Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ № 5 (68) 2016
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
Н. В. Наливайко
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор
НИИ ФО НГПУ
Н. Пелцова
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
(Чехия)
Т. С. Косенко
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ № 77-12553
от 26 апреля 2002 г.
© НИИ ФО НГПУ,
2016
Все права защищены
К. К. Бегалинова
Е. В. Брызгалина
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров
А. А. Корольков
Б. О. Майер
В. И. Панарин
Н. Пелцова
И. А. Пфаненштиль
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
С. В. Иванова
О. Н. Смолин
В. С. Стёпин
В. В. Целищев
Я. С. Турбовской
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
И. Сабо
А. Н. Чумаков
Н. М. Чуринов
C. Мендонса
доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
доктор физико-математических наук,
чл.-корр. РАО (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург, Россия)
доктор философских наук (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Москва, Россия)
академик РАН (Москва, Россия)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва, Россия)
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор PhD по педагогике, профессор (США)
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
доктор PhD по философии, профессор (Бразилия)
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I
ОБРАЗОВАНИЕ И ЭКОНОМИКА
Герасёв А. Д. (Новосибирск). Профессиональные кадры
для новой экономики.............................................................................................................. 3
РАЗДЕЛ II
СОЦИАЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Никитенко В. Н. (Биробиджан). Российское образование в условиях
глобализации на страницах журнала «Философия образования» ................. 8
Гордиенко А. А. (Новосибирск). Советский непотребительский модерн,
постиндустриальная контрреволюция в России и инновационное
развитие. Статья 1. Цивилизационные особенности России и модерн ... 17
Арташкина Т. А., Киселева В. А. (Владивосток). Специфика
информационного продукта социальной сети Instagram (Инстаграмм) . 41
Ан С. А., Ушакова Е. В. (Барнаул), Наливайко Н. В. (Новосибирск).
Образование XXI в. в условиях воздействия полярных цивилизаций ....... 31
Абрамова М. А. (Новосибирск). Диалектика интернационального
и национального и российская система образования ........................................ 59
РАЗДЕЛ III
ПЕДАГОГ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Суханова Н. П., Сапрыгин Б. В. (Новосибирск). Проблема способа бытия
ценностей в науке и важность личностного общения между педагогом
и студентом в ходе образовательного процесса ................................................... 69
Стр.1
Быкова Е. Ю. (Томск). Социальная апатия российских учителей
к проблеме определения условий и причин возникновения .......................... 92
Аблажей А. М. (Новосибирск). Преподавательское сообщество в споре
о будущем университета..................................................................................................... 81
Сорокина Ж. И., Волынкин В. И. (Астрахань). Проектная деятельность
педагога в дошкольном образовательном учреждении в соответствии
с федеральными государственными образовательными стандартами
дошкольного образования ............................................................................................. 106
РАЗДЕЛ IV
ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Рубанцова Т. А., Крутько Е. А. (Новосибирск). Аксиологический аспект
социализации личности в обществе постмодерна ............................................ 125
Гордиенко И. В., Шевченко С. Н. (Белгород). Теоретические и методические
основы организации профессионального воспитания по формированию
ценностного отношения к труду у студентов аграрного вуза ..................... 110
РАЗДЕЛ V
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гагарин Б. Г., Кравченко С. Н. (Нижневартовск). Проектирование музеев:
педагогический аспект ..................................................................................................... 132
Кравченко К. А. (Новосибирск). Учебная постановка как основа развития
начальных умений рисования натюрморта .......................................................... 148
Самардак М. В., Рубанцова Т. А. (Новосибирск). Проблема формирования
графической культуры студентов в виртуальном образовательном
пространстве университета ........................................................................................... 141
РАЗДЕЛ VI
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Агабекян А. В., Блажко А. В., Воронцов П. Г., Иванова В. Н. (Барнаул).
Специфика физического воспитания российской молодежи
посредством зимних видов спорта ............................................................................. 157
Вегнер П. Г., Полотнянко К. Е., Ушакова Е. В., Химичева Н. А. (Барнаул).
Проблема формирования здорового образа жизни
и разнообразие систем педагогического управления...................................... 166
Бабушкин И. Е., Воронцов П. Г., Жариков А. Ю. (Барнаул). Физкультурнооздоровительная
работа в медицинском вузе
по общероссийскому направлению «Вуз здорового образа жизни» ...... 175
Воронцов П. Г. (Барнаул). Роль педагогики оздоровления в формировании
профессионально-нравственных качеств светской и религиозной
вузовской молодежи средствами физической культуры ............................... 194
Ведухина А. Н., Лобыгина Н. М., Шарапова С. В. (Барнаул).
Здоровьесберегающие технологии укрепления здоровья молодежи
в специальных медицинских группах ....................................................................... 185
РАЗДЕЛ VII
ИНФОРМАЦИЯ
Стенограмма вебинара "Формирование субъектности как основная
исторически востребованная цель отечественного образования" ........... 204
Правила оформления статей для авторов и заявление
об этике публикаций и недобросовестной практике ....................................... 212
Редакция журнала «Философия образования» признает требования
соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии
злоупотреблений служебным положением.
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
для публикации
основных научных
результатов
диссертаций
на соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке
ГОО «Новосибирское
философское
общество»
Редакторы
Е. А. Бутина,
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Н. А. Бутин
Набор
Т. С. Косенко,
Е. С. Сусуева
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Подписано в печать
25.10.2016
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл.-печ. 22.0 л.
Уч.-изд. 19.5 л.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 293.
