Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Творческие способности личности в юношеском возрасте : междисциплинарный подход: учебное пособие

0   0
АвторыСокальский Эдуард Александрович
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц50
ID381201
АннотацияУчебное пособие посвящено рассмотрению важной и актуальной темы современной психологии - творческим способностям. Концептуальное обоснование обозначенной проблемы рассматривается отечественными и зарубежными учеными в контексте юношеского возраста и стабилизации "Я концепции" личности. Трактовка и анализ творческих способностей изложены в свете междисциплинарного подхода. Пособие представляет интерес для преподавателей, аспирантов, студентов, педагогов-психологов, родительской общественности, а также для тех, кто интересуется психологическими проблемами творчества. - Элиста : Издательство Калмыцкого университета, 2014.
Кому рекомендованодля преподавателей, аспирантов, студентов, педагогов-психологов, родительской общественности, а также для тех, кто интересуется психологическими проблемами творчества
УДК159.954
ББК88.45
Творческие способности личности в юношеском возрасте : междисциплинарный подход: учебное пособие / Э.А. Сокальский .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2014 .— 50 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/381201 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации _____ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» Э.А. Сокальский ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД Элиста 2014 УДК 159.924.24:159.922.8(075) ББК Ю945(2 Рос. <...> С 590 Творческие способности личности в юношеском возрасте: междисциплинарный подход [Текст]: учебное пособие. <...> Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» Учебное пособие посвящено рассмотрению важной и актуальной темы современной психологии – творческим способностям. <...> Концептуальное обоснование обозначенной проблемы рассматривается отечественными и зарубежными учеными в контексте юношеского возраста и стабилизации «Я-концепции» личности. <...> Пособие представляет интерес для преподавателей, аспирантов, студентов, педагогов-психологов, родительской общественности, а также для тех, кто интересуется психологическими проблемами творчества. <...> Черникова – профессор кафедры психологии образования и развития, доктор психологических наук, Волгоградский государственный социально-педагогический университет И.И. Дроздова – доцент кафедры психологии образования, кандидат психологических наук, Южный федеральный университет Работа выполнена при финансовой поддержке ГРНФ, в рамках проекта проведения научных исследований «Творческий потенциал юности в аспекте «Я-концепции» личности (на материалах образовательных учреждений Республики Калмыкия)», проект № 14-16-08001 © ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2014 г. © Сокальский Э.А., 2014 г. 2 СОДЕРЖАНИЕ Слово к читателю . <...> Юность – время пробы творческих сил и стартов в будущее . <...> «Я-концепция» в контексте формирования творческого потенциала старшеклассника . <...> Психология творчества в трудах отечественных ученых . <...> Новая поисковая линия <...>
Творческие_способности_личности_в_юношеском_возрасте__междисциплинарный_подход_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации _____ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» Э.А. Сокальский ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД Элиста 2014
Стр.1
УДК 159.924.24:159.922.8(075) ББК Ю945(2 Рос.Калм)я7+Ю937.4я7+Ю945я7 С 590 Сокальский, Э.А. С 590 Творческие способности личности в юношеском возрасте: междисциплинарный подход [Текст]: учебное пособие. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2014. – 98 с. Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» Учебное пособие посвящено рассмотрению важной и актуальной темы современной психологии – творческим способностям. Концептуальное обоснование обозначенной проблемы рассматривается отечественными и зарубежными учеными в контексте юношеского возраста и стабилизации «Я-концепции» личности. Трактовка и анализ творческих способностей изложены в свете междисциплинарного подхода. Пособие представляет интерес для преподавателей, аспирантов, студентов, педагогов-психологов, родительской общественности, а также для тех, кто интересуется психологическими проблемами творчества. Рецензенты Т.В. Черникова – профессор кафедры психологии образования и развития, доктор психологических наук, Волгоградский государственный социально-педагогический университет И.И. Дроздова – доцент кафедры психологии образования, кандидат психологических наук, Южный федеральный университет Работа выполнена при финансовой поддержке ГРНФ, в рамках проекта проведения научных исследований «Творческий потенциал юности в аспекте «Я-концепции» личности (на материалах образовательных учреждений Республики Калмыкия)», проект № 14-16-08001 © ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2014 г. © Сокальский Э.А., 2014 г. 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Слово к читателю ................................................................................................... 4 Введение ................................................................................................................... 7 Раздел 1. Психология юношеского возраста в свете «Я-концепции» личности ................................................................................................................. 