ББК 60.56; 73
Ч-38
Серия
«Проблемы человека»
Центр гуманитарных научно-информационных
исследований
Отдел философии
Отдел языкознания
Отдел культурологии
Отдел литературоведения
Редакционная коллегия:
Л.В. Скворцов – д-р филос. наук, гл. ред.;
И.С. Андреева – д-р филос. наук, зам. гл. ред.;
В.И. Герасимов – канд. филол. наук; И.Л. Галинская – д-р
филол. наук, зам. гл. ред.; И.В. Ильин – д-р полит. наук;
С.А. Ромашко – канд. филол. наук; Г.В. Хлебников –
канд. филос. наук, Е.А. Цурганова – канд. филол. наук,
Д.Г. Шкаев – научн. сотр.
Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты:
Ч-38
Ежегодник / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ.
исслед. Отд. философии. Гл. ред. Л.В. Скворцов. – М.,
2012. – 314 с. Вып.: Молодые ученые в современной
России / Отв. ред. Хлебников Г.В., Шкаев Д.Г. – (Сер.:
Проблемы человека).
Очередной выпуск ежегодника посвящен анализу причин, в силу
которых молодежь возвращается в общественные науки. Исследуется
культурная среда, сформировавшая нынешнее поколение молодых
ученых, философские, психологические и социально-экономические
аспекты «молодежной» науки. Рассматривается ряд проблем, которые
сегодня изучают молодые специалисты в социальных и гуманитарных
науках. Для философов, культурологов, преподавателей и студентов
вузов.
ББК 60.56; 73
ISSN 1728–9319
© ИНИОН РАН, 2012
Стр.2
Содержание
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Скворцов Л.В. Молодой ученый: Поиск выхода
из «петли времени»........................................................................... 9
МОЛОДЕЖЬ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ
ОБЩЕСТВА, НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Возможности
самореализации молодежи в условиях социальных
трансформаций (На примере Оренбургской области)................. 21
Андреев А.И., Андриянов А.В., Ильин И.В. Молодежная
политика в сфере науки и высшего образования:
Новые идеи для России .................................................................. 47
Дунаева Н.И. Проблемы воспроизводства кадрового
потенциала науки и инновационной сферы ................................. 68
Андреев А.И., Ильин И.В. Инварианты университетского
воспитания и Стратегия России в глобальном мире.................... 82
Гвоздева Е.С., Тыртышный А.Г. Модель мотивации
включения молодежи в инновационное развитие России........... 94
МОДЕРНИЗАЦИЯ, ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ МОЛОДОГО
ПОКОЛЕНИЯ
Литвак Б.Г. Управление инновациями и молодежь.................... 114
Стр.3
4
Содержание
Викторук Е.Н., Москвич Ю.Н. Культурные и ментальные
запросы инновационного развития и ценности студенческой
молодежи ....................................................................................... 122
Ефимова И.Н. Анализ ценностных ориентиров молодежи в
условиях инновационной политики государства....................... 140
Шкуричева Н.А. Социальное развитие современных
школьников в контексте модернизации российского
образования ................................................................................... 148
Шкаев Д.Г. Молодежь в России и мире: Социальная
идентичность, социальный капитал и процессы
социализации................................................................................. 156
Хлебников Г.В. Понимание платоновской техники развития
мышления и пайдейя: На опыте преподавания студентамфилософам
и теологам.................................................................. 172
МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ НА РУБЕЖЕ XX–XXI ВЕКОВ:
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ
ПРИОРИТЕТОВ
Окрепилов В.В. Участие молодых ученых в инновационном
процессе ......................................................................................... 187
Андреев А.И., Гвоздева Е.С., Могилат А.Н. Молодежь СНГ:
Приоритеты в науке и инновационной деятельности.
