№ 4•2016 (июль–август) МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ 6-11 сентября КВЦ ПАТРИОТ Московская область г. Кубинка www.rusarmyexpo.ru Организатор Министерство обороны Российской Федерации Издается с 1996 г. УЧРЕДИТЕЛЬ ООО «Высокие технологии и инновации» РЕДАКЦИЯ Главный редактор Павел ИВАНОВ Заместитель главного редактора Владимир ПОПОВ Редакторы номера: Виктор ДРУШЛЯКОВ, Алексей ЛАШКОВ, Сергей ЛЕВИЦКИЙ, Сергей ФИЛИПЕНКОВ Научный консультант Георгий ШИБАНОВ Специальный корреспондент Ольга КАРЕЛИНА Компьютерная верстка Екатерина ПОТЫСЬЕВА, Константин ДОРОШИН Web-администратор Сергей БАБАИН Корректура Жанна КОСАРЕВА В номере использованы фотографии и рисунки: Валерий ВОЖДАЕВ, Виктор ДРУШЛЯКОВ, Анатолий ЗАК, Алексей МИХЕЕВ, Сергей ПАШКОВСКИЙ, Владимир ПОПОВ, Вадим САВИЦКИЙ, Сергей ФИЛИПЕНКОВ, Амир ШАФЕЕВ Фото из архивов: Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ, Управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ, ПАО «Туполев», Пресс-службы ПАО «Ракетнокосмическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва», ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» и ГНЦ РФ ИМБП РАН, ФГУП «КБ Общего Машиностроения имени академика В.П. Бармина», ФГУП ЦНИИмаш, ОАО «ЛИИ им. <...> М.М. Громова», АМСГ-1 «Мурманск» ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»; из личных архивов Анатолия СУРЦУКОВА, Леонида КИТАЕВА-СМЫКА, Евгения ШОЛКОВА, Алексея ЛАШКОВА; с сайта RussianSpaceWeb.com, npo-nauka.ru, army-news.ru/2011/02/kosmicheskie-misheni/ istrebitel_sputnikov. <...> Перепечатка опубликованных материалов допускается только со ссылкой на журнал «Авиапанорама». <...> Воздухозаборник определяет ЭПР самолета в передней полусфере . <...> Проект окололунной станции обсуждают партнеры по МКС из России и США . <...> «Создаваемые в стране средства будут способны поражать космические цели в необходимых количествах» . <...> Непростой путь к статусу владельца самолета и частного пилота . <...> 42 БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ Авиация в развитии Арктической зоны России. <...> 71 КОЛОНТИТ • КОЛОНТИТ <...>
Авиапанорама_№4_(118)_2016.pdf
Издается с 1996 г.
УЧРЕДИТЕЛЬ
ООО «Высокие технологии и инновации»
РЕДАКЦИЯ
Главный редактор
Павел ИВАНОВ
Заместитель главного редактора
Владимир ПОПОВ
Редакторы номера:
Виктор ДРУШЛЯКОВ, Алексей ЛАШКОВ,
Сергей ЛЕВИЦКИЙ, Сергей ФИЛИПЕНКОВ
Научный консультант
Георгий ШИБАНОВ
Специальный корреспондент
Ольга КАРЕЛИНА
Компьютерная верстка
Екатерина ПОТЫСЬЕВА, Константин ДОРОШИН
Web-администратор
Сергей БАБАИН
Корректура
Жанна КОСАРЕВА
В номере использованы фотографии и рисунки:
Валерий ВОЖДАЕВ, Виктор ДРУШЛЯКОВ, Анатолий ЗАК,
Алексей МИХЕЕВ, Сергей ПАШКОВСКИЙ, Владимир ПОПОВ,
Вадим САВИЦКИЙ, Сергей ФИЛИПЕНКОВ, Амир ШАФЕЕВ
Фото из архивов:
Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ,
Управления пресс-службы и информации Министерства
обороны РФ, ПАО «Туполев», Пресс-службы ПАО «Ракетнокосмическая
корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва»,
ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» и ГНЦ РФ ИМБП РАН,
ФГУП «КБ Общего Машиностроения имени академика В.П.