12 1.1. Юность – время пробы творческих сил и стартов в будущее .................... 12 1.2. «Я-концепция» в контексте формирования творческого потенциала старшеклассника ..................................................................................................... 21 Раздел 2. Психология творчества в трудах отечественных ученых .............. 31 2.1. Научный потенциал психологической школы Л.С. Выготского ............... 31 2.2. Инновационный вклад патриарха психологической науки Н.С. Лейтеса ............................................................................................................ 34 2.3. Новая поисковая линия в постижении тайны творчества и одаренности. С.Л. Рубинштейн ..................................................................................................... 37 2.4. Научные открытия семейной династии Леонтьевых ................................. 39 2.5. Доминанта научных интересов – творчество, продуктивное мышление и интуиция. Я.А. Пономарев ................................................................ 41 2.6. Творческая одаренность – свойство креативной личности. А.М. Матюшкин ...................................................................................................... 43 2.7. Техническое творчество – магистральная траектория прогресса. В.А. Моляко............................................................................................................. 45 2.8. Творчество как «ситуативно-нестимулированная активность». Сокальский Эдуард Александрович ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД Учебное пособие Дизайн обложки – М.Э. Сокальская Подписано в печать 24.11.14. Формат 60х84/16. Печать офсетная. Бумага тип. № 1. Усл. п. л. 5,81 Тираж 100 экз. Заказ 2641. Издательство Калмыцкого университета. 358000 Элиста, ул. Пушкина, 11 3 Д.Б. Богоявленская .................................................................................................. 48 2.9. Ключ к постижению тайны творчества в интегративном подходе. В.Н. Дружинин, Э.В. Ильенков, Е.П. Ильин ......................................................... 49 Раздел 3. Неоценимый вклад психогенетики и психофизиологии ................ 53 3.1. Генетическая формула творческих способностей и креативности. В.П. Эфроимсон ...................................................................................................... 53 3.2. Доминация полушарий головного мозга или их гармония? ...................... 57 Послесловие ........................................................................................................... 62 Список литературы .............................................................................................. 64 Приложение ........................................................................................................... 71
Стр.3
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ Своевременность и целесообразность выхода в свет практикоориентированной работы Э.А. Сокальского «Творческие способности личности в юношеском возрасте: междисциплинарный подход» обусловлены, по меньшей мере, двумя значимыми факторами. Во-первых, ориентация системы общего и профессионального образования в Республике Калмыкия на инновационное развитие растущих кадров востребует системно организованную подготовку обучающихся к ведению творческой деятельности благодаря задействованию их творческих способностей. Во-вторых, потребовалась специальная работа по теоретическому обоснованию такого рода подготовки, стратегию выполнения которой автор обозначил как «междисциплинарный подход». Благодаря такой авторской позиции исключается примитивные устремления дилетантов от образования «сделать всех творческими людьми». Период школьной и студенческой юности перенасыщен кризисными событиями. Кризисы («пересадки корней», «экватора», «транзита») следуют один за другим: не успевает закончиться один, как другой уже ожидает молодого человека на новом жизненном повороте. «Что же такое этот самый «кризис»? – спрашивал основоположник американской гуманистической психологии Г. Оллпорт и сам же на него отвечал. – Это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени». Как справиться с такой задачей, если не обладать способностью фокусировать потенциальные личностные возможности для преодоления очередного возрастного, социальнопсихологического или социально-экономического вызова? Выбранный Э.А. Сокальским ракурс рассмотрения – межпредметная интеграция различных научных позиций в изучении способностей (одаренности, креативности, творчества) в контексте юношеского возраста и стабилизации «Я-концепции» личности – позволила автору пособия транслировать для внедрения в практику продуктивную научную идею чрезвычайной важности. Сущность этой идеи состоит в том, что систематизация различных теорий позволяет исключить поверхностное педагогическое представление о природе и проявлениях общих и специальных способностях, интеллектуальной одаренности и таланта. Это значит, что будут минимизировано вредное (преждевременное, преднамеренно элитаризиризующее) влияние системы образования на личностное развитие и в целом жизненный путь молодых людей с опережающим интеллектуальным развитием. Ретроспективный анализ зарубежного и отечественного опыта, предпринятый в первом разделе с позиций фокусировки на проблемах личностного развития человека в юности, позволил автору деликатно включиться в методологический анализ того вклада, который был внесен в психологию творческих способностей отечественными авторами из различных научных школ: Л.С. Выготским, Н.С. Лейтесом, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым и позже др. Автор пособия на протяжении всего его содержания прослеживает этапы раз4 Пример интеллект-карты: «Мастерство коммуникации» 97
