подростков с девиантным поведением ........................... 64
Ясинских Л. В.
Нравственно-эстетическое развитие младших школьников
в художественной деятельности ............................................................................................ 70
Куприна Н. Г., Новоселов С. А.
Системно-деятельностный подход и современный урок музыки
(анализ конкурсных заданий по уроку предметной области «Искусство»)................... 75
Яфальян А. Ф.
Эстетическое самовыражение детей в условиях межпоколенческого диалога ............ 80
Зуев П. В., Кощеева Е. С.
Развитие метапредметных универсальных учебных действий
при комплексном использовании учебного физического эксперимента
и компьютерного моделирования в процессе обучения физике ..................................... 87
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2017. № 12
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
5
Ваганова И. Ю., Рапопорт Л. А., Терентьев А. Е., Харитонова Е. В.
Роль туристической отрасли для развития профессиональных компетенций
у будущих специалистов гостиничного дела ....................................................................... 95
Бердникова Д. В.
Асимметричность профессиональной активности преподавателей вузов
и возможностей профессионального развития: постановка проблемы
и возможные пути решения………………………………………………………………………………….102
Гузикова В. В., Походзей Г. В.
Развитие навыков самостоятельной творческой языковой деятельности
обучающихся на занятиях по иностранному языку ........................................................ 107
Жукова Н. В.
Внутренний кросскультурный контекст в развитии личной культуры студентов
в контекстном обучении ........................................................................................................ 114
Боярский М. Д., Гниломедов П. И.
Роль дидактической культуры преподавателя в решении проблем современного
математического образования ............................................................................................ 122
Турутов А. И., Поляков А. В.
Видео- и аудиозаписи в формировании навыка слухового самоконтроля студентов
в классе музыкального инструмента .................................................................................. 130
Кондратьева Н. В., Тотх Э.
Подготовка учителей родного и иностранных языков в системе современного
высшего образования Венгрии ............................................................................................ 135
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дьячкова М. А., Томюк О. Н.
Социальные сети как образовательный ресурс ................................................................. 141
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Степанова А. А.
Психологическая профилактика деструктивности в образовательных организациях..... 147
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Зеленина Т. И., Буторина Н. В.
Многоязычная олимпиада младших школьников «Юный полиглот–2017»
(в проектном сетевом взаимодействии) ............................................................................. 153
Ильина Т. Б.
Подготовка педагогов к работе с детьми-мигрантами в дополнительном
профессиональном образовании ........................................................................................ 158
РЕЦЕНЗИИ
Доценко Е. Г.
Пионеры отечественной англистики (рецензия на монографию О. Г. Сидоровой
«Первые российские учебники английского языка») ..................................................... 163
Информация для авторов ................................................................................................................ 167
Стр.5