Издательство
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION № 5 (68) 2016
All-Russian scientific journal
Editorial Board:
N. V. Nalivayko
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director
of the Research Institute
of Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
N. Pelcova
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences, Professor
(Czech Republic)
T. S. Kosenko
Scientific Secretary
of the journal,
Candidate
of Philosophical Sciences
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy
of Education Institute
of Philosophy and Law
of the Siberian Branch
of the Russian Academy
of Sciences
The journal is based
in 2001 Leaves 6 yearly
The journal is registered
by Federal service
on supervision
in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research Institute
of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2016
All rights reserved
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Zh. Zhafyarov
A. A. Korol’kov
B. O. Mayer
V. I. Panarin
N. Pelcova
I. A. Pfanenshtil
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
S. V. Ivanova
O. N. Smolin
V. S. Stepin
V. V. Tselishchev
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Hogenova
I. Sabau
A. N. Chumakov
N. M. Churinov
S. Mendonça
CONTENT
Part I. EDUCATION AND ECONOMY
Gerasev A. D. (Novosibirsk). Professional personnel for the new economy ............... 3
Part II. SOCIAL AND INFORMATION PROBLEMS OF EDUCATION
Nikitenko V. N. (Birobidzhan). Russian education under globalization
in the journal «Philosophy of education» ........................................................................... 9
Gordienko A. A. (Novosibirsk). Soviet non-consumerism modern,
post-industrial counter-revolution in Russia and innovative development.
Paper 1. Civilizational peculiarities of Russia and modern ...................................... 18
An S. A., Ushakova E. V. (Barnaul), Nalivayko N. V. (Novosibirsk). Education
of the XXI century in the conditions of influence by polar civilizations ............. 32
Abramova M. A. (Novosibirsk). The dialectics of the international
and the national and the Russian education system .................................................. 60
Artashkina T. A., Kiseleva V. A. (Vladivostok). Specificity of the information
product of the Instagram social network ........................................................................ 42
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Kazakhstan, Almaty)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow, Russia)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Saint-Petersburg, Russia)
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education
(Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Saint-Petersburg, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic, Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov, Russia)
Doctor of Economics Sciences (Novosibirsk, Russia)
Academician of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academicianof the
Academy of Pedagogical and Social Sciences (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic, Prague)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (USA)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Brazil)
Стр.3
Part III. TEACHER IN THE DOMESTIC EDUCATION
Ablazhey A. M. (Novosibirsk). Professor’s community in a dispute
about the university future .................................................................................................... 82
Sukhanova N. P., Saprygin B. V. (Novosibirsk). The issue of the mode of being
of scientific values and the importance of interpersonal communication
between the educator and the student in the educational process ....................... 70
Sorokina Zh. I., Volynkin V. I. (Astrakhan). The project activity of a pedagogue
in preschool educational institution in accordance with federal state
educational standard of preschool education ............................................................. 106
Part IV. THE ISSUES OF UPBRINGING: THE DEVELOPMENT TRENDS
Gordienko I. V., Shevchenko S. N. (Belgorod). Theoretical and methodological
bases of the organization of professional upbringing for the formation
of the value relation to work for the agricultural university students .............. 111
Rubantsova T. A., Krutko Е. А. (Novosibirsk). Axiological aspect
of socialization of the individual in the postmodern society ................................. 126
PART V. PEDAGOGICAL ASPECTS OF ARTISTIC EDUCATION
Kravchenko K. A. (Novosibirsk). Educational arrangement as a basis
for developing initial abilities of the still life drawing ............................................. 149
Samardak M. V., Rubantsova T. A. (Novosibirsk). Problem of formation
of graphic culture of students in the virtual educational space
of the university ...................................................................................................................... 142
Part VI. CURRENT PROBLEMS OF PHYSICAL EDUCATION
AND HEALTHY LIFESTYLE
Babushkin I. E., Vorontsov P. G., Zharikov A. Yu. (Barnaul). Development
of the sports and recreation activities in the medical higher education
institution according to the national program «Higher education institution
of healthy lifestyle» ................................................................................................................ 176
Vegner P. G., Polotnyanko K. E., Ushakova E. V., Khimicheva N. A. (Barnaul).
The problem of formation of healthy lifestyle and diversity of pedagogical
management systems ........................................................................................................... 167
Vedukhina A. N., Lobygina N. M., Sharapova S. V. (Barnaul). Health-preserving
technologies of health promotion of the youth
in special medical groups .................................................................................................... 186
Vorontsov P. G. (Barnaul). The role of the health-improvement pedagogy
in the formation of professional and moral qualities of the secular
and religious student youth by means of physical training ................................... 195
Part VII. INFORMATION
Transcript of the webinar "Formation of subjectness as the main historically
demanded goal of domestic education" ......................................................................... 204
Formatting rules for authors and publication ethics
and malpractice statement ................................................................................................. 215
Agabekyan A. V., Blazhko A. V., Vorontsov P. G., Ivanova V. N. (Barnaul).
Specifics of physical education of the Russian youth in the winter sports ...... 158
Gagarin B. G., Kravchenko S. N. (Nizhnevartovsk). Design of museums:
a pedagogical aspect .............................................................................................................. 133
Bykova E. Yu. (Tomsk). Social apathy of russian teachers: to the problem
of determining the conditions and causes of origination .......................................... 93
PHILOSOPHY
OF EDUCATION
№ 5 (68) 2016
The journal is included
in the list of the
leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission
for Academic
Degrees and Titles
(VAK) for publication
of basic scientific
results
of the Candidate
of Science and
Doctor of Science
dissertations.
The journal is
included
in the Russian
scientific citation
index.
Editors
E. A. Butina,
V. I. Smirnova
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
N. A. Butin
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Signed for printing
25.10.2016
Format 70x100/16.
Offset printing.
Offset paper.
Printer’s sheets: 22.0
Publisher’s
sheets: 19.5
Circulation
1000 issues.
Order № 293.
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Стр.4