Стр.4
ские способности, в том числе, при генерировании идей, и улучшает запоминание содержащейся информации. Карта ума представляет собой шаг вперед на пути от одномерного линейного логического мышления (причина-следствие, «да» или «нет»), сквозь латеральное (двухмерное) мышление к многомерному – неограниченному. В итоге процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество, потому что в нем активно участвуют и правое, и левое полушария мозга, чего не происходит при составлении обычных «реестров» данных. При создании интеллект-карт необходимо придерживаться следующих инструкций. В центре страницы нарисуйте изображение предмета, вокруг которого нужно генерировать творческие идеи. Затем, напрягая воображение, выводим линиями из центра родившиеся идеи, как только они придут в голову. При выполнении этой операции, лучше всего оставлять на линии только одно слово, так как каждое слово имеет целый ряд ассоциаций. Если слова записаны отдельно, то, очевидно, породят они, в свою очередь, большее число идей и образов, чем при соединении их во фразы или предложения. Образы и слова на ветвях вблизи центра – обычно первичные идеи, а последующие идеи ответвляются к границе картины. Возможно, иногда вы заметите, что данная идея (или образ) способна соединить удаленные концы многих разных ветвей; тогда вдруг поймете, что, может быть, это и есть основная концепция, которая вас действительно интересует. Важно при генерации идей располагать буквы в словах раздельно, не соединяя их. При таком написании восприятие объекта будет быстрым и целостным, что значительно ускорит генерирование идей. В качестве примера для составления интеллект-карты предлагаются следующие объекты: - выбор будущей профессии; - адаптация к студенческой жизни; - творческая одаренность; - креативная личность… Дальнейший процесс генерирования идей с помощью карты ума предоставляется собственной инициативе заинтересованного читателя. вития отечественной психологии способностей, оценивая нанесенный ей ущерб в период гонений на педологию и позитивно интерпретируя достижения экспериментальных исследований, представленных в работах Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, А.М. Матюшкина, В.А. Моляко, Я.А. Пономарева и др. Анализируя характер исследований в области психологии способностей, автор невольно затрагивает вопросы противостояния в образовании периода после распада СССР, когда подвижническая работа Д.В. Богоявленской выступала противовесом в деле превращения образования в сословное, для новой российской элиты поданное под видом специального обучения «одаренных». Современное состояние развития отечественной психологической науки в области способностей автор пособия Э.А. Сокальский анализирует в свете мировых исследований креативности, креативной деятельности, творческих способностей. В книге автор прослеживает в историческом ракурсе эволюцию научных подходов к изложению теорий и проведению экспериментальных изысканий в этой сфере, трансформированных со временем от монодисциплинарных – через междисциплинарные – к интегрированным. Яркими представителями интегративного подхода выступают видные современные ученые В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин и др. Их научной деятельности посвящен отдельный параграф. Не обойдены вниманием изучение проблемы в области психогенетики и психофизиологии, отмечено их место в системе психологического знания о способностях личности. Автор сожалеет о том, что сейчас означенные отрасли психологии находятся на положении пасынков, хотя в них содержатся огромные возможности для раскрытия феномена творческих способностей и креативности личности, о чем свидетельствуют указания на оригинальные исследования самого Э.А. Сокальского. Подготовленное пособие Э.А. Сокальского «Творческие способности личности в юношеском возрасте: междисциплинарный подход» служит органичным дополнением к опубликованной им годом раньше монографии «Творческий потенциал юности: психологический аспект» (Элиста, 2013). Практикоориентированные аспекты перекликаются с глубоким теоретическим анализом, благодаря чему создается целостная картина исследуемой научнопрактической проблемы. В силу того, что по жанру исполнения учебное пособие напоминает аналитический дайджест, создается целостное восприятие проблемы востребованности и реализации творческих способностей личности именно как междисциплинарной, требующей многоаспектного подхода для исследования в контексте юношеского периода возрастного развития. В этой связи совершенно правомерна компактная группировка материалов учебного пособия вокруг тех понятий и категорий, которые традиционно используют в своих работах ученые-исследователи и педагоги-практики, интересующиеся вопросами способностей и их совершенствования. Строго научная и вместе с тем понятная манера изложения делает учебное пособие доступным для применения широким кругом специалистов психолого-педагогического направления. Одновременно 96 5
Стр.5