РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ
«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
Кудинов С.И. — доктор психологических наук, профессор, действительный член
МАНПО, заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии
филологического факультета РУДН — главный редактор серии
Крупнов А.И. — доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры
социальной и дифференциальной психологии филологического факультета
РУДН, Заслуженный работник высшей школы РФ, действительный член МАНПО
— заместитель главного редактора серии
Новикова И.А. — кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующего
кафедрой социальной и дифференциальной психологии РУДН, членкорреспондент
МАНПО — ответственный секретарь редколлегии
Члены редколлегии
Барбот Б. — Ph.D, профессор психологии Пэйс Университета (Нью-Йорк, США)
Бовина И.Б. — доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической
и юридической психологии Московского государственного психологопедагогического
университета
Гагарин А.В. — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии
народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Григоренко Е.Л. — доктор психологических наук, PhD, профессор Центра исследований
нарушений детского развития факультета психологии, отделения
эпидемиологии и здравоохранения Йельского университета (Нью-Хейвен, США)
Грошев И.В. — доктор психологических наук, доктор экономических наук, профессор,
Институт образования и науки
Деркач А.А. — доктор психологических наук, академик РАО, заведующий кафедрой
акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской
академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Джарвин Л. — Ph.D, профессор психологии Парижского колледжа искусств
(Париж, Франция)
Рич Г. — Ph.D, профессор психологии Университета Уолден (Джуно, Аляска,
США)
Такушьян Г. — PhD, профессор психологии и руководитель программы по организационной
психологии Университета Фордхем (Нью-Йорк, США)
Тарноу Ю. — Ph.D, научный сотрудник Авалон Бизнес Систем (Фэйр Лоун,
Нью-Джерси, США)
Шейнов В.П. — доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры
психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей
школы (Минск, Беларусь)
Стр.1
EDITORIAL BOARD OF THE SERIES
“PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS”
Sergey I. Kudinov — D.Sс. in Psychology (doctor of psychological sciences), Professor,
Head of the Social and Differential Psychology Chair (Peoples’ Friendship University
of Russia) — Editor-in-Chief
Alexander I. Krupnov — D.Sс. in Psychology (doctor of psychological sciences),
Professor, Professor of the Social and Differential Psychology Chair (Peoples’ Friendship
University of Russia) — Associate Editor-in-Chief
Irina A. Novikova — Ph.D. in Psychology (candidate of psychological sciences), Associate
Professor, Associate Professor of the Social and Differential Psychology Chair
(Peoples’ Friendship University of Russia) — Assistant to the Editor-in-Chief
Members of editorial board
Baptiste Barbot — Ph.D. in Psychology, Assistant Professor of Department of Psychology
(Pace University, New York, USA)
Inna B. Bovina — D.Sс. in Psychology (doctor of psychological sciences), Professor
of Department of Clinical and Legal Psychology (Moscow State University of Psychology
and Education)
Alexander V. Gagarin — D.Sс. in Pedagogics (doctor of pedagogical sciences), Professor,
Professor of the Akmeology and Psychology of Processional Activity Department
(Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration)
Elena L. Grigorenko — PhD in Psychology, D.Sс. in Psychology (doctor of psychological
sciences), Emily Fraser Beede Professor of Developmental Disabilities Child
Study Center Department of Psychology Department of Epidemiology and Public Health
(Yale University, New Haven, USA)
Igor V. Groshev — D.Sс. in Psychology (doctor of psychological sciences), D.Sс. in
Economics (doctor of economic sciences), Professor (Institute of Education and Science)
Anatoliy A. Derkach — D.Sс. in Psychology (doctor of psychological sciences), Professor,
Head of the Akmeology and Psychology of Processional Activity Department
(Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration)
Linda Jarvin — Ph.D. in Psychology, Dean of Paris College of Art (Paris College of
Art, Paris, France)
Grant J. Rich — Ph.D. in Psychology, Fellow, American Psychological Association
(Juneau, Alaska, USA)
Harold Takooshian — PhD in Psychology, Professor of Psychology & Urban Studies
at Fordham University, and Director of the Fordham Program in Organizational Leadership,
Past-President, and Representative to APA Council (Fordham University, New
York, USA)
Eugen Tarnow — Ph.D. in physics, researcher (Avalon Business Systems, Inc., Fair
Lawn, NJ, USA)
Viktor P. Sheinov — D.Sс. in Sociology (doctor of sociological sciences), Professor,
Professor of the Psychology and Pedagogical mastery Chair (Republican Institute of
Higher Education, Minsk, Belarus)
Стр.2
ВЕСТНИК
Российского
университета
дружбы народов
Серия
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
2016, № 1
Серия издается с 2003 г.