Бармина», ФГУП ЦНИИмаш, ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова»,
АМСГ-1 «Мурманск» ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»;
из личных архивов Анатолия СУРЦУКОВА,
Леонида КИТАЕВА-СМЫКА, Евгения ШОЛКОВА,
Алексея ЛАШКОВА; с сайта RussianSpaceWeb.com,
npo-nauka.ru, army-news.ru/2011/02/kosmicheskie-misheni/
istrebitel_sputnikov.
Фото на 1-й стр. обложки:
Фото Виктора ДРУШЛЯКОВА
АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ:
Почтовый: 109153, Москва, а/я 16
E-mail: aviapanorama@mail.ru
Internet: www.aviapanorama.ru
Тел.: +7 (925) 507-82-40
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ БАЗА
ООО «Высокие технологии и инновации»
Генеральный директор Павел ИВАНОВ
Финансовый директор Александр ТАЙ
Директор по развитию Галина ПОПОВА
Редакция не несет ответственности за достоверность
информации в публикуемых материалах.
Точка зрения редакции не всегда совпадает с мнением
авторов. Перепечатка опубликованных материалов
допускается только со ссылкой на журнал «Авиапанорама».
Научно-технический журнал.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за
соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций
и охране культурного наследия
Свид. ПИ № ФС77-23925 от 13.04.2006 г.
© «АВИАПАНОРАМА»
№4 • 2016
3
Published since 1996
PUBLISHER
HIGH TECHNOLOGIES AND INNOVATIONS Ltd.
EDITORIAL STAFF
Editor-in-Chief:
Pavel IVANOV
Deputy Editor-in-Chief
Vladimir POPOV
Editors:
Victor DRUSHLYKOV, Alexey LASHKOV,
Sergey LEVITSKY, Sergey FILIPENKOV
Scientific consultant
Georgy SHIBANOV
Special correspondents
Olga KARELINA
Computer design:
Ekaterina POTYSIEVA, Konstantin DOROSHIN
Webmaster
Sergey BABAIN
Photos:
Valery VOZHDAEV, Victor DRUSHLYKOV, Anatoly ZAK,
Alexey MIKHEEV, Sergey Pashkovsky, Vladimir POPOV,
Vadim SAVITSKY, Sergey FILIPENKOV, Amir SHAFEEV
Cover photo
Victor DRUSHLYKOV
AVIAPANORAMA
Mailbox: 109153, Moscow, mailbox 16
E-mail: aviapanorama@mail.ru
Internet: www.aviapanorama.ru
The materials printed in the magazine do not
always present the viewpoint of the editorial staff.
Reproduction in part or whole is not permitted
without the explicit authorization of the publisher.
The scientific-technical magazine was registered by
the Ministry for Press, TV and Radio broadcasting on
April 13, 2006. Reg. PI # FS77-23925.
© AVIAPANORAMA
Стр.3
№ 4 (118)
КОЛОНТИТ • КОЛОНТИТ
СОДЕРЖАНИЕ
2016
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Сергей Байнетов. Современный взгляд на формирование концепции безопасности полетов
авиации Вооруженных Сил Российской Федерации ........................................................... 6
НАУКА-ТЕХНОЛОГИИ
Сергей Левицкий. Як‑130 и его братья‑конкуренты ...........................................................11
Валерий Вождаев. Воздухозаборник определяет ЭПР самолета в передней полусфере ........19
Сергей Филипенков. Проект окололунной станции обсуждают партнеры по МКС из России
и США ...............................................................................................................................23
Анатолий Соколов. «Создаваемые в стране средства будут способны поражать космические
цели в необходимых количествах» ..................................................................................31
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
Татьяна Нестерович. Кадровое обеспечение космонавтики требует системных
мероприятий ...................................................................................................................34
Виктор Друшляков. Ракетные двигатели от «бога огня» ....................................................39
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
Амир Шафеев. Мечты сбываются! Непростой путь к статусу владельца самолета и частного
пилота .............................................................................................................................42
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ
Авиация в развитии Арктической зоны России. Наталья Моисеева. Авиаметобеспечение
безопасности полетов в западном секторе российской Арктики ......................................45
