Участие молодых ученых в инновационном процессе МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ НА РУБЕЖЕ XX–XXI ВЕКОВ: ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ ПРИОРИТЕТОВ 187 ОКРЕПИЛОВ В.В., академик РАН, заместитель председателя СПБНЦ РАН УЧАСТИЕ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ B ХХI в. стало очевидным, что именно инновации обеспечивают социально-экономический прогресс и повышение качества жизни. <...> Одним из условий успешности такого процесса является постоянное обновление в науке и образовании, поскольку от состояния дел в этих сферах во многом зависит развитие инноваций. <...> А для постоянного обновления необходим постоянный приток новых, молодых кадров. <...> Роль молодых ученых особенно актуальна для СанктПетербурга – одного из крупнейших и старейших научно-образовательных центров страны. <...> Здесь работает 350 научных организаций, в том числе 44 академических института, 12 государственных научных центров, более 100 вузов. <...> Кадровый потенциал науки и образования Санкт-Петербурга составляют более 170 тыс. сотрудников научных организаций и вузов, в том числе более 9 тыс. докторов и более 26 тыс. кандидатов наук. <...> В первую очередь, для увеличения объемов внедряемых инноваций. <...> Следует подчеркнуть, что инновации зарождаются, как правило, в результате фундаментальных исследований, т.е. в процессе изучения новых явлений природы, установления неизвестных доселе взаимосвязей и зависимостей. <...> Затем инновационная идея проходит 188 ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ ПРИОРИТЕТОВ МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ НА РУБЕЖЕ ХХ–ХХI ВЕКОВ: ряд этапов с участием учреждений академической, отраслевой и вузовской науки, выполняющих фундаментальные, прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки (рис. <...> Таким образом, именно фундаментальная наука является «питательной средой» для инноваций, а молодежь является ключевым фактором развития. <...> Она способствует рождению новых идей, поиску нестандартных подходов, т.е. способствует росту научного потенциала. <...> 2 представлена <...>