Российский университет дружбы народов
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в 1993 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Шамионов Р.М. Теоретические подходы к этнопсихологическим и кросскультурным
исследованиям субъективного благополучия личности ....................
Балыхина Т.М., Ветер О.В. Вербальная коммуникация как основа культуры этноса:
толерантность и инновационность ................................................................
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Кудинов С.И., Кудинов С.С., Седова И.В. Роль ответственности в эмоциональном
выгорании учителей на начальном этапе профессионализации ...........................
Ershova R.V., Semina T.M., Varchenko N. N., Gankin K.A., Novik V.P. The pupillometric
predictor of internet-addiction ....................................................................................
Рягузова Е.В. «Временной разлом» коммуникативных практик травмированной
личности ...................................................................................................................
Бочарова Е.Е. Уровневые характеристики взаимосвязи личностной конкурентоспособности
и субъективного благополучия старшеклассников ..........................
Акмова А.Р., Волк М.И. Психологические особенности проявления изобретательности
в деятельности менеджеров ...........................................................................
26
42
55
62
71
7
20
Стр.3
Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 1
СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Будыкин С.В. Информационная безопасность
детей в обыденном понимании родителей и учителей ...........................................
Арендачук И.В. Формирование информационно-коммуникативных потребностей
подростков средствами массовой коммуникации как институтом социализации
.........................................................................................................................
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Плугина М.И. Детерминанты профессионального становления преподавателя
высшей школы в современных социокультурных условиях ..................................
96
Паршуткина А.Т. Тенденции развития иноязычного образования в условиях контекстного
подхода .................................................................................................... 105
Antwi-Boasiako Albert. Introducing Translation Skills to Level 200 Students of Russian:
A Case Study University of Ghana .............................................................................. 113
НАШИ АВТОРЫ ................................................................................................... 119
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2016
© «Вестник Российского университета дружбы народов», 2016
77
87
4
Стр.4
BULLETIN
of Russian
Peoples’ Friendship
University
Series
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS
2016, № 1
Series founded in 2003
Peoples’ Friendship University of Russia
SCIENTIFIC JOURNAL
Founded in 1993
CONTENTS
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PROBLEMS OF MODERN
PSYCHOLOGY
Shamionov R.M. Theoretical Approaches to Ethno-Psychological and Cross-Cultural
Studies of Subjective Well-Being of the Personality ......................................................
Balykhina T.M., Veter O.V. Verbal Communication as Ethnicity Culture Basis: Tolerance
and Innovation ...........................................................................................................
ACTUAL PROBLEMS OF PERSONALITY PSYCHOLOGY
Kudinov S.I., Kudinov S.S., Sedova I.V. Role of Responsibility in Emotional Burnout
of Teachers at Initial Stage of Professionalization ........................................................
Ершова Р.В., Семина Т.М., Варченко Н.Н., Ганькин К.А., Новик В.П. Пупиллометрические
предикторы интернет зависимости ...................................................
Ryaguzova E.V. Temporal Fracture in Communicative Practices of Traumatized
Person ........................................................................................................................
Bocharova E.E. Leveling Characteristics Interconnection between Personality
Competitiveness and Subjective Well-being of High School Students ...........................
Akimova A.R., Volk M.I. Psychological Peculiarities of Creativity Manifestation in
Activities of Managers .................................................................................................
26
42
55
62
71
7
20
Стр.5
Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 1
CONTEMPORARY SOCIAL AND SOCIAL PSYCHOLOGICAL
RESEARCH
Bovina I.B., Dvoryanchikov N.V., Budykin S.V. Information Security of Children in
Lay Thinking of Parents and Teachers .........................................................................
Arendachuk I.V. Shaping Adolescents’ Information and Communication Needs by Mass
Media as an Institution of Socialization ......................................................................
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF EDUCATION
Plugina M.I. Determinants of Professional Development of Higher Education Teachers
in Modern Sociocultural Conditions ...........................................................................
96
Parshutkina T.A. The Trends in The Development of Foreign Language Education within
the Contextual Approach ............................................................................................ 105
Антви-Боасиако Алберт. Формирование навыков перевода у студентов со средним
уровнем владения русским языком: анализ опыта университета Ганы .......... 113
OUR AUTHORS ..................................................................................................... 119
© Peoples’ Friendship University of Russia, Publishing House, 2016
© “Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia”, 2016
77
87
6
Стр.6