Дайджест обзора НП «Безопасность полетов» (май 2015) ................................................49
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ
Анатолий Сурцуков. Высокой памяти достоин! Фрагмент героической биографии генералполковника
Виталия Павлова ..........................................................................................53
CТРАНИЦЫ БУДУЩИХ КНИГ
Леонид Китаев-Смык. Приобщение к космонавтике. Продолжение, начало в №№ 1, 2, 4, 5, 6–2013,
№№ 1, 2, 3–2014, №№ 2, 4, 5–2015, №№ 1, 2, 3–2016 ........................................................56
УРОКИ ИСТОРИИ
Алексей Лашков. Проекты борьбы с воздушным противником в начале ХХ века ..............67
Евгений Шолков, Виктор Друшляков. О том, что превращает палубу в ВПП. Взлётно‑посадочные
системы авианосцев. Продолжение, начало в № 3–2014 ....................................................71
Стр.4
КОЛОНТИТ • КОЛОНТИТ
Назрела необходимость разделения понятия «безопасность полетов». Все,
что делается по разработке нормативных правовых актов и служебных документов
в области авиационной деятельности вообще и в сегменте безопасности
полетов в частности (расследования авиационных происшествий и инцидентов,
разработки профилактических мероприятий) – это стратегическая
линия, направленная на управление обеспечением безопасности полетов.
Ее необходимо дополнить тактической линией – управлением безопасностью
конкретного полета.
ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ:
6
страница
Если ориентироваться только на расход топлива, то переход на Як-152 с
дизельным двигателем, работающим на авиационном керосине, позволит
сократить стоимость часа летной подготовки примерно в 10 раз. Дешевизна
и простота первого уровня подготовки на легкомоторном самолете накладывает
дополнительные требования к самолету базовой и повышенной подготовки.
Он должен обеспечить учебный процесс, который поднимет обучаемого
летчика с уровня «примитивного» Як-152 до уровня «суперистребителя»
типа Су-35 или Т-50.
В первой половине 2017 года космические агентства готовятся обсудить
следующую по завершении полётов на МКС пилотируемую программу. Это
может быть международная окололунная посещаемая платформа, создаваемая
на базе российских обитаемых модулей. Специалисты РКК «Энергия»,
американских корпораций Boeing и Lockheed Martin и ГК «РОСКОСМОС»
формируют вероятный план-график разработки и запуска международной
лунной орбитальной станции, которая может стать первым шагом на пути
освоения Луны нашими космонавтами.
Отечественная стратегия космической деятельности может быть реализована
только при обеспечении авиакосмической отрасли высококвалифицированными
кадрами и создании условий для их профессионального развития
в процессе трудовой деятельности и продления профессионального долголетия.
Решение этой задачи предполагает формирование и функционирование
целостной системы дополнительного профессионального образования
специалистов аэрокосмических предприятий, сохранения традиций отечественной
космонавтики и проведения исследований в интересах инновационного
развития…
Маршрут оказался очень сложным. Из-за множества пожаров видимость
была очень слабая. Затем понизилась облачность и пошел дождь. Пришлось
лететь по приборам. И вот наконец-то мы приземляемся на реку Лена, на
берегу которой стоит мой родной город Олекминск. Для нас и для маленького
четырехместного самолета перелет был большим, но очень интересным
испытанием. Самое главное, что гидросамолет Л-42, пролетев большую
часть материковой России, ни разу не подвел нас. Я счастлив, что моя
мечта сбылась!
Душманы, наблюдавшие за этой картиной со склонов ущелья, даже не
стали стрелять по нему, хотя вертолёт Павлова проплывал на минимальной
скорости перед их носом. Видимо, им самим хотелось понять, сможет
ли эта «шайтан-арба», как они называли вертолёт, вытащить «за волосы»
другой такой же. Потом Павлов совершит в Афганистане ещё более 300
боевых вылетов, налетав 500 с лишним часов, а ещё – повоюет в Чечне,
Таджикистане, Приднестровье, и других горячих точках. Его стараниями
армейская авиация станет родом Сухопутных войск, достигнет наивысшего
уровня своего развития.
страница
страница
11
23
страница
страница
34
42
страница
53
№4 • 2016
5
Стр.5