Основные результаты социологического опроса участников
форума «Ломоносов-2010» .......................................................... 196
Подволоцкая Н.Н., Попова В.И. Комплексный подход к
подготовке молодых ученых в ИСЭРТ РАН.............................. 215
Гвоздева Е.С. Методология изучения творческих
достижений молодых ученых и условий для их развития........ 227
МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ О МОЛОДОМ ПОКОЛЕНИИ
Шкаев Д.Г. Генетическая эпистемология Жана Пиаже в
контексте антропологических исследований: Доводы
против педагогической системы.................................................. 241
Афанасьев В.Г. Гуманистическое наследие Пьера
де Кубертена как актуальная методология воспитания
молодого поколения в олимпийских традициях........................ 249
Стр.4
Содержание
5
Яценко Е.Д. К проблеме формирования субъективности
в социокультурном пространстве: Закономерности смены
поколений и принцип деконструкции......................................... 256
Глухов А.А., Андреев А.А., Петрова Т.Н. Креативная
компетенция студентов (На примере медицинского вуза) ....... 274
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Скворцов Л.В. Молодой ученый: Перед проблемой свободы
самоформирования........................................................................ 286
POST SCRIPTUM
Скворцов Л.В. Выступление на презентации монографии
Тамаша Крауса «Ленин: Социально-теоретическая
реконструкция» (М.: Наука, 2011, ИНИОН РАН)
31 мая 2012 г. ................................................................................. 309
Стр.5
6
Contents
CONTENTS
INTRODUCTION
L. Skvortsov. Young scientist searching for escape
from the time loop............................................................................... 9
YOUTH WITHIN SOCIETY, SCIENCE
AND EDUCATION DEVELOPMENT
S. Ivanenkov, A. Kuszhanova. Values of young people
in the situation of social trasformations
(Example of Orenburg region) ......................................................... 21
A. Andreev, A. Andriyanov, I. Ilyin. Youth policy of science
and higher education sphere: New ideas for Russia.......................... 47
N. Dunaeva. Problems of staff-power reproduction in science
and innovations ................................................................................. 68
A. Andreev, I. Ilyin. University upbringing invariants and Russian
strategy in the global world............................................................... 82
E. Gvozdeva, A. Tyrtishiy. Pattern of youth motivation for
innovative development of Russia .................................................... 94
MODERNISATION, INNOVATIVE DEVELOPMENT
AND VALUES OF YOUNG PEOPLE
B. Litvak. Innovative management and young people....................... 114
E. Viktoruk, J. Moskvitch. Cultural and mental requests
for innovative development and student values.............................. 122
Стр.6
Contents
7
I. Efimova. Analysis of youth values under state innovative policy . 140
N. Shkuricheva. Social development of modern students within
modernisation of Russian education ............................................... 148
D. Shkaev. Young people in Russia and world: Social identity,
social capital and socialisation........................................................ 156
G. Khlebnikov. Interpretation of plato's technique for mind
development and upbringing: Experience of philosophy
and theology teaching ..................................................................... 172
YOUNG SCIENTISTS AT THE TURN
OF THE CENTURY: TRASFORMATIONS OF SOCIAL
AND SPIRITUAL VALUES
V. Okrepilov. Young scientists in innovations................................... 187
A. Andreev, E. Gvozdeva, A. Mogilat. Young people of cis:
Scientific and innovative priorities. The main result
of sociological survey of Lomonosov-2010 participants ................ 196
N. Podvolotskaya, V. Popova. Integrated approach to young
scientists trainig on the experience of itsed of ras........................... 215
E. Gvozdeva. Methodology of investigation of young scientists
creative achievement and development conditions......................... 227
YOUNG SCIENTISTS – ABOUT YOUNG PEOPLE
D. Shkaev. Piaget's genetic epistemology in the context
of antropology: Versus pedagogics................................................. 241
V. Afanasiev. De coubertin's humanist heritage as an actual
methodology of youth olympic upbringing..................................... 249
E. Yatsenko. Subject formation in social and cultural area:
Changing of generations and deconstruction .................................. 256
A. Gluhov, A. Andreev, T. Petrova. Creative competence
of students (Example of the medicine school) ................................ 274
CONCLUSION
L. Skvortsov. Young scientist facing the problem
of self-construction freedom........................................................... 286
Стр.7
8
Contents
POST SCRIPTUM
L. Skvortsov. Address to participants of the book by Tamash Kraus
«Lenin: Social and theoretical reconstruction» on the 31 st
of may 2012 ................................................................................... 309
ANNOTATION
The current issue of the annual «Man: Image and Essence» is
dedicated to discussing of actual problems of young scientists in modern
Russia.
The release is dedicated to the analysis of the reasons owing to
which the youth comes back to social sciences. The cultural milieu
which has created present generation of young scientists, philosophical,
psychological and social and economic aspects of “a youth science” is
investigated. A number of problems which are studied today by young
specialists in social sciences and the humanities is considered.
For philosophers, culturologists, professors and students of
higher education institutions and universities.
Стр.8